Порядок разработки национальных стандартов. Правила разработки и утверждения национального стандарта Схема разработки и утверждения стандартов

Национальный стандарт Российской Федерации (ГОСТ Р) – стандарт, утвержденный Национальным органом РФ по стандартизации (ФАТР).

ГОСТ Р разрабатывается в порядке, установленном законом “О ТР”.

Требования к разработке, согласованию, принятию, государственной регистрации национальных стандартов РФ устанавливает ГОСТ Р 1.2-2004 “Стандартизация в РФ. Стандарты национальные РФ. Правила разработки, утверждения, обновления и отмены”.

Как правило, разработку национальных стандартов РФ (далее – в этом разделе - стандарты ) осуществляют технические комитеты по стандартизации (ТК), а также предприятия, общественные объединения в соответствии с заданиями планов государственной стандартизации РФ, программ (планов) работ ТК и договоров на разработку стандартов. Хотя разработчиком может быть любое лицо (юридическое или физическое).

К разработке стандартов привлекаются все заинтересованные стороны: производители, потребители, научные и общественные организации, другие структуры и специалисты.

Требования, устанавливаемые в национальном стандарте, не должны противоречить федеральным законам, техническим регламентам и другим нормативно-правовым актам РФ, относящимся к данному объекту стандартизации, а также требованиям стандартов, принятых ранее и действующих в РФ в качестве национальных стандартов.

Требования, устанавливаемые в национальном стандарте, должны основываться на современных достижениях науки, техники, технологии, относящихся к данному объекту стандартизации; должны соответствовать уровню развития техники и способствовать научно-техническому прогрессу. С этой целью проводится оценка и экспертиза научно-технического уровня проекта стандарта, а также экспертиза действующих стандартов.

Существует следующий порядок разработки стандарта :

1 стадия – организация разработки стандарта;

2 стадия – разработка первой редакции проекта стандарта и ее публичное обсуждение;

3 стадия – разработка окончательной редакции проекта стандарта и ее экспертиза (научно-техническая, правовая, патентная, терминологическая и метрологическая);

4 стадия – подготовка проекта стандарта к утверждению, утверждение стандарта, его регистрация, опубликование и введение в действие.

Допускается совмещение стадий разработки стандарта. Тогда это отражают в договоре на разработку стандарта.

1 Стадия

Заказчиком разработки национального стандарта может быть Национальный орган РФ по стандартизации, Федеральный орган исполнительной власти по ТР, юридическое или физическое лицо, заинтересованное в его разработке.

В случае необходимости или заинтересованности в разработке национального стандарта заказчик направляет заявку или предложение в технический комитет (ТК) или его подкомитет (ПК), за которым закреплен данный объект стандартизации.

В заявке приводят обоснование технической, экономической, социальной целесообразности разработки стандарта, информацию о его связи с техническими регламентами или международными стандартами или иными НД, сведения о возможных источниках финансирования (о необходимости привлечения средств федерального бюджета), об ориентировочной стоимости разработки стандарта. К заявке может быть приложен в качестве исходного материала проект стандарта, подготовленный заявителем.

Подготовку и рассмотрение заявок, формирование годового плана государственной стандартизации РФ, заключение договора на разработку стандарта осуществляют в порядке, установленном Национальным органом РФ по стандартизации.

Разработку проекта стандарта организует ТК.

При этом ТК:

Определяет подкомитет (ПК), в котором будут разрабатывать стандарт;

Определяет рабочую группу (РГ) или предприятие для разработки проекта стандарта;

Устанавливает сроки выполнения работ по стадиям разработки стандарта в соответствии со сроками, установленными договором.

ТК размещает информацию о начале разработки стандарта (с краткой аннотацией) в информационной системе общего пользования для получения от заинтересованных лиц (физических и юридических) заявок на направление им на отзыв проекта стандарта (первой редакции).

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Список литературы

1. Закон «О техническом регулировании»

1. Национальный орган по стандартизации разрабатывает и утверждает программу разработки национальных стандартов. Национальный орган по стандартизации должен обеспечить доступность программы разработки национальных стандартов заинтересованным лицам для ознакомления.

2. Национальный стандарт может разработать любое лицо.

3. Уведомление о разработке национального стандарта направляется в национальный орган по стандартизации и публикуется в информационной системе общего пользования в электронно-цифровой форме и в печатном издании федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию. Уведомление о разработке национального стандарта должно содержать информацию об имеющихся в проекте национального стандарта положениях, которые отличаются от положений соответствующих международных стандартов.

Разработчик национального стандарта должен обеспечить доступность проекта национального стандарта заинтересованным лицам для ознакомления. Разработчик обязан по требованию заинтересованного лица предоставить ему копию проекта национального стандарта. Плата, взимаемая разработчиком за предоставление указанной копии, не может превышать затраты на ее изготовление.

В случае, если разработчиком национального стандарта является федеральный орган исполнительной власти, плата за предоставление копии проекта национального стандарта вносится в федеральный бюджет.

4. Разработчик дорабатывает проект национального стандарта с учетом полученных в письменной форме замечаний заинтересованных лиц, проводит публичное обсуждение проекта национального стандарта и составляет перечень полученных в письменной форме замечаний заинтересованных лиц с кратким изложением содержания данных замечаний и результатов их обсуждения.

Разработчик обязан сохранять полученные в письменной форме замечания заинтересованных лиц до утверждения национального стандарта и представлять их в национальный орган по стандартизации и технические комитеты по стандартизации по их запросам.

Срок публичного обсуждения проекта национального стандарта со дня опубликования уведомления о разработке проекта национального стандарта до дня опубликования уведомления о завершении публичного обсуждения не может быть менее чем два месяца.

5. Уведомление о завершении публичного обсуждения проекта национального стандарта должно быть опубликовано в печатном издании федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и в информационной системе общего пользования в электронно-цифровой форме.

Со дня опубликования уведомления о завершении публичного обсуждения проекта национального стандарта доработанный проект национального стандарта и перечень полученных в письменной форме замечаний заинтересованных лиц должны быть доступны заинтересованным лицам для ознакомления.

