Государственное регулирование деятельности в сфере внешней экономики. Государственное регулирование вэд

Территория науки, 2013, № 2

Марченкова Л.М., Мерцалова А.И.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РОССИИ: НАПРАВЛЕНИЯ И ОСОБЕННОСТИ

Орловский государственный институт экономики и торговл Воронежский экономико-правовой институт, г. Орел

Ключевые слова: государственное регулирование,

внешнеэкономическая деятельность, мировая экономика.

Аннотация: в статье рассматриваются направления и особенности государственного регулирования внешнеэкономической деятельности России.

Keywords: government regulation, trade, the global economy.

Abstract: The article discusses trends and features of state regulation of foreign trade activities of Russia.

Интернационализация мировой экономики, расширение границ международного экономического сотрудничества приводит к ускорению интеграционных процессов в мире. В это связи возрастает и роль внешнеэкономической деятельности стран.

К основным видам внешнеэкономической деятельности относятся:

Внешнеторговая деятельность;

Международное разделение труда;

Производственная специализация и кооперация;

Валютные и финансово-кредитные операции;

Отношения, возникающие с международными организациями.

Международное движение товаров, работ, услуг, капиталов,

технологий является существенным фактором экономического развития страны, что приводит к повышению эффективности общественного производства, улучшению качества использования производственных ресурсов в стране. Кроме того, ускоренное развитие мирохозяйственных связей сопровождается возникновением ряда проблем и требует повышение роли и совершенствования функций государственного регулирования внешнеэкономической деятельности. В это связи возрастает значимость государственной политики в области регулирования внешнеторговых отношений. Экономика стран интенсивно развивается и совершенствуется, что заставляет страны регулярно переоценивать и изменять цели, задачи и способы государственного воздействия на внешнюю торговлю.

Территория науки, 2013, № 2

Необходимо заметить, что вопросы стимулирования

экономического развития, осуществления государственной

внешнеторговой политики имеют в настоящее время актуальное и научно-практическое значение.

Государственное регулирование внешнеэкономической

деятельности (ВЭД) осуществляется специальными государственными учреждениями и включает систему мер, законодательного, исполнительного и контролирующего воздействие в целях обеспечения эффективного внешнеэкономического развития, стимулирования развития экспорта и импорта, а также повышения притока иностранного капитала.

Государственное регулирование ВЭД включает следующие составляющие: сущность, конкретные направления, формы и

масштабы государственного вмешательства в эту сферу, которые определяются характером и остротой мирохозяйственных проблем России.

Для обеспечения Государственного регулирования внешнеэкономической деятельности необходима разработка эффективных и гибких программ, способных решать любые проблемы возникающие во ВЭД. Программы государственного регулирования ВЭД предполагает разработку инструментов государственного регулирования. Программы должны удовлетворять условиям применимости отдельных регулирующих средств, их соответствия целям, степени совместимости отдельных средств, побочных эффектов их применения, эффективности средств регулирования и достаточности обоснования необходимости их применения. Государственное регулирование ВЭД включает различные направления регулирования деятельности, затрагивает интересы разных стран, изменяет мотивацию внешнеэкономического поведения субъектов. Поэтому разрабатываемые программы должны учитывать, какие группы участников ВЭД выиграют, а какие проиграют от осуществления этих программ, какие новые проблемы могут возникнуть и как они отразятся на социально-экономическом положении страны.

Основными целями регулирования ВЭД России в настоящее время являются:

Оказание необходимой поддержки отечественным предприятиям для их обеспечения современными машинами, оборудованием, технологиями, минерально-сырьевыми ресурсами;

Территория науки, 2013, № 2

Поддержание и усовершенствование торгово-политического сотрудничества с зарубежными странами; расширение участия России в интеграционных процессах;

Долгосрочное урегулирование валютно-финансовых проблем во взаимоотношениях со странами-кредиторами, международными организациями и должниками России;

Обеспечение эффективной валютной, таможенной,

миграционной и др. защиты внешнеэкономических интересов Российской Федерации.

В России можно выделить следующие направления внешнеторговой политики: ориентация преимущественно на экспорт, ориентация преимущественно на импорта. В настоящее время наиболее эффективным направлением интеграции России в мировую экономику является ориентация на активный рост экспорта.

Используемые государством методы регулирования

внешнеторговой деятельности представлены на рисунке 1.

Тарифные методы регулирования предполагает применение таможенного тарифа и таможенных пошлин. Таможенный тариф представляет собой свод ставок таможенных пошлин, которые применяются к различным товарам, пересекающим таможенную границу страны. Таможенные тарифы можно подразделить на импортные и экспортные. Содержание импортного тарифа - это его товарный перечень (номенклатура), методы определения таможенной стоимости ввозимых товаров и взимание пошлин, правила определения страны происхождения товара, пределы полномочий органов исполнительной власти.

Экспортный таможенный тариф направлен на регулирование экспорта товаров. Экспортный тариф применяют отдельные страны, обладающие особыми природно-климатическими особенностями, природными ресурсами и достаточно устойчивыми позициями на мировых рынках. Экспортные пошлины, как правило, способны повышать экспортные цены без ущерба для размера вывоза и служить источником получения государством дополнительных валютных поступлений. Экспортные пошлины применяются государством в целях получения дополнительных доходов в инвалюте, а также как средство ограничения вывоза определенных групп товаров.

