Что делает моторист на судне. Обязанности матросов на ходовой вахте

Общие положения:

1. Требования к мотористу-рулевому: На должность моториста-рулевого назначаются лица на моложе 18 лет, прошедшее медицинское освидетельствование, проверку знаний техники безопасности и получившие удостоверение на право работать в данной должности.

2. Принимается на работу и увольняется директором в соответствии с действующим законодательством РФ. Согласно занимаемой должности на него распространяются все льготы, права и обязанности согласно Устава фирмы и действующего законодательства РФ в полном объеме.

3. Моторист-рулевой непосредственно подчиняется командному составу танкера.

Моторист-рулевой обязан:

  1. Знать устройство всех судовых двигателей и вспомогательных механизмов и правила безопасности их обслуживания, правила техники безопасности на судах речного флота
  2. знать принципы работы различных систем рулевого устройства, авторулевых, уметь управлять ими.
  3. знать устройство главных энергетиче­ских установок и вспомогательных механиз­мов и уметь их обслуживать;
  4. знать нормативные эксплуатационно-технические показатели работы энергетичес­кой установки;
  5. участвовать в обслуживании и ремон­те всей судовой техники;
  6. знать и выполнять правила техниче­ской эксплуатации судовой техники;
  7. своевременно проводить техническое обслуживание механизмов, закрепленных за ним расписанием по заведованию;
  8. знать расположение и назначение трубопроводов, вентилей и клапанов судо­вых систем и уметь управлять ими;
  9. уметь читать и понимать значение показаний приборов своего заведования.
  10. моторист-рулевой может привлекать­ся по указанию механика к судовым рабо­там, не входящим в круг его прямых обя­занностей, после получения инструктажа по правилам безопасности труда на рабочем месте.

Моторист-рулевой имеет право:

1. Получать необходимую информацию для выполнения своих обязанностей.

2. Вносить вышестоящему начальству предложения по улучшению организации своего труда.

Моторист - рулевой несет ответственность :

1. За ненадлежащие исполнение или невыполнение своих должностных обязанностей, несоблюдение законодательства РФ.

2. За полное материальное обеспечение сохранности вверенных ему ценностей.

Механик – наставник

Вахтенный моторист при заступлении на вахту обязан:

    Получить у сдающего вахту моториста сведения о состоянии и режимах работы обслуживаемых технических средств, о замеченных неисправностях в их работе и ознакомиться с распоряжениями, передаваемыми по вахте.

    Проверить исправность обслуживаемых технических средств, чистоту и порядок в машинном отделении.

    Выполнять указания вахтенного механика по обеспечению безопасной работы механизмов на заданных режимах, а также другие его распоряжения.

    При возникновении неполадок технических средств, пожара или поступления забортной воды внутрь корпуса немедленно доложить об этом вахтенному механику и действовать по его указанию.

    Поддерживать чистоту и порядок в машинном отделении.

Обязанности рулевого.

Старший рулевой, рулевой непосредственно подчиняются боцману, а во время вахты находятся в распоряжении вахтенного начальника.

Старший рулевой, рулевой обязаны:

    Изучать специальную лоцию и условия плавания района внутренних водных путей, в которых судно совершает рейсы.

    Знать правила, регламентирующие плавание судов и дополнение к ним, касающиеся района, касающиеся района, в котором плавает данное судно; знать рулевое устройство, а также действия рулевого комплекса при работе движителей на передний ход при плавании на мелководье, волнении, при ветре, швартовке, отданном якоре и т.д.

    Знать принцип работы различных систем рулевого устройства, авторулевых; уметь управлять ручными, паровыми, электрическими и гидравлическими приводами, использовать авторулевой; уметь осуществлять переход с одного вида управления на другой.

    Уметь держать судно на заданном курсе или изменять курс по указанию вахтенного начальника в различных условиях плавания как при глазомерной ориентировке, так и с помощью различных курсоуказателей.

    Уметь выполнять все работы, входящие в круг обязанностей матросов.

Старший рулевой следит за чистотой и порядком на ходовом мостике, в рулевой и штурманской рубках, а также на тентовой палубе.

Старший рулевой и рулевой на судах загран. плавания обязаны знать команды, подаваемые на руль на английском языке.

На судах, где не предусмотрена должность боцмана, старший рулевой выполняет его обязанности, предусмотренные настоящим уставом.

Обязанности вахтенного рулевого.

Вахтенный рулевой подчиняется непосредственно вахтенному начальнику.

Прием и сдача вахты вахтенным рулевым производится с разрешения вахтенного начальника.

Заступая на вахту вахтенный рулевой обязан проверить действие сигнальных огней, а в дневное время – наличие поднятых флагов и знаков, необходимых в данной обстановке, он должен также ознакомиться со всеми касающимися его распоряжениями по вахте.

Вахтенный рулевой, вахтенный матрос при стоянке судна на якоре или швартовых обязаны находиться на месте, указанном вахтенным начальником, вести наблюдение за окружающей обстановкой, следить за положением и натяжением якорной цепи и её положением, швартовами, кранцами, сходнями, трапами, якорными огнями м знаками, а также за тем, чтобы за борт не свешивались тросы, штанги и т.п. Обо всех изменениях обстановки они должны немедленно докладывать вахтенному начальнику.