6. Порядок опубликования уведомления о разработке проекта национального стандарта и уведомления о завершении публичного обсуждения проекта национального стандарта и размер платы за их опубликование устанавливаются Правительством Российской Федерации.

7. Проект национального стандарта одновременно с перечнем полученных в письменной форме замечаний заинтересованных лиц представляется разработчиком в технический комитет по стандартизации, который организует проведение экспертизы данного проекта.

8. На основании указанных в пункте 7 настоящей статьи документов и с учетом результатов экспертизы технический комитет по стандартизации готовит мотивированное предложение об утверждении или отклонении проекта национального стандарта. Данное предложение одновременно с указанными в пункте 7 настоящей статьи документами и результатами экспертизы направляется в национальный орган по стандартизации.

Национальный орган по стандартизации на основании документов, представленных техническим комитетом по стандартизации, принимает решение об утверждении или отклонении национального стандарта.

Уведомление об утверждении национального стандарта подлежит опубликованию в печатном издании федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и в информационной системе общего пользования в электронно-цифровой форме в течение тридцати дней со дня утверждения национального стандарта.

В случае, если национальный стандарт отклонен, мотивированное решение национального органа по стандартизации с приложением указанных в пункте 7 настоящей статьи документов направляется разработчику проекта национального стандарта.

8.1. Внесение изменений в национальные стандарты осуществляется в порядке, установленном настоящей статьей для разработки и утверждения национальных стандартов.

9. Национальным органом по стандартизации до дня вступления в силу технического регламента утверждается, опубликовывается в печатном издании федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и размещается в информационной системе общего пользования в электронно-цифровой форме перечень национальных стандартов и (или) сводов правил, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований принятого технического регламента.

В национальных стандартах и (или) сводах правил могут указываться требования технических регламентов, для соблюдения которых на добровольной основе применяются национальные стандарты и (или) своды правил.

Применение на добровольной основе национальных стандартов и (или) сводов правил является достаточным условием соблюдения требований соответствующих технических регламентов. В случае применения национальных стандартов и (или) сводов правил для соблюдения требований технических регламентов оценка соответствия требованиям технических регламентов может осуществляться на основании подтверждения их соответствия национальным стандартам и (или) сводам правил. Неприменение национальных стандартов и (или) сводов правил не может оцениваться как несоблюдение требований технических регламентов. В этом случае допускается применение иных документов для оценки соответствия требованиям технических регламентов.

10. В случае отсутствия национальных стандартов применительно к отдельным требованиям технических регламентов или объектам технического регулирования в целях обеспечения соблюдения требований технических регламентов к продукции или к связанным с ними процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации разрабатываются своды правил.

Разработка и утверждение сводов правил осуществляются федеральными органами исполнительной власти в пределах их полномочий. Проект свода правил должен быть размещен в информационной системе общего пользования в электронно-цифровой форме не позднее чем за шестьдесят дней до дня его утверждения. Порядок разработки и утверждения сводов правил определяется Правительством Российской Федерации на основе положений пунктов 3-6 настоящей статьи.*16.10.2)

2. Правила разработки национальных стандартов

Устанавливая правила разработки и утверждения национальных стандартов, в комментируемой статье, Закон отражает лишь основные, наиболее существенные этапы и особенности, более подробная регламентация которых, содержится в соответствующих ГОСТах, Правилах по стандартизации, Постановлениях Правительства РФ. В том числе: ГОСТ Р 1.2-2004, ГОСТ Р 1.5-2004, ГОСТ Р 1.13-2004, ГОСТ Р 1.6-2006, ПР 50.1.074-2004, в Постановлении Правительства РФ от 31.07.2003 N 458 "Об опубликовании и размере платы за опубликование уведомлений о разработке проекта национального стандарта и о завершении публичного обсуждения проекта национального стандарта". Исходя из этого, комментарий к настоящей статье будет изложен с учетом вышеназванных документов.

1. Программу разработки национальных стандартов разрабатывает и утверждает национальный орган Российской Федерации по стандартизации в соответствии с установленными им правилами. Для разработки данной программы национальный орган Российской Федерации по стандартизации возлагает функции по подготовке работ по национальной стандартизации на компетентную в этой области научно-исследовательскую организацию по стандартизации.

Для обеспечения доступности этой программы ее размещают в информационной системе общего пользования - на официальном сайте национального органа Российской Федерации по стандартизации в сети Интернет. Так, в частности, на сайте Ростехрегулирования размещена для всеобщего ознакомления Программа разработки национальных стандартов РФ на 2007 г., утвержденная Протоколом заседания Коллегии Ростехрегулирования от 22.11.2006 N 7.

Концепцией развития национальной системы стандартизации поставлена задача ежегодного обновления фонда национальных стандартов в среднем на 10 %, что составляет 2500 документов в год. Анализ программ разработки национальных стандартов последних лет показывает, что эту задачу невозможно выполнить за счет выделяемых объемов бюджетного финансирования и средств бизнес-сообщества, финансирующего, в основном, разработки, направленные на решение собственных корпоративных интересов.

На заседании Совета Безопасности Российской Федерации 13.07.2006 (протокол N Пр-1184, утвержденный Президентом РФ) была рассмотрена "Перспективная программа разработки национальных стандартов, унифицированных с международными стандартами в научно- технической и производственной сферах". Поручением Председателя Правительства РФ от 28.07.2006 г. N МФ-П7-3582 реализация этой программы намечена с 2008 г.

Тематика программы направлена на:

· разработку новых гармонизированных национальных стандартов и пересмотр действующих стандартов, которые могут использоваться для выполнения требований технических регламентов и обеспечивать нормативную поддержку национальных проектов;

· активизацию работ по стандартизации в международных организациях ИСО, МЭК, СЕН и других;

· актуализацию и обновление фонда межгосударственных стандартов для сохранения единого нормативно-технического пространства в рамках СНГ, ЕврАзЭС, ЕЭП;

· повышение качества экспертизы стандартов, в том числе разрабатываемых в инициативном порядке;

· развертывание работ по стандартизации оборонной и федеральной продукции в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.12.2005 г. N 750;

· анализ и перевод отраслевых стандартов по отдельным направлениям и секторам промышленности в национальные стандарты.