Территория науки, 2013, № 2

МЕТОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ТАРИФНЫЕ НЕ ТАРИФНЫЕ

система таможенных пошлин, применяемых в данном государстве прямые (количественные) * квотирование / контингентирование * лицензирование * добровольное ограничение экспорта * антидемпинговые пошлины * компенсационные пошлины и сборы косвенные (не количественные)

скрытые ♦ стандарты (технические; санитарные; ветеринарные) ♦ администр. и таможенные формальности финансовые ♦ импортные депозиты ♦ субсидирование экспорта ♦ кредитование экспорта

паратарифные

Таможенные сборы

Внутренние налоги и сборы (НДС)

Декретированная таможенная оценка

Рисунок 1 - Методы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности.

Таможенный тариф предполагает использование ставок таможенных пошлин способствующих повышению цены товара. Таможенные пошилины применяются в целях защиты национальных производителей от более дешевых и качественных иностранных поставщиков товара. Соответственно это влечет за собой уменьшение их ввоза или вывоза. Размер применяемых таможенных ставок с учетом конкретных сложившихся внутренних и местных условий утверждается постановлениями правительства РФ.

Для регулирования внешнеторговой деятельности используют разный уровень таможенных пошлин, который применяется в отношении отдельных групп стран, кроме того используют лишение тарифных льгот и штрафы за несоблюдение предпринимателями

Территория науки, 2013, № 2

таможенного законодательства. Тарифы могут пересматриваться по инициативе официальных учреждений, действующих внутри государств, а также на основе предложений, вносимых различными странами в процессе переговоров, проводимых на двусторонней и многосторонней основах по вопросам уровня и методологии взимания пошлин.

Выделяют следующие виды таможенных пошлин:

Адвалорные таможенные пошлины, начисляемые в процентах к таможенной стоимости облагаемых товаров;

Специфические таможенные пошлины, начисляемые в установленном размере за единицу облагаемых товаров;

Комбинированные таможенные пошлины, сочетающие оба названных вида таможенного обложения.

Специальные таможенные пошлины, применяются для защиты отечественных производителей подобных или непосредственно конкурирующих товаров; кроме того они используются в ответ на дискриминационные и иные действия, ущемляющие интересы России со стороны других государств;

Антидемпинговые таможенные пошлины, применяются для предотвращения ввоза товаров по цене более низкой, чем их нормальная стоимость в стране, если такой ввоз наносит материальный ущерб отечественным производителям подобных товаров либо препятствует организации или расширению производства подобных товаров;

Компенсационные таможенные пошлины, применяются в ответ на субсидирование экспорта в других странах и выравнивание условий торговли

Сезонные таможенные пошлины, устанавливаются правительством в целях регулирования ввоза и вывоза товаров на срок, который не может превышать шести месяцев в году. При этом ставки таможенных пошлин, предусмотренные таможенным тарифом, не применяются (в период действия сезонных пошлин);

Особые виды пошлин, применяются в результате расследования, проводимого в соответствии с российским законодательством по инициативе государственных органов управления.

На все товары, ввозимые, на таможенную территорию Российской Федерации определяется таможенная стоимость, которая декларируется при перемещении товара через границу России. За правильностью определения таможенной стоимости, Таможенный орган РФ осуществляет контроль, устанавливает порядок и условия

Территория науки, 2013, № 2

заявления таможенной стоимости ввозимых товаров.

Существуют различные способы осуществления таможенной стоимости товара: по цене сделки с ввозимыми товарами; по цене сделки с идентичными товарами; по цене сделки с однородными товарами; вычитания стоимости; путем сложения стоимости; с использованием резервного метода.

Нетарифные методы регулирования внешнеэкономической деятельности представляют собой следующие меры: квотирование, лицензирование, эмбарго, валютный контроль, налоги на экспортноимпортные операции, субсидии, административные барьеры.

Административные и экономические меры ограничительно запретительного и контрольного характера, препятствующих ввозу иностранных товаров на внутренний рынок с целью ограничения, касающихся потребительских свойств товаров, продаваемых на национальном рынке, а также условий их производит и реализации, например, технические стандарты, «унитарные нормы, требования к упаковке и т.п.

Регулирование иностранных инвестиций, также является важнейшим направлением внешнеэкономических отношений. В настоящее время процессы международного движения капитала охватывают все большее число стран. При этом большинство стран мирового хозяйства одновременно выступают экспортерами и импортерами капитала.

В настоящее время в процессах межгосударственного движения капиталов имеется устойчивая тенденция к ежегодному росту. Необходимо отметить, что во многих странах мира наблюдается опережение динамики роста объема зарубежных капиталовложений по сравнению с динамикой развития внутренней экономики.

На процесс международного движения капитала государство может воздействовать следующим образом:

Создание определенной системы, направленной на привлечение стимулирование и контроль за осуществлением иностранных инвестиций в национальную экономику.