Профессия рулевого возникла на флоте с самого начала его зарождения, ибо любое судно должно быть управляемым, а вот профессия моториста появилась после создания судов с двигателями внутреннего сгорания. Широкое распространение на флоте получило совмещение профессий, которое позволяет эксплуатировать суда с более высоким экономическим эффектом. В результате такого совмещения и возникла профессия моториста-рулевого.

Мотористы-рулевые обслуживают как речные, так и морские суда. Многих привлекает в морских профессиях возможность увидеть дальние края, бороздить морские просторы, жить по мужественным законам морской дружбы, то есть то, что называют романтикой. Но для настоящего моряка и речника его профессия — это прежде всего труд, и труд нелегкий, напряженный. При любых условиях, в любую погоду суда перевозят грузы и пассажиров, используются на рыбных промыслах, при исследовании водных пространств Мирового океана.

В рулевой рубке моторист-рулевой стоит за штурвалом и управляет курсом движения судна согласно приказам вахтенного начальника. На небольших речных судах (буксирных катерах) степень самостоятельности моториста-рулевого возрастает: он управляет судном обычно без дополнительных указаний, только под наблюдением вахтенного начальника. В обязанности моториста-рулевого входит также наблюдение за исправностью механизмов рулевого устройства, их чистка, смазка и текущий ремонт.

На вахте в машинном отделении моторист-рулевой по приборам и другим внешним сигналам следит за исправностью работы двигателя, выполняет команды вахтенного начальника по изменению режима работы двигателя. Под руководством механика судна он также производит чистку, смазку и текущий ремонт двигателя.

Моторист-рулевой должен уметь управлять шлюпкой, хорошо плавать, знать практические приемы спасения утопающего. Есть у него и другие обязанности, которые являются общими для всех плавающих на судах: быстро вязать морские узлы, далеко и точно закидывать бросательный конец при швартовке судна, готовить металлическую и деревянную поверхность к окраске, а затем покрасить ее так, чтобы краска легла ровным слоем,- судно всегда должно быть чистым и красивым.

Для моториста-рулевого ежедневная уборка судовых помещений — привычное дело. Каждый моторист-рулевой на судне имеет свое заведование, то есть одному из них поручают содержать в чистоте и в исправном состоянии шлюпки и шлюпочные устройства, другому — якорное и швартовное устройство, третьему — судовые системы и т. д. Он должен иметь и слесарные навыки, поскольку сам производит текущий ремонт механизмов и устройств.

Так как моторист-рулевой на судне исполняет обязанности вахтенного в машинном отделении и в капитанской рубке у руля и должен четко и своевременно выполнять приказы, ему необходимо быть дисциплинированным и исполнительным. В то же время очень важно, чтобы он выполнял приказы не бездумно, а сознательно, потому что только при полном понимании смысла приказа его можно исполнить точно.

Моторист-рулевой выполняет функции оператора по управлению системой (кораблем), перемещающейся в пространстве по определенным законам. Он должен следить за процессами, происходящими внутри системы (работа двигателя), и за процессами взаимодействия системы с внешним миром. Информацию об этих процессах моторист-рулевой получает с помощью приборов и непосредственно органами чувств.

В соответствии с Уставом службы на судах Министерства речного флота на всех самоходных судах, на которых штатным расписанием предусмотрены должности рулевых, мотористов-рулевых (машинистов), во время движения на посту управления судном должны находиться два члена экипажа - вахтенный начальник и моторист-рулевой.

Моторист-рулевой подчинен непосредственно первому штурману, боцману, а во время вахты - вахтенному начальнику.

Моторист-рулевой должен знать: основные правила, регламентирующие плавание судов, и дополнения к ним, касающиеся района, в котором плавает данное судно; специальную лоцию и условия плавания в районе, в котором судно совершает рейсы;

устройство и руководства по эксплуатации главных двигателей, вспомогательных механизмов, систем дистанционного управления и средств автоматизации механизмов машинного отделения;

рулевое устройство, проводку штуртроса и правила ухода за ним; действие руля при работе машин на передний и задний ход;

технико-эксплуатационные данные судна и его маневренные качества;

действие якорных устройств;

способы швартовки судна;

передовые методы технической эксплуатации главных двигателей и вспомогательных механизмов машинного отделения, обеспечивающие продление межремонтных периодов их работы;

причины появления неисправностей в работе главных двигателей, вспомогательных механизмов, систем дистанционного управления и средств автоматизации механизмов машинного отделения; способы их предупреждения и устранения;

эксплуатационные нормативно-технические показатели работы силовой установки;

правила техники безопасности, судовой санитарии и основы противопожарной защиты судна.

Моторист-рулевой должен уметь:

управлять судном в различных условиях под руководством вахтенного начальника;

производить подготовку, пуск в работу, регулирование режима работы, остановку главных двигателей и вспомогательных механизмов;

выполнять работы по спуску и подъему шлюпок, обращаться с ручными, паровыми, электрическими и гидравлическими рулевыми машинами;

непосредственно управлять работой палубных вспомогательных механизмов;

управлять шлюпкой, выполнять такелажные и малярные работы, а также мелкий ремонт по судну;

своевременно проводить технические уходы за закрепленными за ним механизмами и устройствами.