2. Разработчиком национального стандарта может быть любое лицо, юридическое или физическое, компетентность которого в отношении разработки данного стандарта определяет заказчик этой работы. В качестве заказчика разработки национального стандарта может выступать национальный орган Российской Федерации по стандартизации (Ростехрегулирование), федеральный орган исполнительной власти по техническому регулированию (Минпромэнерго), юридическое или физическое лицо, заинтересованное в его разработке.

Для разработки национального стандарта может быть создана соответствующая рабочая группа, в состав которой могут войти представители различных заинтересованных сторон и (или) соисполнителей разработки.

3-8. Разработку и утверждение национальных стандартов осуществляют в следующей последовательности:

· организация разработки стандарта;

· разработка первой редакции проекта стандарта и ее публичное обсуждение;

· разработка окончательной редакции проекта стандарта и ее экспертиза (научно-техническая, правовая, патентная, терминологическая и метрологическая);

· подготовка проекта стандарта к утверждению, утверждение стандарта, его регистрация, опубликование и введение в действие.

3. Организация разработки национального стандарта

В случае необходимости или заинтересованности в разработке национального стандарта органы власти, юридические и физические лица направляют соответствующие заявки или предложения в секретариат технического комитета по стандартизации или его подкомитета, за которым закреплен данный объект стандартизации. В случае отсутствия технического комитета - в научно-исследовательскую организацию, выполняющую функции головной организации по планированию работ по национальной стандартизации, или непосредственно в национальный орган Российской Федерации по стандартизации.

В заявке (предложении) приводят:

· обоснование технической, экономической, социальной целесообразности разработки национального стандарта;

· информацию о связи предлагаемого к разработке национального стандарта с техническим регламентом и (или) международным стандартом или иным документом;

· сведения о возможных источниках финансирования (о необходимости привлечения средств федерального бюджета);

· сведения об ориентировочной стоимости разработки стандарта, о заказчике, исполнителе и соисполнителях.

Если после принятия национальным органом по стандартизации программы разработки национальных стандартов заинтересованное юридическое или физическое лицо намеревается осуществить инициативную (т.е. за счет собственных сил и (или) средств) разработку стандарта, то оно может направить в научно-исследовательскую организацию по стандартизации, выполняющую функции по планированию работ по национальной стандартизации, запрос о рассмотрении целесообразности разработки данного стандарта.

В этом случае в запросе излагают собственное обоснование целесообразности разработки стандарта и краткую характеристику объекта и аспекта стандартизации, а также сведения об использовании при разработке международного или регионального стандарта. Вместе с запросом могут быть представлены любые материалы, подтверждающие целесообразность разработки данного стандарта, в том числе и аутентичный перевод на русский язык используемого международного (регионального) стандарта.

Научно-исследовательская организация по стандартизации, выполняющая функции по планированию работ по национальной стандартизации, рассматривает поступивший запрос, проверяет обоснованность приведенных в нем аргументов, оценивает актуальность разработки стандарта и целесообразность ее проведения на российском национальном или межгосударственном уровне и сообщает лицу, направившему запрос, свое решение.

С запросом о рассмотрении целесообразности разработки стандарта заинтересованное лицо может обратиться также в секретариат технического комитета (его подкомитет), за которым закреплен данный объект стандартизации.

4. Разработка первой редакции проекта национального стандарта и ее публичное обсуждение

стандарт экспертиза регистрация

Разработчик готовит первую редакцию проекта стандарта и пояснительную записку к ней. При разработке национального стандарта разработчик руководствуется положениями ГОСТ Р 1.0-2004, а также использует в качестве рекомендаций общие требования к содержанию межгосударственных стандартов, которые установлены ГОСТ 1.5-2001 (раздел 7), если иное не обусловлено требованиями технического регламента.

При разработке национального стандарта разработчик использует или учитывает:

· требования действующих или разрабатываемых в Российской Федерации технических регламентов;

· результаты научно-исследовательских, опытно-конструкторских, опытно - технологических, проектных работ, относящихся к данному объекту и (или) аспекту стандартизации;

· международные, региональные стандарты, нормы, правила, рекомендации и другие документы по международной (региональной) стандартизации, а также региональные технические регламенты;

· прогрессивные национальные стандарты и технические регламенты других стран;

· иную информацию о современных достижениях отечественной и зарубежной науки, техники и технологии;

· предложения органов власти, юридических и физических лиц, заинтересованных в разработке стандарта.

В пояснительной записке к первой редакции проекта национального стандарта указывают сведения, приведенные в п.4.2.1.6 ГОСТ Р 1.2-2004. Пояснительную записку подписывают руководитель разработки стандарта и исполнитель, подготовивший пояснительную записку. Если разработчиком национального стандарта является физическое лицо, то пояснительную записку подписывает только разработчик.

Разработка первой редакции проекта стандарта завершается подготовкой уведомления о разработке проекта стандарта, которое направляется в национальный орган Российской Федерации по стандартизации.

Подготовку уведомлений о разработке проекта национального стандарта и о завершении его публичного обсуждения (п.5) осуществляют с целью информирования всех заинтересованных сторон (включая зарубежных пользователей) о разработке, содержании и завершении публичного обсуждения проекта национального стандарта, и предоставления им в результате этого таких возможностей, как:

· принятие при необходимости непосредственного участия в разработке соответствующего проекта национального стандарта;

· получение экземпляра проекта национального стандарта и направления разработчику этого проекта замечаний и предложений по нему;

· заблаговременного планирования и осуществления мероприятий, необходимых для соблюдения требований национального стандарта.

Подготовка уведомлений направлена на обеспечение принципов доступности и открытости национальных стандартов и процессов их разработки для всех заинтересованных сторон. Разработчик национального стандарта должен обеспечить доступность проекта национального стандарта заинтересованным лицам для ознакомления, и, кроме того, обязан по требованию заинтересованного лица предоставить ему копию проекта национального стандарта.