Создание институциональных структур и комплекс реализуемых ими мер, направленных на повышение эффективности осуществляемой государственной политики в отношении капиталовложений из-за рубежа.

Несмотря на то, что либерализация мировой экономики способствует повышению степени открытости экономик, в тоже время все страны осуществляют жесткий контроль за движением иностранных инвестиций, поскольку импорт капитала означает

Территория науки, 2013, № 2

привлечение дополнительных финансовых и материальных ресурсов в национальную экономику. В свою очередь иностранные инвестиции расширяют возможности накопления капитала в стране и улучшают условия ее экономического роста. Однако, если не осуществлять регулирование иностранных инвестиций, то их чрезмерные объемы и не контролируемое вливание может привести к угрозе национальной безопасности, связанной с переходом ряда важных экономических объектов в руки иностранных собственников, что ограничивает возможности деятельности национального капитала, а также, могут увеличиваться объемы вывозимой иностранными компаниями прибыли (включая дивиденды, проценты, роялти).

Вместе с тем большинство стран мирового рыночного хозяйства проводят политику, направленную на создание благоприятных условия для привлечения иностранного капитала в страну.

С целью создания благоприятного инвестиционного климата для иностранных инвестиций может вводиться льготный режим, а также налоговые льготы, изменение налоговых ставок, налоговые каникулы; получение займов и кредитов; выделение средств на подготовку и переподготовку кадров; улучшение инвестиционного климата; создание телекоммуникационных сетей, средств связи, информационных систем, строительство дорог, организация свободных экономических зон (СЭЗ).

В целом систему мер государственного регулирования можно представить на Рисунке 2.

Следующим направлением государственного воздействия является регулирование процесса вывоза капитала за рубеж. Выделяют следующие виды вывоза капитала: прямые и портфельные инвестиции, в ссудной форме - в виде кредитов, в виде размещения капитала юридических и физических лиц на банковских депозитах и различных счетах.

Причинами вывоза капитала может быть не только увеличение прибыли, но и для сохранения его путем помещения в более стабильные и надежные условия. Таким образом, происходит "утечка" капитала за границу, причиной которой является отсутствие благоприятного инвестиционного климата. На формирование благоприятного инвестиционного климата оказывает влияние политическая обстановка в стране, инфляция, безработица, налоги и т.д. Кроме того, капитал может вывозиться за границу как официально, так и неофициально. К последней форме относится вывоз за границу незаконно полученного (криминального) капитала.

Территория науки, 2013, № 2

Рисунок 2- государственное регулирование иностранных инвестиций

Незаконные методы перевода капитала за рубеж связаны с особенностями национального законодательства и государственного регулирования данной сферы. Экономисты выделяют следующие разновидности незаконного перемещения капитала из страны:

1) вывоз капиталов из России полученных в результате незаконного предпринимательства;

2) вывоз из России капиталов, полученных в результате законной экономической деятельности, но незаконным способом;

3) вывоз из России капиталов, полученных в результате преступного незаконного предпринимательства;

Законное движение капиталов за пределы России имеет место, когда капитал получен в результате законной деятельности, а также осуществляется законный вывоз его за границу. К законному

Территория науки, 2013, № 2

движению капитала можно отнести: инвестирование российских капиталов в экономику других стран, внешнеэкономическую деятельность хозяйствующих субъектов, осуществляемую в полном соответствии с российским законодательством, и др.

В настоящее время в России проводятся мероприятия направленные на повышения инвестиционной привлекательности страны, а также на улучшение инвестиционного климата.

В целом внешнеэкономическая деятельность имеет следующие важные моменты, связанные с изменением процессов государственного регулирования основных форм

внешнеэкономических отношений. В последние годы таможенный тариф России неоднократно изменялся, он становился небольшим и протекционистским для отдельных товаров. Таможенные пошлины в настоящее время весьма дифференцированы, с целью поощрения вывоза товаров, производство которых собирались развивать, и сдерживания ввоза товаров, производство которых в стране может быть эффективным.

В настоящее таможенное регулирование подвергается большим изменениям, с целью обеспечения более эффективного управления внешнеэкономическими процессами. Правительство сократило количество таможенных пошлин, которые назначаются не на отдельные товары, а на крупные товарные группы.

Развитые страны, являющиеся членами ВТО, имеют достаточно низкий средний уровень таможенного обложения, поэтому после вступления России в ВТО произошло снижение таможенных пошлин.

В этих условиях необходимо разработать комплекс мер, связанных с нетарифным регулированием. Поскольку мировая практика показывает, что при снижении таможенных пошлин, страны пытаются их заменить применением различного рода нетарифных барьеров.

Исходя из вышесказанного, можно выделить важнейшие на наш взгляд проблемы внешнеэкономической деятельности. К ним относятся:

Усовершенствование законодательной базы регулирования внешнеэкономической деятельности;

Создание наиболее эффективных программ развития экспорта товаров;

Совершенствование управления внешнеэкономической деятельностью в стране;

Территория науки, 2013, № 2

Организация эффективной межгосударственной банковской деятельности для обеспечения кредитования и страхования экспорта продукции;

Создание современной и эффективной транспортной инфраструктуры, способной обеспечить потребность экспортноимпортных перевозок;

Совершенствование системы тарифного регулирования импорта и системы налоговых платежей;

Осуществления эффективного и современного контроля за качеством и безопасностью товаров, поступающих в Россию.