Перед вступлением на вахту моторист-рулевой должен проверить:

исправность действия рулевого устройства, сигналов, наличие и готовность запасных сигнальных фонарей;

режим работы главных и вспомогательных двигателей.

Во время вахты моторист-рулевой обязан:

неотлучно находиться на посту управления, вести постоянное наблюдение за плавучей и береговой обстановкой, показаниями глубин на сигнальных мачтах, сигналами иа движущихся и стоящих судах, управлять судном по командам вахтенного начальника и дублировать его команды;

следить за показаниями приборов и средств контроля за работой главных двигателей и вспомогательных механизмов.

При подготовке судна к плаванию рулевой-моторист должен участвовать в ремонтных работах, вооружении и оборудовании судна.

На заметку: В наше время мало кто читает книги, потому что множество полезной информации можно найти и в интернете. Например, ответы на вопросы почему можно найти на научно-познавательном сайте для детей и взрослых. Почемуха.ру.

Моторист-рулевой

Характеристики

Мотористы-рулевые обслуживают как речные, так и морские суда, они стоят на вахте и обслуживают механизмы, устройства, причем эта работа производится зачастую при большом ветре и сильной волне. Во всех операциях по спасению судна и людей участвуют и мотористы-рулевые. Борьба со стихией — повседневное дело в профессии моряка. Мотористы-рулевые несут вахту под руководством вахтенного начальника (капитана, старшего помощника или механика) поочередно то в рулевой рубке, то в машинном отделении судна. В рулевой рубке моторист-рулевой стоит за штурвалом и управляет курсом движения судна согласно приказам вахтенного начальника. В обязанности моториста-рулевого входит также наблюдение за исправностью работы механизмов рулевого устройства, их чистка, смазка, текущий ремонт. На вахте в машинном отделении моторист-рулевой по приборам и другим внешним сигналам следит за исправностью работы двигателя. Под руководством судового механика он также производит чистку, смазку и текущий ремонт двигателя. Моторист-рулевой должен уметь управлять шлюпкой, хорошо плавать, знать практические приемы спасения утопающего, он должен быстро вязать морские узлы, точно закидывать бросательный конец при швартовке, проводить работы по мелкому ремонту и окраске на судне.

Должен знать

Как и в других транспортных профессиях, моторист-рулевой должен уметь распределять свое внимание между несколькими объектами, быть на вахте бдительным. Возможность возникновения аварийных моментов требует от него способности сохранять спокойствие в критические минуты, быть хладнокровным, решительным, смелым. Моторист-рулевой должен быть дисциплинированным, четко и своевременно исполнять приказы, обладать хорошим глазомером, уметь быстро ориентироваться в пространстве. Важное значение для работы моториста-рулевого имеют хорошая координация движений, чувство равновесия и физическая сила. Продолжительное пребывание в небольшом замкнутом коллективе требует от каждого его члена дружелюбия, коллективизма и взаимовыручки.

Профессионально важные качества

  • хорошее зрение;
  • цветоразличение;
  • точный глазомер и тонкий слух;
  • чувство равновесия;
  • пространственное воображение;
  • зрительная память;
  • физическая сила;
  • выносливость;
  • внимательность;
  • умение быстро ориентироваться в критической ситуации;
  • способность к длительному пребыванию в небольшом замкнутом коллективе.
  • Медицинские противопоказания

  • дефекты зрения;
  • заболевания опорно-двигательного аппарата;
  • нервные и психические заболевания.

Пути получения профессии

Родственные профессии

Моторист буровой установки, матрос, судоводитель, судовой механик.

Обязанности матроса, моториста, рулевого

Моторист подчиняется первому помощнику механика, а во время вахты находится в распоряжении вахтенного механика.

— Знать устройство главных энергетических установок и вспомогательных механизмов; уметь их обслуживать.

— Знать нормативные эксплуатауионно-технические показатели работы энергетической установки.

— Участвовать в обслуживании и ремонте всей судовой техники.

— Знать и выполнять правила технической эксплуатации судовой техники.

— Своевременно проводить техническое обслуживание механизмов, закрепленных за ним расписанием по заведованию.

— Знать расположение и назначение трубопроводов, вентилей и клапанов судовых систем и уметь ими управлять.

Моторист может привлекаться по указанию механика к судовым работам, не входящих в круг его прямых обязанностей, после получения инструктажа по правилам безопасности труда на рабочем месте.

Рулевой подчиняется боцману, а во время вахты находится в распоряжении вахтенного начальника.

— Изучать специальную лоцию и условия плавания района внутренних судовых путей.

— Знать правила, регламентирующие плавание и дополнения к ним (обязанности), касающиеся района плавания, а также действие рулевого комплекса при работе движителей на передний и задний ход при плавании на мелководье, волнении, при ветре, швартовке, отданном якоре и т.д.

— Знать принцип работы различных систем рулевого устройства, авторулевых, уметь осуществлять переход с одного вида управления на другой.