Порядок опубликования уведомлений о разработке проекта национального стандарта и о завершении его публичного обсуждения, а также размер платы за их опубликование устанавливаются Правительством Российской Федерации. В настоящее время такой порядок определен в соответствующем Положении, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 31.07.2003 N 458.

В соответствии с положениями комментируемой статьи и названного постановления для опубликования уведомления о разработке проекта национального стандарта или о завершении его публичного обсуждения разработчик проекта национального стандарта представляет в национальный орган по стандартизации (Ростехрегулирование) следующие документы:

а) Уведомление о разработке проекта национального стандарта или о завершении публичного обсуждения проекта национального стандарта с указанием:

· наименования, организационно-правовой формы и места нахождения разработчика - для организации;

· фамилии, имени, отчества, места жительства, данных документа, удостоверяющего личность, - для физического лица;

· информации, характеризующей объект стандартизации, а также сведений об имеющихся в проекте национального стандарта положениях, которые отличаются от положений соответствующих международных стандартов;

· даты опубликования уведомления о разработке проекта национального стандарта (в случае представления для опубликования уведомления о завершении публичного обсуждения соответствующего проекта национального стандарта).

б) Документ, подтверждающий внесение в установленном порядке платы за опубликование уведомления.

Уведомления о разработке проекта национального стандарта и о завершении публичного обсуждения проекта национального стандарта оформляются по форме, установленной в соответствующих приложениях к вышеуказанному Постановлению Правительства РФ.

Национальный орган по стандартизации обеспечивает проведение контроля правильности заполнения уведомлений о разработке проекта национального стандарта и о завершении его публичного обсуждения, а также достоверности приведенных в них сведений. Уведомления о разработке проекта национального стандарта и о завершении публичного обсуждения проекта национального стандарта, форма и (или) содержание которых не соответствуют требованиям, установленным настоящим Законом и Постановлением Правительства РФ от 31.07.2003 г. N 458, возвращаются разработчику с указанием причины возврата.

Уведомления о разработке проекта национального стандарта и о завершении публичного обсуждения проекта национального стандарта публикуются Ростехрегулированием:

· в сети Интернет на официальном сайте Ростехрегулирования - в 10-дневный срок со дня поступления всех необходимых документов;

· в печатном издании Ростехрегулирования (информационном указателе "Национальные стандарты") - в 2-месячный срок со дня поступления всех необходимых документов.

В случае задержки (приостановления, прекращения) разработки проекта национального стандарта, его разработчик сообщает об этом в национальный орган по стандартизации, который вносит поправку в ранее опубликованное соответствующее уведомление в сети Интернет и в печатном издании - информационном указателе "Национальные стандарты".

Уведомление о завершении публичного обсуждения проекта национального стандарта публикуется не ранее чем через 2 месяца со дня опубликования уведомления о разработке проекта национального стандарта.

Что касается размера платы за опубликование уведомлений о разработке проекта национального стандарта и о завершении его публичного обсуждения, то в соответствии с п.2 Постановления Правительства РФ от 31.07.2003 N 458 он составляет тысячу рублей за один лист оригинала уведомления, напечатанный с одной стороны. В данном постановлении не оговариваются условия и размер платы за предоставление разработчиком копий проекта национального стандарта, что подразумевает самостоятельное их определение разработчиком проекта национального стандарта. Закон также не содержит на это счет никаких положений, за исключением оговорки, согласно которой плата, взимаемая разработчиком за предоставление указанной копии, не может превышать затраты на ее изготовление. В том случае, когда разработчиком национального стандарта является федеральный орган исполнительной власти, то плата за предоставление копии проекта национального стандарта вносится в федеральный бюджет.

5. Разработка окончательной редакции проекта национального стандарта и ее экспертиза

Заинтересованные органы власти, юридические и физические лица рассматривают первую редакцию проекта стандарта, готовят отзывы на нее и направляют их разработчику. В ГОСТ Р 1.2-2004 (п.4.2.5.) предусматривается, что такие отзывы должны быть направлены в течение одного месяца со дня получения проекта национального стандарта, если разработчик не установил иной срок, обусловленный необходимостью начала доработки проекта стандарта и (или) завершением его публичного обсуждения. Разработчик обязан сохранять полученные в письменной форме замечания заинтересованных лиц до утверждения национального стандарта и представлять их в национальный орган по стандартизации и технические комитеты по стандартизации по их запросам. Данное требование также необходимо соблюдать при использовании для отзыва электронно-цифровой формы.

Разработчик дорабатывает проект национального стандарта с учетом поступивших в письменной форме замечаний заинтересованных лиц и проводит публичное обсуждение проекта национального стандарта. Кроме этого, разработчик составляет перечень полученных в письменной форме замечаний заинтересованных лиц с кратким изложением содержания данных замечаний и результатов их обсуждения.

Публичное обсуждение доработанного проекта стандарта может быть проведено в виде совещания разработчика с заинтересованными лицами или их представителями, или открытого заседания рабочей группы по разработке стандарта, или открытого заседания ТК (ПК), или дискуссии в режиме реального времени в информационной системе общего пользования в сети Интернет.

С учетом того, что уведомление о завершении публичного обсуждения проекта национального стандарта публикуется не ранее чем через 2 месяца со дня опубликования уведомления о его разработке, срок публичного обсуждения проекта национального стандарта не может быть меньше двух месяцев.

После завершения публичного обсуждения доработанного проекта стандарта, разработчик готовит уведомление о завершении публичного обсуждения проекта национального стандарта и направляет его в национальный орган по стандартизации.

Со дня опубликования уведомления о завершении публичного обсуждения проекта национального стандарта, доработанный проект национального стандарта и перечень полученных в письменной форме замечаний заинтересованных лиц должны быть доступны заинтересованным лицам для ознакомления. С этой целью разработчик должен разместить проект стандарта и перечень замечаний в информационной системе общего пользования - на сайте национального органа по стандартизации в сети Интернет. При этом перечень полученных в письменной или электронно-цифровой форме замечаний заинтересованных лиц может быть представлен в виде сводки замечаний и предложений по первой редакции проекта национального стандарта.