Список литературы

1. Абалкин Л. Бегство капитала: природа, формы, методы борьбы: [Текст]. / Л. Абалкин // Вопросы экономики. 2011. №7. С.13-29.

2. Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений: федер. закон: [принят Гос. Думой 25 февр. 1999г.; с изм. и доп. от 2 янв. 2000г. 22 авг.2004 г. ] //СЗ РФ. - 1999. - №9. - Ст. 1096.

3. Об иностранных инвестициях в Российской Федерации: федер. закон: [принят Гос. Думой 9 июля 1999г.; с изм. и доп. от 21 марта, 25 июля 2002 г., 8 дек. 2003 г.]// СЗ РФ. - 1999. - №28. - Ст. 3493.

4. Прямые иностранные инвестиции [Электронный ресурс]. -Режим доступа: -http://ru.wikipedia.org

5. Привлечение иностранных инвестиций в Россию [Электронный ресурс]. - Режим доступа: - http://www.investments2.ru.

6. Рудакова, О.В. Россия: уровень экономического развития и участия в мировом хозяйстве [Текст]. / Международная научнопрактическая Интернет-конференция (Орел, 17 октября 2011г.): Россия в системе мирохозяйственных отношений / под ред. Рудаковой О.В. -Орел: Издательство ОрелГИЭТ, 2011.- С. 6-14.

Назарова Г.Н., Самохина Т.А.

РОЛЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ФОРМИРОВАНИИ МАРКЕТИНГОВЫХ СТРАТЕГИЙ ФИРМЫ

Воронежский экономико - правовой институт

Ключевые слова: стратегии маркетинга, информационные

технологии, маркетинговые инструменты.

Государственное регулирование внешнеэкономических связей - это совокупность используемых государственными органами и службами форм, методов и инструментов воздействия на экономические отношения между странами в соответствии с государственными и национальными интересами, целями, задачами. Регулирующее воздействие государства осуществляется посредством принятия законов и иных государственных актов, постановлений и решений правительства.

Инструментами регулирования внешнеэкономической деятельности являются: квотирование, лицензирование, валютное регулирование, налоги, пошлины и т. д.

Административные инструменты регулирования внешнеэкономической деятельности особенно эффективны в тех случаях, когда страна находится в состоянии экономической нестабильности, дефицита и инфляции. Они применяются временно в целях либо защиты экономики (квоты на импорт), либо её восстановления через мобилизацию и оптимальное использование ресурсов.

Экономические инструменты регулирования внешнеэкономической деятельности в период стабилизации экономики занимают центральное место.

Основными принципами государственного регулирования внешнеэкономической деятельности являются:



Единство системы регулирования внешнеторговой деятельности и контроля за её осуществлением;

Приоритет экономических мер регулирования;

Равенство и защита государством прав и законных интересов участников внешнеторговой деятельности.

Экономические регуляторы воздействуют на экономические интересы возникновения и осуществления данных связей. К ним относятся: соотношение спроса и предложения; соотношение мировых и внутренних (отечественных) цен, тарифов, курсов валют, процентных ставок; соотношение мирового и отечественного уровней развития производства товаров (работ, услуг) по их объемам, качеству и эффективности; экономические стимулы; прогнозы, планы, программы и др.

Организационно - распорядительные регуляторы - это регуляторы командно-административного характера. Они предполагают прямое целенаправленное воздействие государства и его органов на формирование и развитие внешнеэкономических связей через различные директивные акты. К ним относятся: квотирование и лицензирование экспорта и импорта товаров (работ, услуг) ; лицензирование отдельных видов деятельности; механизм обязательной продажи части валютной выручки от экспорта товаров (работ, услуг) ; таможенные режимы; таможенное оформление ввоза и вывоза товаров; валютный контроль; таможенный контроль; экспортный контроль; импортный контроль и др.

Внешнеторговая политика включает в себя экспортную и импортную политику.

Экспортная внешнеторговая политика направлена на реализацию на мировом рынке конкурентоспособных российских товаров и стимулирование производства этих товаров. Для стимулирования экспортоспособных производств используются государственные заказы, бюджетное финансирование, кредиты, финансирование НИОКР и т. п.

Импортная внешнеторговая политика направлена на регулирование воза в РФ иностранных товаров (работ, услуг). Инструментами такого регулирования являются: прямое ограничение импорта с целью защиты российской экономики. Для этого используются лицензирование и контингентирование импорта, антидемпинговые и компенсационные пошлины, система минимальных импортных цен и т. д.

Контингентирование - это одна из форм государственного регулирования внешней торговли с помощью установления экспортных и импортных квот, называемых контингентом. Контингент (лат. contingens - достающийся на долю) во внешней торговле означает установленную для некоторых товаров предельную норму их ввоза, вывоза или транзита в определенные страны, выраженную в весовых или стоимостных единицах.