— уметь удерживать судно на постоянном курсе или изменять курс по указанию вахтенного начальника в различных условиях плавания как при визуальной ориентировке, так и с помощью различных систем курсоуказателей.

— Уметь выполнять все работы, входящие в круг обязанностей матросов.

— Следить за чистотой и порядком на ходовом мостике, в рулевой и штурманской рубках и на тентовой палубе.

Во время стоянки судна у причала знать и выполнять обязанности вахтенного у трапа.

В случае возникновения во время стоянки пожара на судне или вблизи него, а также при возникновении других чрезвычайных происшествий вахтенный рулевой немедленно докладывать вахтенному начальнику и действует по его указанию.

Знать месторасположение противопожарного и спасательного инвентаря и уметь использовать его.

Перед отходом судна с место стоянки вахтенный рулевой обязан убедиться в исправности действия рулевого устройства путем перекладки руля с борта на борт и доложить об этом вахтенному начальнику.

Инструкция вахтенного у трапа :

При заступлении на пост вахтенный обязан убедиться в исправном состоянии трапа, наличия предохранительной сетки (если она требуется), поручней и спасательного круга с линем.

Вахтенный у трапа осуществляет контроль за посещением судна, неотлучно находясь у трапа и не допуская на судно посторонних лиц без разрешения вахтенного начальника, местонахождение которого (как и способы вызова) он должен знать.

Основными каналами доставки ДТС (диверсионно-террористических средств) следует считать:

— Скрытый пронос людьми под одеждой или в ручной клади.

— Скрытая доставка среди поступающих грузов и багажа.

Таким образом, контроль людей и их ручной клади на наличие взрывных устройств и огнестрельного оружия должен осуществляться с целью предотвращения проноса этих видов ДТС на судно.

При проходе должны контролироваться:

— Провожающие и другие посетители

Необходимость проведения одновременно с контролем на наличие ДТС — проверки пропусков усложняет процедуру. В качестве камуфляжа самодельных взрывных устройств применяются самые разнообразные, как правило, бытовые предметы: электрический карманный фонарь, вентилятор, светильник, радиоприемник, электроплитка, банки, коробки, термосы и другое.

При обнаружение подозрительных на взрывоопасность ручной клади необходимо получить подробные разъяснения у его хозяина. Если поведение хозяина ручной клади покажется подозрительным, он должен быть задержан до прибытия представителей компетентных органов.

При возникновении опасной ситуации вахтенный помощник капитана должен связаться с ближайшим отделением полиции или со специализированным подразделением и передать им всю имеющуюся информацию.

До прибытия специалистов по обнаружению и обезврежению взрывных устройств ручную кладь следует считать взрывоопасной. Необходимо закрыть доступ в опасную зону. Границы этой зоны определяются с учетом конкретных условий из расчета обеспечения максимального удаления от взрывоопасного объекта.

— трогать, перемещать или передвигать ручную кладь,

— оставаться рядом с ней,

— пользоваться поблизости радиооборудованием,

— создавать любые акустические, тепловые колебания или сейсмоколебания вблизи подозрительной ручной клади.

Комплексный подход к обеспечению безопасности судна предполагает организацию контроля на всех возможных каналах проноса ДТС, в противном случае все усилия по контролю у трапа могут быть бесполезны.

Матрос 1 класса .

Матрос 1 класса непосредственно подчиняется боцману, а во время несения вахты находится в распоряжении вахтенного начальника; на несамоходном судне подчиняется шкиперу.

Матрос 1 класса обязан знать и выполнять обязанности матроса 2 класса, а также уметь управлять палубными механизмами, отдавать и выбирать якоря, спускать и поднимать шлюпки, управлять спасательными шлюпками на веслах, с мотором и под парусами (на море), знать расположение водяных танков, их мерительных и воздушных труб, уметь производить замеры воды в танках и температуры в грузовых помещениях, уметь замерять глубину ручным лотом.

Матрос 1 класса на судах, выходящих в море, должен знать и выполнять обязанности рулевого.

Матрос 2 класса .

Матрос 2 класса непосредственно подчиняется боцману, а во время несения вахты находится в распоряжении вахтенного начальника; на несамоходном судне подчиняется шкиперу.

Матрос 2 класса обязан :

— Принимать участие в судовых работах по палубной части.

— Принимать участие в подготовке грузовых помещений, грузовых средств и инвентаря к погрузке и выгрузке, и уборе их по походному.

— Убирать палубы, судовые служебные и санитарно-бытовые помещения.

При выполнении работ, связанных с грузовыми операциями, принимать участие в открытии и закрытии люков трюмов; контролировать исправность тары, маркировку, укладку, сепарирование груза и при необходимости вести счет мест груза; следить за сохранностью и целостью груза, инвентаря и такелажа; наблюдать за исправностью трюмных трапов и другого трюмного оборудования: не допускать в трюм лиц в нетрезвом состоянии; докладывать вахтенному начальнику о всех нарушениях, недостатках, повреждениях и т.п.

— Выполнять все швартовые такелажные малярные работы и работы по забуксировке судов.

— Уметь грести веслами в шлюпке и замерять уровень воды в льялах и сточных колодцах на судне, а при плавании в море, кроме того, уметь осуществить прием и передачу сообщений средствами зрительной связи, выпускать и выбирать забортный лаг и снимать счеты лага, выполнять обязанности рулевого.