По результатам публичного обсуждения доработанного проекта национального стандарта разработчик готовит его окончательную редакцию. Если проект национального стандарта подлежит согласованию с федеральными органами исполнительной власти (если это установлено Правительством РФ или федеральным законодательством), то разработчик соблюдает соответствующие правила, установленные в отношении данного согласования.

Разработчик представляет в секретариат технического комитета по стандартизации, за которым закреплен данный объект стандартизации (а при отсутствии ТК - непосредственно в национальный орган Российской Федерации по стандартизации), следующие документы:

· окончательную редакцию проекта стандарта на бумажных носителях в трех экземплярах с оригиналами предусмотренных ГОСТ Р 1.5-2004 подписей на последней странице и в электронном виде в редактируемом формате;

· дополненную пояснительную записку к проекту стандарта;

· сводку (перечень) полученных от заинтересованных лиц замечаний и предложений по первой редакции проекта национального стандарта;

· протокол совещания (заседания), на котором было проведено обсуждение доработанного проекта стандарта (при условии его проведения);

· документы, подтверждающие согласование проекта стандарта (при условии проведения такого согласования).

Секретариат технического комитета по стандартизации на основании предоставленных разработчиком документов:

· рассматривает содержание проекта стандарта;

· дает оценку полноты учета замечаний и предложений, высказанных по результатам рассмотрения первой редакции проекта стандарта, путем рассмотрения соответствующей сводки (перечня) замечаний и предложений, определения полноты их учета в доработанном проекте и обоснованности заключений разработчика, приведенных в сводке (перечне);

· рассматривает результаты публичного обсуждения доработанного проекта стандарта, в том числе протокола совещания (заседания), на котором было проведено его обсуждение (если данный протокол был представлен разработчиком);

· организует проведение экспертизы проекта стандарта в соответствии с правилами, установленными национальным органом по стандартизации, и рассматривает ее результаты.

При положительных результатах рассмотрения проекта стандарта секретариат ТК рассылает его (вместе с пояснительной запиской) на рассмотрение членам ТК. При отрицательных результатах рассмотрения проекта стандарта секретариат ТК может предложить разработчику устранить выявленные недостатки и доработать его до рассылки членам ТК.

Члены технического комитета по стандартизации:

· рассматривают проект стандарта, проводят его научно-техническую экспертизу (в том числе оценивают способность данного стандарта содействовать соблюдению требований технического регламента и (или) обеспечить интересы национальной экономики;

· оценивают научно-технический уровень проекта стандарта с учетом мировой и отечественной материально-технической базы в данной области;

· определяют полноту решения задач разработки национального стандарта;

После рассмотрения проекта стандарта членами ТК его секретариат готовит заключение ТК с мотивированным предложением об утверждении или отклонении проекта стандарта. Данное заключение подписывают председатель и ответственный секретарь ТК.

Секретариат технического комитета по стандартизации направляет три экземпляра проекта стандарта в национальный орган по стандартизации со следующими документами:

· сводкой (перечнем) замечаний и предложений по первой редакции проекта стандарта, представленной разработчиком;

· заключением ТК, содержащим мотивированное предложение об утверждении или отклонении проекта стандарта;

· пояснительной запиской к проекту стандарта, представленной разработчиком;

· протоколом совещания (заседания), на котором было проведено публичное обсуждение доработанного проекта стандарта (если он был представлен разработчиком);

· экспертными заключениями членов ТК и специализированных экспертных организаций;

· документами, подтверждающими согласование проекта стандарта (если они были представлены разработчиком);

· оригиналами отзывов на первую редакцию проекта стандарта (если эти отзывы были запрошены у разработчика).

6. Подготовка проекта стандарта к утверждению, утверждение стандарта, его регистрация, опубликование и введение в действие

При получении окончательной редакции проекта стандарта национальный орган Российской Федерации по стандартизации проверяет комплектность поступивших вместе с ней документов. В случае поступления неполного комплекта документов национальный орган по стандартизации запрашивает недостающие документы у представившего проект стандарта секретариата ТК или непосредственно у разработчика данного стандарта.

Национальный орган по стандартизации на основании документов, представленных техническим комитетом по стандартизации, принимает решение об утверждении или отклонении национального стандарта. При этом национальный орган Российской Федерации по стандартизации в срок не более одного месяца после получения проекта стандарта (без учета времени, ушедшего на получение недостающих документов) осуществляет:

· рассмотрение окончательной редакции проекта стандарта;

· организацию (при необходимости) дополнительных научно-технической, правовой, патентной, терминологической и метрологической экспертиз (в том числе оценку научно-технического уровня стандарта, проверку его соответствия действующим техническим регламентам и (или) оценку взаимосвязи с разрабатываемым техническим регламентом);

· рассмотрение заключения ТК на проект стандарта в отношении обоснованности приведенной в нем мотивировки предложения об утверждении или отклонении проекта стандарта;

· оценку полноты учета замечаний и предложений по проекту стандарта, высказанных в экспертном заключении (в случае проведения специализированных метрологической, терминологической, юридической или патентной экспертиз, если данные экспертизы были осуществлены организацией, не входящей в состав данного ТК);

· обеспечение издательского редактирования окончательной редакции проекта стандарта (путем заключения соответствующего договора с издательством, которому национальный орган по стандартизации поручил официальное опубликование утвержденных национальных стандартов).

Проведение указанных работ осуществляют с соблюдением ПР 50.1.074-2004, при этом отдельные работы, в том числе экспертиза проекта стандарта и (или) оценка его научно-технического уровня, могут быть проведены с привлечением уполномоченной научной организации по стандартизации на договорной основе с разработчиком. В случае отказа разработчика заключить договор (контракт) на проведение вышеуказанных работ, проект национального стандарта возвращается как не подготовленный к утверждению.