В целях регулирования операций по импорту и экспорту, в том числе для защиты внутреннего рынка РФ и стимулирования прогрессивных структурных изменений в экономике РФ, устанавливаются импортные и экспортные таможенные пошлины.

Важную роль в регулировании внешнеэкономической деятельности и в контроле за ее осуществлением играет рациональная организация таможенного дела, которая включает таможенную политику РФ, а также порядок и условия перемещения через таможенную границу РФ товаров и транспортных средств, взимания таможенных платежей, таможенного оформления и таможенного контроля.

Правовые, экономические и организационные основы таможенного дела определены Таможенным кодексом Российской Федерации.

Таможенное дело осуществляют таможенные органы РФ, являющиеся правоохранительными органами.

Таможенные органы выполняют следующие функции:

Участвуют в разработке таможенной политики и ее реализации;

Обеспечивают соблюдение законодательства в области таможенного дела и принимают меры по защите прав и интересов участников внешнеэкономической деятельности при осуществлении таможенного дела;

Защищают экономические интересы РФ;

Взимают таможенные пошлины, налоги и иные таможенные платежи;

Обеспечивают соблюдение разрешительного порядка перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ;

Ведут борьбу с контрабандой, нарушениями таможенных правил и налогового законодательства, относящегося к товарам, перемещаемым через таможенную границу РФ;

Осуществляют таможенную статистику внешней торговли и специальную таможенную статистику РФ;

Ведут Товарную номенклатуру внешнеэкономической деятельности;

Осуществляют контроль за вывозом стратегических и других жизненно важных для интересов РФ материалов;

Осуществляют валютный контроль в пределах своей компетенции;

Обеспечивают выполнение международных обязательств РФ в части касающейся таможенного дела;

Таможенный контроль проводится должностными лицами таможенных органов РФ путем проверки документов и сведений, необходимых для таможенных целей; таможенного досмотра (досмотра товаров и транспортных средств, личного досмотра) ; учета товаров и транспортных средств; устного опроса граждан; проверки системы учета и отчетности; осмотра территорий и помещений складов временного хранения, таможенных складов, свободных складов, свободных таможенных зон и магазинов беспошлинной торговли и других мест, где могут находиться товары и транспортные средства, подлежащие таможенному контролю.

Меры регулирования внешнеэкономической деятельности - это комплекс мер экономического, административного и технического характера (за исключением таможенного тарифа), затрудняющих или ограничивающих свободную торговлю между государствами.

Этот комплекс мер включает - квотирование; лицензирование; контроль за экспортом товаров и технологий двойного назначения.

Квотирование экспорта и импорта представляет собой количественные или стоимостные ограничения вывоза и ввоза, вводимые на определенный срок по отдельным товарам (работам, услугам), странам либо группам стран. В международной торговле квотирование применяется в случаях, когда этого требуют экономические, политические условия или состояние платежных отношений. Используется в качестве регулятора спроса и предложения на внутреннем рынке.

В Российской Федерации современный порядок квотирования и лицензирования внешнеэкономической деятельности установлен законом РФ «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности».

Экспорт и импорт в РФ осуществляются без количественных ограничений. Эти ограничения вводятся лишь в исключительных случаях

Квоты устанавливаются на конкурсах или на аукционах. Под квотированием при импорте и экспорте попадают наркотические средства, сильнодействующие и ядовитые вещества. При импорте товаров под квотирование попадают: спирт этиловый и водка, а также порох, взрывчатые вещества, средства взрывания и пиротехнические изделия.

При экспорте товаров под квотирование попадают: в соответствии с международными обязательствами РФ: карбид кремния и текстильные товары, а также товары, содержащие драгоценные металлы и камни, янтарь и изделия из него. Лицензия является официальным документом, который разрешает осуществление экспортных или импортных операций в течение установленного срока.

Важными финансовыми инструментами форсирования экспорта и защиты национальных производителей являются налоговые льготы и субсидии. Получаемая экспортёрами помощь в такой форме существенно повышает конкурентоспособность товаров, позволяя им продавать свою продукцию за рубежом по более низкой цене, чем на внутреннем рынке.

Экономические санкции являются крайней формой государственного ограничения внешней торговли. К экономическим санкциям относится, например, торговое эмбарго - запрещение государством ввоза в какую-либо страну или вывоза из какой-либо страны товаров. Чаще всего это делается по политическим мотивам. Очевидно, что эмбарго наносит экономический ущерб как стране, вводящей эмбарго, так и стране, против которой оно вводится. Кроме того, для третьих стран, не присоединившихся к эмбарго, возникает возможность получить дополнительный выигрыш.

За последнее время широкое распространение получили так называемые технические барьеры, представляющие собой административное регулирование, при котором происходит дискриминация импортных товаров в пользу отечественных при помощи специфических стандартов качества, норм безопасности, санитарных ограничений и др.