— Матрос 2 класса может привлекаться к малярным и такелажным работам в машинных помещениях после получения инструктажа по правилам техники безопасности труда на рабочем месте.

— Принимать участии в подготовке судна к выходу в рейс.

— Принимать участие в подготовке судна к посадке и высадке пассажиров.

— Принимать участие в судовых работах и работах по техническому обслуживанию корпусной части, включая работы на высоте и за бортом.

— Нести ходовые вахты на мостике и стояночные вахты у трапа согласно судовому расписанию.

— Знать расположение по судну аварийно-спасательного, противопожарного оборудования, имущества, инвентаря, уметь их использовать их по назначению.

Обязанности рулевого на ходовой вахте.

— Принимая вахту на руле, рулевой обязан принять от сменяющегося курс, выяснить, как судно слушается руля и доложить вахтенному начальнику о принятом курсе (по ориентирам или курсоуказателю).

— Вахтенный рулевой, находиться на посту управления, обязан строго удерживать судно на заданном курсе, следить за работой курсоуказателей и рулевого устройства, немедленно докладывая вахтенному начальнику о неисправностях в их работе.

— Вахтенный рулевой обязан выполнять команды только капитана, вахтенного начальника или лоцмана (команды последнего — по разрешению капитана или вахтенного начальника), предварительно продублировать их.

— При плавании с использованием глазомерного метода ориентировки вахтенный рулевой обязан вести постоянное наблюдение за плавучими и береговыми знаками навигационного оборудования, показателями глубин на береговых мачтах, сигналами движущихся и стоящих судах обо всем, представляющем опасность, докладывать вахтенному начальнику.

— Перед отходом судна с места стоянки вахтенный рулевой обязан убедиться в исправности действия рулевого устройства путем перекладки руля с борта на борт и доложить об этом вахтенному начальнику.

— Вахтенный рулевой не является наблюдателем в то время, когда он управляет рулем, используя курсоуказатель.

Рейтинг пользователей сайта

Для друзей!

Профессия рулевого появилась на флоте с появлением первого корабля, ведь любым судном должен был кто-то управлять. С изобретением двигателя внутреннего сгорания и внедрением его в судоходство рулевой стал выполнять еще и обязанности моториста. Так возникла профессия моториста-рулевого.

Именно от компетентности этих специалистов во многом зависит, дойдет ли судно до места назначения. Например, в эпоху Великих географических открытий некоторые острова и материки были открыты именно из-за того, что рулевые сбивались с курса. Однако сейчас, когда, белых пятен на карте не осталось, ошибки мотористов-рулевых имеют чаще плачевнее последствия: корабль может сесть на мель или напороться на рифы.

Полезные статьи

Даша и Море. Выпускница «Макаровки» служит на флоте помощником капитана

Описание деятельности

Мотористы-рулевые работают как на речных, так и на морских судах. Он стоит за штурвалом и, исходя из указов вахтенного начальника, управляет курсом движения судна. Управляя небольшим судном, моторист-рулевой имеет больше самостоятельности.

Он производит пуск и остановку двигателя, изменяет режимы и контролирует его работу. Делать это рулевой может, неся вахту непосредственно в машинном отделении, или дистанционно с пульта управления в капитанской рубке.

Моторист-рулевой следит за исправностью рулевого устройства, наличием и исправностью и сигнальных фонарей, контролирует режим работы главных и вспомогательных двигателей. Он также производит чистку, смазку и ремонт двигателей под руководством судового механика.

Работа моториста-рулевого ведется вахтовым методом. Продолжительность вахты зависит от типа судна: на пассажирских – не более 8 часов, на других – не более 12 часов.

Должностная инструкция моториста-рулевого теплохода

I. Общие положения:

  1. Назначается, перемещается и освобождается от занимаемой должности приказом руководителя предприятия по представлению директора по эксплуатации флота.
  2. Должностной оклад моториста-рулевого устанавливается согласно штатного расписания.
  3. Моторист-рулевой непосредственно подчиняется капитану теплохода.
  4. В своей работе руководствуется:

Действующим законодательством Украины, нормативными актами и др. документами;

Уставом о дисциплине работников речного транспорта;

Уставом службы на судах речного флота;

Правилами охраны труда, техники безопасности и пожарной безопасности в речных портах;

Приказами и распоряжениями руководителя предприятия и капитана теплохода;

Уставом ОАО «______________»;

Настоящей должностной инструкцией.