В случае положительных результатов рассмотрения проекта национального стандарта и представленных вместе с ним документов, национальный орган по стандартизации принимает решение об утверждении национального стандарта путем принятия соответствующего организационно-распорядительного документа. В этом документе национальный орган по стандартизации устанавливает дату введения национального стандарта в действие с учетом времени, которое необходимо затратить для проведения организационно-технических мероприятий, в том числе для опубликования стандарта, обеспечения его доступности заинтересованным лицам и завершения устранения противоречий между утвержденным и действующими стандартами. Срок действия стандарта не ограничивают, за исключением случаев, когда это обусловлено законодательными или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

При получении отрицательных отзывов на проект стандарта на основании предложения ТК, сделанного в заключении, национальный орган по стандартизации может принять решение об отклонении проекта стандарта после рассмотрения этого вопроса на заседании научно-технической комиссии. В этом случае национальный орган по стандартизации возвращает проект национального стандарта (с документами, поступившими вместе с ним) разработчику, представившему данный проект, с письмом, содержащим обоснование решения об отклонении проекта стандарта. Копию указанного письма также направляют в секретариат ТК, который представил проект данного стандарта в национальный орган по стандартизации.

Регистрацию утвержденного национального стандарта осуществляют с соблюдением ПР 50.1.074-2004. Уведомление об утверждении национального стандарта подлежит опубликованию в печатном издании Ростехрегулирования (информационном указателе "Национальные стандарты") и в информационной системе общего пользования в электронно-цифровой форме (на официальном сайте Ростехрегулирования в сети Интернет) в течение тридцати дней со дня утверждения национального стандарта.

Внесение изменений в национальные стандарты осуществляется в том же порядке, который предусмотрен для разработки и утверждения национальных стандартов.

Это старая редакция документа

1. Национальный орган по стандартизации разрабатывает и утверждает программу разработки национальных стандартов. Национальный орган по стандартизации должен обеспечить доступность программы разработки национальных стандартов заинтересованным лицам для ознакомления.

2. Разработчиком национального стандарта может быть любое лицо.

3. Уведомление о разработке национального стандарта направляется в национальный орган по стандартизации и публикуется в информационной системе общего пользования в электронно-цифровой форме и в печатном издании федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию. Уведомление о разработке национального стандарта должно содержать информацию об имеющихся в проекте национального стандарта положениях, которые отличаются от положений соответствующих международных стандартов.

Разработчик национального стандарта должен обеспечить доступность проекта национального стандарта заинтересованным лицам для ознакомления. Разработчик обязан по требованию заинтересованного лица предоставить ему копию проекта национального стандарта. Плата, взимаемая разработчиком за предоставление указанной копии, не может превышать затраты на ее изготовление.

В случае, если разработчиком национального стандарта является федеральный орган исполнительной власти, плата за предоставление копии проекта национального стандарта вносится в федеральный бюджет.

4. Разработчик дорабатывает проект национального стандарта с учетом полученных в письменной форме замечаний заинтересованных лиц, проводит публичное обсуждение проекта национального стандарта и составляет перечень полученных в письменной форме замечаний заинтересованных лиц с кратким изложением содержания данных замечаний и результатов их обсуждения.

Разработчик обязан сохранять полученные в письменной форме замечания заинтересованных лиц до утверждения национального стандарта и представлять их в национальный орган по стандартизации и технические комитеты по стандартизации по их запросам.

Срок публичного обсуждения проекта национального стандарта со дня опубликования уведомления о разработке проекта национального стандарта до дня опубликования уведомления о завершении публичного обсуждения не может быть менее чем два месяца.

5. Уведомление о завершении публичного обсуждения проекта национального стандарта должно быть опубликовано в печатном издании федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и в информационной системе общего пользования в электронно-цифровой форме.

Со дня опубликования уведомления о завершении публичного обсуждения проекта национального стандарта доработанный проект национального стандарта и перечень полученных в письменной форме замечаний заинтересованных лиц должны быть доступны заинтересованным лицам для ознакомления.

6. Порядок опубликования уведомления о разработке проекта национального стандарта и уведомления о завершении публичного обсуждения проекта национального стандарта и размер платы за их опубликование устанавливаются Правительством Российской Федерации.

7. Проект национального стандарта одновременно с перечнем полученных в письменной форме замечаний заинтересованных лиц представляется разработчиком в технический комитет по стандартизации, который организует проведение экспертизы данного проекта. Срок проведения экспертизы проекта национального стандарта не может быть более чем девяносто дней с даты поступления указанного проекта в технический комитет по стандартизации.

8. На основании указанных в пункте 7 настоящей статьи документов и с учетом результатов экспертизы технический комитет по стандартизации осуществляет подготовку мотивированного предложения об утверждении или отклонении проекта национального стандарта. Данное предложение принимается на заседании технического комитета по стандартизации квалифицированным большинством голосов его членов и одновременно с указанными в пункте 7 настоящей статьи документами и результатами экспертизы направляется в течение четырнадцати календарных дней в национальный орган по стандартизации. Срок подготовки техническим комитетом по стандартизации мотивированного предложения об утверждении или отклонении проекта национального стандарта не может быть более чем сто двадцать дней с даты поступления такого проекта в технический комитет по стандартизации.

Национальный орган по стандартизации на основании документов, представленных техническим комитетом по стандартизации, в течение шестидесяти дней принимает решение об утверждении или отклонении национального стандарта.

Уведомление об утверждении национального стандарта подлежит опубликованию в печатном издании федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и в информационной системе общего пользования в электронно-цифровой форме в течение тридцати дней со дня утверждения национального стандарта.

В случае, если национальный стандарт отклонен, мотивированное решение национального органа по стандартизации с приложением указанных в пункте 7 настоящей статьи документов направляется разработчику проекта национального стандарта.

8.1. Внесение изменений в национальные стандарты осуществляется в порядке, установленном настоящей статьей для разработки и утверждения национальных стандартов.

9. Утратил силу.

10. В случае отсутствия национальных стандартов применительно к отдельным требованиям технических регламентов или объектам технического регулирования в целях обеспечения соблюдения требований технических регламентов к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации разрабатываются своды правил.

Разработка и утверждение сводов правил осуществляются федеральными органами исполнительной власти в пределах их полномочий. Проект свода правил должен быть размещен в информационной системе общего пользования в электронно-цифровой форме не позднее чем за шестьдесят дней до дня его утверждения. Порядок разработки и утверждения сводов правил определяется Правительством Российской Федерации на основе положений пунктов 3 - 6 настоящей статьи.