Несмотря на то, что как тарифные, так и нетарифные методы государственного воздействия на внешнюю торговлю в абсолютном большинстве случаев приводят к чистым потерям благосостояния, они широко используются практически всеми странами мира.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

На современном этапе экономического развития можно выделить два направления внешнеэкономической деятельности предприятия: совместное предпринимательство и заключение внешнеторговых контрактов с иностранными контрагентами.

Правовые вопросы совместного предпринимательства определяются нормами торгового и гражданского законодательства того государства, где создается совместное предприятие. Заключение и реализация договора на внешнем рынке подчиняется правовому регулированию по следующим позициям: международные соглашения по ВЭД и нормы гражданского законодательства. Права и обязанности сторон по реализации внешнеэкономической сделки определяются теми законодательными актами, которые действуют по месту его заключения.

Внешнеторговый контракт - это договор о купле-продаже, поставке, проведении каких-либо работ, услуг, заключаемый двумя или более сторонами (контрагентами). Контракт является основным, базовым документом, определяющим меру материальной ответственности сторон за выполнение обязательств, поэтому от правильности его составления зависит конечный результат сделки. Контракт должен включать в себя следующие разделы: общие положения; предмет контракта; цена и стоимость контракта; сроки поставки товара; условия платежа; упаковка и маркировка груза; порядок подачи претензий; санкции и штрафы; форс-мажор и разрешение споров.

С целью единообразия в международной практике введен и действует выпущенный Международной торговой палатой сборник толкований международных торговых терминов «Инкотермс». Во избежание недоразумений между контрагентами в контрактах делается акцент на применение условий «Инкотермс» или, наоборот, оговорка об использовании специальных терминов. Российская Федерация является участником Конвенции ООН о договорах международной купли-продажи товаров. Знание и применение Конвенции позволяет использовать унифицированный правовой режим для контроля за договорами купли-продажи во внешнеэкономической деятельности предприятия.

Это важно, так как различные иностранные партнеры несут с собой национальные особенности в решении одних и тех же вопросов, в ряде случаев является проблематичным определение государства, правом которого регулируются отношения по конкретному договору. Поэтому при неурегулированности каких-либо позиций в договорах применяется Конвенция, независимо оттого, есть на нее ссылка или нет.

Критерием применения Конвенции при исполнении международных контрактов служит нахождение коммерческих предприятий - сторон договора в разных государствах, при этом государства должны быть участниками Конвенции. В настоящее время предприятие может осуществлять экспортно-импортные операции самостоятельно посредством реализации прямых договоров с иностранными партнерами или через посредников - другие предприятия, предоставляющие свои услуги по ВЭД. Выбор правовой формы ВЭД зависит от экономических возможностей и потребностей предприятия.

Реализуя свои цели во внешнеэкономической деятельности через другие предприятия, предприятие-экспортер (импортер) использует договоры поручения, договоры комиссии, договоры поставки. При заключении договора комиссии, при заключении контрактов с иностранными контрагентами выступает предприятие-комиссионер от имени предприятия-производителя (комитента) экспортируемого (импортируемого) товара. Помимо подписания договора комиссионер берет на себя обязательства реализовать этот договор при определенных условиях, в частности, как правило, за счет комитента.

В результате предприятие-комиссионер получает комиссионное вознаграждение в размере оговоренного процента от общей стоимости контракта по обоюдной договоренности сторон. Если речь идет о договорах поручениях, то предприятие-экспортер (импортер) поручает от своего имени заключить контракты другому предприятию за определенное вознаграждение. Разнообразие видов и форм внешнеэкономической деятельности предприятий должно способствовать повышению эффективности внешних связей государства в целом. Это позволит решить такие задачи, как увеличение валютных ресурсов и объемов торговли, улучшение структуры экспорта и импорта, погашение внешних долгов, расширение сфер сотрудничества, привлечение капитала и технологий в страну.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

1. Внешнеэкономическая деятельность предприятий /Под. ред. Е.Г. Ищенко. –Новосибирск, 2010.

2. Внешнеэкономический бизнес в России: справочник /Под. ред. И.П. Фаминского. – М.: 2013.

3. Гражданский кодекс РФ.

4. Диденко Н.И. основы внешнеэкономической деятельности в Российской Федерации. –СПб.2011.

5. Конъюнктура российского рынка машиностроительной продукции //Внешняя торговля. –2012.

6. Лавров С.Н., Фролов Б.А. Валютно-финансовые отношения предприятий и организаций с зарубежными партнерами. –М., 2010.

7. Оболенский В.П., Асланова Т.О. Внешнеэкономические проблемы повышения конкурентоспособности российского производства //Проблемы прогнозирования. –2013.

С целью регулирования ВЭД органами государственного управления издаются акты правового регулирования взаимоотношений контрагентов, акционерные законодательства, таможенные кодексы, постановления, обязывающие импортеров и экспортеров на основе их исполнения соблюдать интересы государств, взаимодействующих на внешнем рынке.

Для регулирования ВЭД используются четыре группы методов: международные торговые договоры; тарифное регулирование внешней торговли; нетарифные (административные) меры регулирования внешней торговли; экономические методы государственного стимулирования экспортного производства и развития экспортного потенциала.