II. Задачи и обязанности:

  1. Несёт вахту в машинном отделении, согласно судового расписания.
  2. Обслуживает главную энергетическую установку и вспомогательные механизмы, вспомогательные котлы и технические средства, которые обеспечивают их работу, управляет ими.
  3. Несёт вахту в рулевой рубке, согласно судового расписания.
  4. Знает принципы работы различных систем рулевого устройства, авторулевых, умеет управлять ими.
  5. Обслуживает судовые системы и управляет клапанами судовых систем.
  6. Обслуживает электрооборудование машинного отделения.
  7. Принимает участие в техническом обслуживании и ремонте всех судовых технических средств систем и механизмов.
  8. Производит слесарно-монтажные работы по ремонту судовых двигателей внутреннего сгорания, вспомогательных механизмов и котлов, судовых устройств и систем.
  9. Своевременно проводит техническое обслуживание механизмов, закреплённых за ним расписанием по заведованию.
  10. Читает и понимает значение приборов своего заведования.
  11. Обеспечивает бесперебойную работу механизмов на заданных режимах и принимает меры по устранению недостатков в их работе.
  12. Поддерживает чистоту и порядок в машинном отделении.
  13. Принимает меры в случае угрозы аварии, поступления забортной воды пожара или другой опасности для жизни людей в машинном отделении.
  14. Проводит подготовку систем пожаротушения к действию.
  15. Привлекать­ся по указанию механика к судовым рабо­там, не входящим в круг его прямых обя­занностей, после получения инструктажа по правилам безопасности труда на рабочем месте.
  16. Изучает специальную лоцию и условия плавания района внутренних судоходных путей в которых судно совершает рейсы.
  17. Управляет ручными, паровыми, электрическими, гидравлическими рулевыми приводами, использует авторулевой. Осуществляет переход с одного вида управления на другой.
  18. Удерживает судно на постоянном курсе и меняет курс по приказу командного состава в различных условиях, как при глазомерной ориентировке, так и с помощью различных систем курсоуказателей.
  19. Следит за чистотой и порядком на ходовом мостике и рулевой рубке.
  20. Соблюдает требования техники безопасности, пожарной безопасности и производственной санитарии на судах.

Задачи и обязанности моториста-рулевого при несении вахты в рулевой рубке:

  1. Заступая на вахту, проверяет действие сигнальных огней, а в дневное время наличие поднятых флагов и знаков, необходимых в данной обстановке, также ознакамливается со всеми касающимися его распоряжениями по вахте.
  2. При стоянке на якоре или швартовых ведёт наблюдение за окружающей обстановкой, следит за положением и натяжением якорной цепи, швартовыми, кранцами, сходнями, трапами, якорными огнями и знаками, наличием противокрысиных щитков на швартовых, а также за тем, чтобы за борт не свешивались тросы, шланги и т.д. О всех изменениях обстановки докладывает вахтенному начальнику.
  3. Принимая вахту на руле, выясняет у сменяющегося курс, как судно слушается руля.
  4. Строго удерживает судно на заданном курсе, следит за работой курсоуказателей и рулевого устройства, немедленно докладывает вахтенному начальнику о неисправностях в их работе.
  5. Выполняет команды только вахтенного начальника или капитана, предварительно продублировав их.
  6. При плавании с использованием глазомерного метода ориентировки, постоянно ведёт наблюдение за плавучими и береговыми знаками навигационного оборудования, показаниями глубин на сигнальных мачтах, сигналами на движущихся и стоящих судах. Обо всех опасностях немедленно докладывает вахтенному начальнику
  7. Перед отходом судна с места стоянки проверяет действия рулевого устройства путём перекладки руля с борта на борт и докладывает об этом вахтенному начальнику.

III. Обязанности работника по соблюдению требований

нормативно-правовых актов по охране труда:

  1. Должен заботиться о личной безопасности и здоровье, а также о безопасности и здоровье окружающих людей в процессе выполнения любых работ или во время пребывания на теплоходе или территории предприятия.
  2. Знать и выполнять требования нормативно – правовых актов по охране труда, правила обращения с машинами, механизмами, оборудованием и другими средствами производства, пользоваться средствами коллективной и индивидуальной защиты.
  3. Проходить в установленном законодательством порядке предварительные и периодические медицинские осмотры.

IV. Должен знать

  1. Устав службы на судах речного флота.
  2. Правила трудового распорядка.
  3. Устройство судовых двигателей внутреннего сгорания и правила их эксплуатации.
  4. Основные неисправности двигателей внутреннего сгорания, вспомогательных механизмов и котлов, судовых устройств и систем, способы их определения и устранения.
  5. Нормативные эксплуатационно-технические показатели работы энергетической установки.
  6. Процедуры несения вахты в машинном отделении.
  7. Назначение и расположение трубопроводов, вентилей и клапанов судовых систем.
  8. Требования охраны труда, пожарной безопасности, производственной санитарии.
  9. Основы электрооборудования судов и судовой автоматики.

10. Назначение и устройство приборов автоматики судовых двигателей внутреннего сгорания и вспомогательных котлов.

11. Слесарное дело и технологическую последовательность во время ремонта судовых двигателей внутреннего сгорания, вспомогательных механизмов и котлов, судовых устройств, судовых систем и их арматуры.

12. Основы такелажных и малярных работ.

13. Основные действия по защите окружающей природной среды.

14. Назначение, устройство и действие различных передач мощности от главных двигателей на гребным валы, контрольно-измерительных приборов, судовых энергетических установок.

15. Назначение и устройство валопроводов и судовых движителей.

16. Основы физических процессов, которые происходят в судовых двигателях внутреннего сгорания.

17. Действия во время аварий и пути эвакуации из машинного отделения.

18. Назначение судовой сигнализации, которая связывает машинное отделение с мостиком судна.