  • 1. Национальный орган по стандартизации разрабатывает и утверждает программу разработки национальных стандартов. Национальный орган по стандартизации должен обеспечить доступность программы разработки национальных стандартов заинтересованным лицам для ознакомления.
  • 2. Национальный стандарт может разработать любое лицо.
  • 3. Уведомление о разработке национального стандарта направляется в национальный орган по стандартизации и публикуется в информационной системе общего пользования в электронно-цифровой форме и в печатном издании федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию. Уведомление о разработке национального стандарта должно содержать информацию об имеющихся в проекте национального стандарта положениях, которые отличаются от положений соответствующих международных стандартов.

Разработчик национального стандарта должен обеспечить доступность проекта национального стандарта заинтересованным лицам для ознакомления. Разработчик обязан по требованию заинтересованного лица предоставить ему копию проекта национального стандарта. Плата, взимаемая разработчиком за предоставление указанной копии, не может превышать затраты на ее изготовление.

В случае, если разработчиком национального стандарта является федеральный орган исполнительной власти, плата за предоставление копии проекта национального стандарта вносится в федеральный бюджет.

4. Разработчик дорабатывает проект национального стандарта с учетом полученных в письменной форме замечаний заинтересованных лиц, проводит публичное обсуждение проекта национального стандарта и составляет перечень полученных в письменной форме замечаний заинтересованных лиц с кратким изложением содержания данных замечаний и результатов их обсуждения.

Разработчик обязан сохранять полученные в письменной форме замечания заинтересованных лиц до утверждения национального стандарта и представлять их в национальный орган по стандартизации и технические комитеты по стандартизации по их запросам.

Срок публичного обсуждения проекта национального стандарта со дня опубликования уведомления о разработке проекта национального стандарта до дня опубликования уведомления о завершении публичного обсуждения не может быть менее чем два месяца.

5. Уведомление о завершении публичного обсуждения проекта национального стандарта должно быть опубликовано в печатном издании федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и в информационной системе общего пользования в электронно-цифровой форме.

Со дня опубликования уведомления о завершении публичного обсуждения проекта национального стандарта доработанный проект национального стандарта и перечень полученных в письменной форме замечаний заинтересованных лиц должны быть доступны заинтересованным лицам для ознакомления.

  • 6. Порядок опубликования уведомления о разработке проекта национального стандарта и уведомления о завершении публичного обсуждения проекта национального стандарта и размер платы за их опубликование устанавливаются Правительством Российской Федерации.
  • 7. Проект национального стандарта одновременно с перечнем полученных в письменной форме замечаний заинтересованных лиц представляется разработчиком в технический комитет по стандартизации, который организует проведение экспертизы данного проекта.
  • 8. На основании указанных в пункте 7 настоящей статьи документов и с учетом результатов экспертизы технический комитет по стандартизации готовит мотивированное предложение об утверждении или отклонении проекта национального стандарта. Данное предложение одновременно с указанными в пункте 7 настоящей статьи документами и результатами экспертизы направляется в национальный орган по стандартизации.

Национальный орган по стандартизации на основании документов, представленных техническим комитетом по стандартизации, принимает решение об утверждении или отклонении национального стандарта.

Уведомление об утверждении национального стандарта подлежит опубликованию в печатном издании федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и в информационной системе общего пользования в электронно-цифровой форме в течение тридцати дней со дня утверждения национального стандарта.

В случае, если национальный стандарт отклонен, мотивированное решение национального органа по стандартизации с приложением указанных в пункте 7 настоящей статьи документов направляется разработчику проекта национального стандарта.

  • 8.1 Внесение изменений в национальные стандарты осуществляется в порядке, установленном настоящей статьей для разработки и утверждения национальных стандартов.
  • 9. Национальным органом по стандартизации до дня вступления в силу технического регламента утверждается, опубликовывается в печатном издании федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и размещается в информационной системе общего пользования в электронно-цифровой форме перечень национальных стандартов и (или) сводов правил, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований принятого технического регламента.

В национальных стандартах и (или) сводах правил могут указываться требования технических регламентов, для соблюдения которых на добровольной основе применяются национальные стандарты и (или) своды правил.

Применение на добровольной основе национальных стандартов и (или) сводов правил является достаточным условием соблюдения требований соответствующих технических регламентов. В случае применения национальных стандартов и (или) сводов правил для соблюдения требований технических регламентов оценка соответствия требованиям технических регламентов может осуществляться на основании подтверждения их соответствия национальным стандартам и (или) сводам правил. Неприменение национальных стандартов и (или) сводов правил не может оцениваться как несоблюдение требований технических регламентов. В этом случае допускается применение иных документов для оценки соответствия требованиям технических регламентов.

10. В случае отсутствия национальных стандартов применительно к отдельным требованиям технических регламентов или объектам технического регулирования в целях обеспечения соблюдения требований технических регламентов к продукции или к связанным с ними процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации разрабатываются своды правил.

Разработка и утверждение сводов правил осуществляются федеральными органами исполнительной власти в пределах их полномочий. Проект свода правил должен быть размещен в информационной системе общего пользования в электронно-цифровой форме не позднее чем за шестьдесят дней до дня его утверждения. Порядок разработки и утверждения сводов правил определяется Правительством Российской Федерации на основе положений пунктов 3-6 настоящей статьи. *16.10.2)

Разработка стандартов выполняется коллегиально в соответствии с ГОСТ Р 1.2-92 «Порядок разработки государственных стандартов». Разработчиками ГОСТ Р являются технические комитеты (ТК) по стандартизации при Госстандарте России, закрепленные за объектами стандартизации. Государственные стандарты не являются объектом авторского права.

ТК при Госстандарте России работают в соответствии с годовым планом стандартизации. План составляется на основании заявок, которые могут представлять в ТК предприятия, граждане, занимающиеся индивидуальной трудовой деятельностью, органы управления. В заявках должна быть обоснована необходимость работы над стандартом. В результате из поступивших предложений формируется полный объем работы на год.