Первая группа методов регулирования ВЭД - международные торговые договоры. Они определяют общие пути развития экономических отношений между государствами, устанавливают торгово-экономический, политический режим взаимодействия, предусматривают условия взаимных расчетов, сроки сотрудничества и т.д. В договорах могут быть зафиксированы долгосрочные соглашения (5- 10 лет и более) о торговле и других формах взаимодействия. Также практикуется и заключение ежегодных протоколов о взаимных поставках товаров. Соглашения и протоколы, дополняя друг друга, способствуют развитию устойчивого взаимовыгодного сотрудничества.

В странах с рыночной экономикой условия международных договоров, соглашений и протоколов состоят из обязательной части, обеспечиваемой законодательными актами, и индикативной, определяемой экономической заинтересованностью предпринимателей.

Вторая группа методов регулирования ВЭД - тарифное регулирование внешней торговли, основой которого являются таможенные тарифы, которые по своему характеру относятся к экономическим регуляторам.

Третья группа методов регулирования ВЭД - нетарифные (административные) меры регулирования внешней торговли, которые подразделяют на две группы: протекционистские меры и административные формальности.

Протекционистские меры направлены на прямое ограничение экспорта и импорта с целью защиты определенных отраслей национального производства.

Лицензирование - система письменных разрешений, выдаваемых государственными органами на экспорт и импорт товаров. Лицензирование применяется на определенные периоды времени по отдельным товарам, включенным в перечень продукции общегосударственного назначения.

Контингентирование (квотирование) экспорта и импорта - количественные или стоимостные ограничения экспорта и импорта, вводимые на определенный срок по отдельным товарам и услугам, странам и группам стран.

Антидемпинговые процедуры представляют собой судебные и административные разбирательства претензий, которые предъявляют национальные предприниматели против иностранных поставщиков, обвиняя их в продаже товаров по заниженным ценам, которые могут нанести ущерб местным производителям аналогичной продукции.

Ценовые преференции устанавливают в законодательном порядке некоторые страны путем определения минимальной разницы в ценах, по которым товары и услуги импортера должны быть ниже цен национальных производителей. Только в том случае национальные компании могут размещать свои заказы у иностранного производителя, если цены на его продукцию будут ниже национальных аналогов не меньше, чем па указанный минимум.

Меры, относящиеся к административным формальностям, ограничивают торговлю.

Таможенные формальности. В их основе лежит таможенный кодекс, утверждаемый законодательным органом. Таможенный кодекс определяет общие задачи и функции таможенных органов, порядок разработки, утверждения и использования тарифов, условия освобождения от уплаты пошлин, санкции за нарушение таможенных правил, порядок рассмотрения жалоб. Таможенные формальности являются одними из самых эффективных методов регулирования ВЭД.

Технические процедуры. Они устанавливаются в законодательном порядке государственными организациями и представляют собой комплекс мероприятий но проверке соответствия импортируемой продукции требованиям международных и национальных стандартов, отраслевых норм и технических предписаний. Одним из видов технических барьеров является требование сертификации товаров, ввозимых в страну. Для чего их подвергают испытаниям на соответствие их свойств требованиям стандартов по техническим, санитарным, технологическим, радиационным, ветеринарным, экологическим и другим показателям. Данная процедура носит избирательный характер, но она может серьезно осложнить сбыт ряда товаров, если заблаговременно не осуществить их сертификацию.

Импортные процедуры представляют собой правила проведения импортных операций при государственных закупках. Во многих странах в этих случаях покупатель должен провести международные торги с целью выяснения наиболее выгодного продавца. Иногда покупателю выдают лицензию только в том случае, если он выполнил требования по осуществлению встречных экспортных операций.

Оперативное регулирование ВЭД. Государственные регулирующие органы Российской Федерации могут приостановить операции участников ВЭД в случае поставки недоброкачественной продукции, невыполнения обязательств экспортных поставок при одновременном экспорте аналогичных товаров в других формах, экспорта по необоснованно низким ценам или импорта по завышенным ценам, сообщения ложной информации в рекламе, таможенной, валютно-финансовой и регистрационной документации. Приостановка внешнеэкономических операций применяется как к отечественным субъектам ВЭД, так и к зарубежным, допустившим нарушение законодательства.

Четвертая группа методов регулирования ВЭД - экономические методы государственного стимулирования экспортного производства и развития экспортного потенциала. В целях стимулирования развития экспортоспособных отраслей в мировой практике используется широкий набор инструментов. Рассмотрим важнейшие из них.

Прямое государственное финансирование экспортеров. Осуществляется в виде доплат фирмам и компаниям дотаций из бюджета для устранения разницы между себестоимостью продукции и экспортными ценами для обеспечения получения прибыли. Такой метод используется в случаях поставок крупных материалоемких товаров (при поставках судов, нефтяных буровых платформ и т.и.).

Государственное финансирование НИОКР. В отношении наукоемких товаров, требующих значительных расходов на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, государственная помощь экспортеру обычно носит косвенный характер и заключается в финансировании разработок (до 30% необходимых средств), повышении процента амортизационных отчислений для используемого оборудования.