19. Расположение на судне аварийно-спасательного, противопожарного оборудования, имущества, инвентаря и его использование по назначению.

20. Инструкцию по эксплуатации, правила технического обслуживания и ремонта судовых технических средств.

21. Специальную лоцию и условия плавания района внутренних судовых путей, в которых судно совершает рейсы.

22. Правила регламентирующие плавание судов и дополнения к ним, касающиеся района, в котором плавает данное судно.

23. Рулевое устройство и действия рулевого комплекса при работе движителей на передний и задний ход при плавании на мелководье, волнении, при ветре, швартовке, отданном якоре и т.д.

24. Принцип работы различных систем рулевого устройства, авторулевых.

V. Права:

  1. Получать необходимую информацию для выполнения своих обязанностей.
  2. Вносить вышестоящему руководству предложения по улучшению организации своего труда.

VI. Ответственность:

Моторист-рулевой несет личную ответственность за:

  1. Несоответствие принятых им решений действующему законодательству Украины.
  2. Ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных данной инструкцией, - в пределах, определенных действующим трудовым законодательством Украины.
  3. Правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности - в пределах, определенных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством
  4. Дачу недостоверной информации о состоянии выполнения работы.
  5. Нарушения требований законов и других правовых актов по охране труда.
  6. Ненадлежащее обеспечение сохранности вверенных ему ценностей.

VII. Взаимоотношения:

Все вопросы, связанные с исполнением своих должностных обязанностей решает с директором по эксплуатации флота и командным составом судна.

VIII. Квалификационные требования:

Среднее или профессионально-техническое образование. Первичная профессиональная подготовка. Стаж работы на судах в составе машинной команды не меньше 2-х месяцев, который связан с функциями несением ходовой машинной вахты под руководством квалифицированного механика или особы рядового состава высшей квалификации. Должен иметь соответствующий диплом или свидетельство про квалификацию, дающее право работать в данной должности.

Руководитель подразделения __________________________________ __ __________ г.

(подпись, ФИО)

СОГЛАСОВАНО:

Юрисконсульт _______________________________________ __ __________ г.

(подпись, Ф.И.О.)

Инженер по охране труда ______________________________________ __ __________ г.

(подпись, Ф.И.О.)

С инструкцией ознакомлен:_____________________________________ __ __________ г.

(подпись, Ф.И.О.)

Отчет по плавательной практике

Курсанта гр.

План

Раздел 1. Организация службы на судах морского транспорта.

1.1 Основные положения статута службы на транспортных судах.

1.2 Организация службы на судне.

1.3 Обязанности моториста 2 класса.

Раздел 2. Устройство судна, судовые устройства и спасательные средства.

2.1 Предназначение, техническая характеристика и устройство корпуса судна.

2.2 Якорное устройство.

2.3 Швартовочное устройство.

2.4 Рулевое устройство и рулевая машина.

2.5 Судовой валопровод.

2.6 Судовые спасательные средства.

Раздел 3. Судовые системы.

3.1 Балластно-осушительная система.

3.2 Система водяного пожаротушения.

3.3 Система забортной воды.

Раздел 4. Судовые энергетические установки.

4.1 Масляная система.

4.2 Система охлаждения ГД.

4.3 Топливная система.

4.4 Система сжатого воздуха.

4.5 Система котельной установки.

4.6 Правила техники безопасности при обслуживании вспомогательной котельной установки.

4.7 Судовые насосы.

4.8 Воздушный компрессор.

4.9 Сепаратор топлива и масла.

4.10 Сепаратор льяльных вод.

4.11 Водоопреснительная установка.

4.12 Обязанности вахтенного моториста на ходовом режиме и на стоянках.

Основные положения статута службы на транспортных судах.

Устав морского и речного флота определяет основы организации службы на судах, а также основные обязанности и права судовых экипажей. Требование устава распространяется на членов экипажа судов как при нахождении на судне, так во время исполнения служебных обязанностей на берегу. Нарушение требований устава влечет дисциплинарную или иную установленную законом ответственность. Устав определяет основы организации службы на судах, основные права и обязанности лиц судового экипажа. Требования Устава распространяются на всех членов экипажа и других лиц, временно пребывающих на судне. Капитану предоставляется право временно, в связи с произ­водственной необходимостью или в целях обеспечения безопас­ности судна, груза или людей, перераспределять обязанности между членами экипажа на судне.



Организация службы на судне.

Экипаж судна состоит из капитана, других лиц командно­го состава и судовой команды. Судовая команда состоит из па­лубной и машинной. К командному составу относятся: капитан, помощник ка­питана, главные (старшие) механики, механики всех специальностей и другие лица, занима­ющие инженерно-технические должности. Старшим командным составом являются капитан, началь­ники служб. Все члены экипажа в зависимости от выполняемых функций распределяются по службам:

Общесудовая служба обеспечивает безопасное судовожде­ние, техническую эксплуатацию корпуса судна, палубных ус­тройств и механизмов, организацию обслуживания и коллек­тивного питания экипажа и пассажиров. Общесудовые служ­бы возглавляет старший помощник капитана.