Основные стадии разработки ГОСТ Р следующие:

I стадия - организация разработки стандарта;

II стадия - разработка проекта стандарта (1-я редакция);

III стадия - разработка проекта стандарта (окончательная редакция);

IV стадия - принятие, утверждение, государственная регистрация стандарта.

I - организация разработки стандартов предполагает определение конкретных исполнителей (рабочей группы), сроков выполнения работ и публикацию информации о начале работы над стандартом, с тем чтобы иметь обратную связь с заказчиками проекта.

II - рабочая группа разрабатывает два документа: проект стандарта и пояснительную записку к нему. Построение, изложение, оформление и содержание проекта ГОСТ Р выполняется в соответствии с ГОСТ Р 1.5-92. В пояснительной записке приводятся следующие данные: соответствие проекта стандарта международным и региональным стандартам; сведения о патентной чистоте объекта стандартизации (отсутствие аналогичного стандарта); источники информации, принятые во внимание при разработке проекта стандарта; сведения об адресатах рассылки проекта стандарта.

Проект стандарта и пояснительная записка передаются в ТК на предмет проверки соответствия действующему законодательству. После этого ТК направляют проект стандарта на отзыв заинтересованным предприятиям и специалистам.

III - на этом этапе ТК с учетом поступивших замечаний и предложений готовит два документа: окончательную редакцию проекта стандарта и пояснительную записку, которая дополняется характеристикой принципиальных замечаний по проекту стандарта. Окончательная редакция вместе с пояснительной запиской передается на рассмотрение:

членам ТК;

организациям госнадзора за стандартами;

научно-исследовательской организации стандартизации для издательского редактирования.

IV - на этом этапе решается вопрос о принятии проекта стандарта путем голосования членов ТК и оформления результатов голосования протоколом. Принятые проекты ГОСТ Р передаются на утверждение в Госстандарт России. При утверждении стандарта устанавливают дату его введения в действие.

Государственная регистрация утвержденных стандартов осуществляется в Федеральном фонде стандартов с присвоением регистрационного номера в установленном порядке. Использование стандартов, не прошедших государственную регистрацию, запрещено.

Обновление фонда государственных стандартов необходимо для поддержания качества объектов стандартизации на высоком уровне. Предложения по обновлению какого-либо стандарта могут поступать от специалистов ТК, органов государственного управления, органов надзора за стандартами, от предприятий. Результатом работы по обновлению фонда может быть:

Разработка изменений к стандарту;

Замена стандарта;

Отмена стандарта.

Изменения к стандарту разрабатываются при замене, добавлении или исключении отдельных требований стандарта, которые не влекут за собой нарушение взаимозаменяемости и совместимости продукции. Проект изменения к стандарту разрабатывается и утверждается в той же последовательности, что и стандарт. Каждому вносимому в стандарт изменению присваивается порядковый номер и устанавливается дата введения в действие. Изменения редакционного и ссылочного характера в форме самостоятельного документа не разрабатываются, а включаются в изменения, обусловленные заменой требований.

Замена стандарта выполняется, если в стандарт вводятся новые, более прогрессивные требования к продукции, приводящие к нарушению взаимозаменяемости и совместимости. В таком случае составляется новый текст стандарта, который проходит все стадии разработки и принятия. При регистрации новому стандарту присваивается старое обозначение с заменой двух последних цифр года утверждения.

Отмена стандарта выполняется в случае снятия продукции с производства, при введении международного ставдарта на тот же объект стандартизации.

Отраслевой стандарт не является объектом авторского права, ОСТы разрабатываются в соответствии с ГОСТ Р 1.4-93 и документами отраслевой стандартизации.

Разработка ОСТ выполняется государственными органами управления, утверждающими этот документ, то есть министерствами, ведомствами или другими подразделениями по их поручению. Разработчиками ОСТ могут быть:

отдел стандартизации при министерстве (ведомстве);

головные и базовые организации стандартизации, в качестве которых могут выступать отраслевые научно - сследовательские институты, научно-производственные объединения, предприятия;

учебные заведения по подготовке кадров для отрасли.

Основные стадии разработки ОСТ следующие:

Разработка проекта ОСТ;

Согласование проекта ОСТ;

Принятие, утверждение проекта и регистрация ОСТ.

К разработке проекта ОСТ следует привлекать:

ведущих специалистов по определенным видам продукции или технологиям, обладающих наибольшим научным потенциалом, практическим опытом и авторитетом;

предприятия, организации, заинтересованные в разрабатываемом стандарте, для участия в обсуждении проекта.

Построение, изложение и содержание ОСТ регламентировано и определяется ГОСТ Р 1.5-92, содержание работ на отдельных стадиях определяется министерством, ведомством. В результате работ составляется проект нормативного документа, который подлежит согласованию.

Проекты ОСТ согласуютпся с государственными органами по надзору за стандартами, потребителями и, при необходимости, со специальными службами. В частности ОСТы на продукты питания согласовываются с представителями торгующих организаций (Министерство торговли) и главной санитарной службы страны (ОСТ 10033-95 «Порядок согласования нормативных документов на сельскохозяйственную продукцию, продукты питания и продукцию производственно-технического назначения с органами и учреждениями Госсанэпидслужбы»).

Согласованные проекты стандартов ОСТ проходят экспертизу в органах Госстандарта на предмет соответствия законодательству России, метрологическим нормам и правилам, терминологии.

Принятие проекта ОСТ выполняется министерством или ведомством. При принятии устанавливается дата введения стандарта в действие и выполняется регистрация ОСТ в установленном порядке.

Обновление фонда ОСТ предусматривает изменение к стандарту, замену ОСТ или его отмену.

Изменения к ОСТ разрабатываются при введении иных количественных значений основных требований или введении новых дополнительных требований, которые не приводят к нарушению взаимозаменяемости. При нарушении взаимозаменяемости стандарт заменяется на новый. Вновь разработанному присваивается обозначение старого с заменой года принятия стандарта.

Отмену стандарта отрасли выполняют министерства (ведомства) в следующих случаях:

При снятии продукции с производства или прекращении выполнения работ по ОСТ;

При введении в действие государственного стандарта на тот же объект стандартизации.