Судомеханическая служба обеспечивает техническую эк­сплуатацию судовых машин и механизмов, технологических агрегатов, установок и оборудования, палубных и промысло­вых механизмов. Судомеханическую службу возглавляет глав­ный (старший) механик.

Судовые расписания

1. Все технические средства, оборудование и снаряжение, а также помещения судна распределяются в заведование опре­деленным членам экипажа судна в целях обеспечения их тех­нического обслуживания, готовности к действию и сохранно­сти.

2. Для организации службы на судне составляются следую­щие расписания: расписание по заведованиям; расписание вахт; расписание по судовым тревогам; расписание по швар­товым операциям; расписание по жилым помещениям. На судне могут составляться и другие расписания, направленные на улучшение организации судовой службы. Судовые распи­сания утверждаются капитаном.

Каждый член экипажа обязан:

Знать устройство судна и свое заведование, правила тех­нической эксплуатации механизмов, систем и устройств.

Соблюдать внутренний распорядок, установленный на суд­не, выполнять распоряжения капитана и лиц командного со­става по подчиненности.

Знать и выполнять свои обязанности по обеспечению жи­вучести судна, уметь использовать согласно своим обязанностям судовые технические средства борьбы за живучесть,

ава­рийно-спасательное и противопожарное имущество и инвентарь, уметь пользоваться спасательными средствами.

Знать и соблюдать правила техники безопасности, пожар­ной безопасности, санитарные правила, правила охраны ок­ружающей среды, пограничные и таможенные правила, поло­жения Устава.

Любое лицо на судне, использующее судовые техничес­кие средства или средства бытового обслуживания, независи­мо от того, получило ли оно разрешение на такое использова­ние или нет, полностью отвечает за их правильное использо­вание.

Любой член экипажа, обнаруживающий ненормальную работу или неудовлетворительное состояние судовых техни­ческих средств, обязан немедленно доложить об этом вахтен­ному помощнику капитана (вахтенному механику), приняв псе возможные меры к их устранению.

Любое лицо, находящееся на судне, при обнаружении опас­ности, грозящей судну, людям, грузу и техническим средствам, обязано немедленно доложить об этом вахтенному помощнику капитана (вахтенному механику) и одновременно принять нее меры к ее ликвидации.

Все члены экипажа обязаны выполнить объявленные ка­питаном аварийные и авральные работы.

Никто из членов экипажа не вправе покинуть судно до окончания рейса без разрешения капитана.

Члены судового экипажа могут убывать с судна только с разрешения своих непосредственных руководителей. При сходе с судна, а также по прибытии на судно члены экипажа обяза­ны извещать об этом вахтенного помощника капитана.

Членам экипажа, а также другим лицам, пребывающим па судне, запрещается приступать к работе и заступать на вахту и состоянии опьянения, либо при наличии признаков болез­ни. Лицо, появившееся в состоянии опьянения, подлежит не­медленному отстранению от работы или от вахты.

Обязанности моториста 2 класса.

Моторист II класса должен:
- Знать строение главных и вспомогательных механизмов, назначения и расположения обслуживающих ним трубопроводов и клапанов;
- Уметь обслуживать главные и вспомогательные механизмы и технические средства, обеспечивающие их работу;
- Уметь обслуживать вспомогательные котлы и технические средства, обеспечивающие их работу;
- Знать расположение мест хранения аварийно-спасательного имущества, средств пожаротушения и уметь ими пользоваться.
Моторист 2 класса обязан:
- Принимать участие в техническом обслуживании и ремонте всех судовых технических средств;

Выполнять правила технической эксплуатации судовых технических средств;
- Правила техники безопасности и пожаробезопасности; нести вахту в соответствии судового расписания.
Моторист 2 класса может привлекаться по указанию старшего механика к судовым работам, не входящих в круг его прямых обязанностей, включая швартовные операции и крепления груза, после соответствующего обучения, получения квалификационного свидетельства, инструктажа с правил техники безопасности на рабочем месте и оформление допуска его к этим работам приказом капитана.

Перед заступлением на вахту, вахтенный моторист 2 класса обязан:
1. Ознакомиться с состоянием и режимом работы обслуживаемых технических средств.
2. Получить от моториста, сдающего вахту, сведения о состоянии обслуживаемых технических средств и распоряжения, передаваемые по вахте.
3. Доложить вахтенному механику о готовности принять вахту. С разрешения вахтенного механика, сделать прием-передачу вахты.

Во время вахты вахтенный моторист обязан:
1. Находиться на своем посту, вести контроль за работой порученных ему действующих технических средств механической установки и осуществлять управление ими.
2. Соблюдать инструкции по обслуживанию технических средств механической установки.
3. Выполнять указания вахтенного механика по обеспечению бесперебойной работы механизмов на заданных режимах работы и другие распоряжения.
4. Соблюдать правила техники безопасности и пожарной безопасности.
5. Немедленно докладывать вахтенному механику о замеченных неполадках в работе технических средств, принимать меры для их устранения.
6. Поддерживать чистоту и порядок в машинном отделении.
7. Знать виды тревог и свои действия в соответствии с судовым расписанием.
8. Уметь управлять техническими средствами и электрооборудованием под руководством вахтенного механика.