Косвенное финансирование экспортеров. Производится через сеть частных банков, которым государство выдает специальные дотации на уменьшение кредитных ставок экспортерам. К косвенному финансированию также относится возврат экспортерам пошлин, выплаченных при ввозе сырья, а также передача экспортерам правительственных, в том числе и военных, заказов по стабильным и, как правило, высоким ценам.

Снижение налогов с экспортеров. Наиболее распространено прямое снижение налогов с фирм, компаний в зависимости от доли экспорта в их производстве. Часто применяется разрешение фирмам-экспортерам осуществлять отчисления в резервные фонды развития экспортного производства с необлагаемой налогом части прибыли.

Кредитование экспортера может быть внутренним и внешним:

  • o внутреннее кредитование осуществляется через государственные банки предоставлением кредитов среднесрочных (до пяти лет) и долгосрочных (до 20-30 лет) на развитие экспортного производства в национальной и свободно конвертируемой валюте. При этом предоставление кредитов осуществляется на благоприятных условиях по стабильным ставкам;
  • o внешнее кредитование нацелено на выделение кредитов импортерам в форме финансовых и товарных кредитов поставщиков экспортной продукции. Государство производит субсидирование из бюджета как фирменных, так и банковских кредитов, которые являются целевыми, и, следовательно, должны быть использованы иностранными получателями только для закупки товаров у фирмы или страны кредитора.

Страхование экспорта. Оно имеет два направления -внутреннее и внешнее.

Внутреннее страхование осуществляется государством, помогающим за счет бюджетных средств перекрывать часть рисков при крупных капиталовложениях в экспортное производство.

При осуществлении внешнего страхования государство за счет бюджета берет на себя часть политических и коммерческих рисков по экспорту. К политическим рискам относятся войны, правительственные перевороты, резкие изменения политической обстановки, забастовки. Все эти факторы либо затрудняют, либо вообще срывают исполнение контрактов. К коммерческим рискам относятся колебания валютных курсов, банкротства, изменения в таможенной и налоговой системах. Благодаря страхованию экспортер возмещает почти все потери от рисков.

Помощь государственным представительствам за границей, которые занимаются рекламой национальных товаров, поддержкой частных фирм и т.и. Это обычно принимает форму помощи в открытии заграничных контор, финансирования исследования иностранных рынков и т.д. Для этого в странах с рыночной экономикой проводится организационная, статистическая, исследовательская и информационная работа. Осуществляется сбор статистических данных, анализ состояния и оценка перспектив ВЭД, издаются справочники. С помощью посольств, торговых миссий и представительств государственные службы получают коммерческую информацию, находят иностранных контрагентов. Установлению взаимодействия между контрагентами способствуют международные симпозиумы, конференции, выставки и другие формы ознакомления представителей деловых кругов разных стран с достижениями в экономике, науке, технике.

Схематично методы регулирования ВЭД представлены па рис. 4.4.

Новые тенденции в развитии политики государственной поддержки экспорта состоят в большей ориентации на меры косвенной поддержки отдельных отраслей и групп

Рис. 4.4.

товаров при отказе от традиционных схем прямого экспортного субсидирования и дотирования.

Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности — это комплекс экономических, правовых и административно-управленческих мер со стороны государства, преследующих цель формирования благоприятных рамочных условий хозяйствования субъектам внешнеэкономической деятельности.

Эти меры обеспечивают им экономическую поддержку и правовую защищенность на внутреннем и внешнем рынках и направлены на качественное совершенствование экспортного потенциала . Они помогают реализовать стратегию экспортной экспансии на международные рынки товаров, услуг и прав интеллектуальной собственности, продукции с высоким уровнем добавленной стоимости, на устойчивое поддержание положительного сальдо внешнеторгового баланса, на обеспечение хозяйственной безопасности в национальном масштабе.

Исходя из сказанного, кратко определим цели государственного регулирования внешнеэкономической деятельности . Они довольно многочисленны.

Назовем прежде всего такую цель государственного регулирования внешнеэкономической деятельности , как обеспечение приоритета национальных экономических интересов в процессе более глубокого участия страны в глобализирующемся мировом хозяйстве и межгосударственном регулировании его развития. Этому должны способствовать все другие цели и задачи.

Такова задача формирования благоприятного правового климата для корректной (в рамках действующего законодательства и международных договоренностей) деятельности национальных хозяйствующих субъектов во внешнеэкономической сфере как внутри страны, так и за ее пределами.

Сюда же относится и экономическое стимулирование внешнеторговых операций , в том числе, как источника поступления валютной выручки и формирующих национальный доход государства по приоритетным, согласно экономической концепции хозяйственного развития страны, направлениям.

Завершая разговор о данной группе целей, укажем на необходимость обеспечения условий эффективной внешнеэкономической деятельности как для каждого хозяйствующего субъекта, так и в целях общегосударственного развития.

Для этого государство использует многообразные рычаги воздействия. Это, в частности, различные формы экономического и административного контроля, что очень важно.

Дело в том, что приоритет функций контроля обусловлен спецификой формирования механизма трансформирования экономики России при переходе к рынку. Это создание соответствующей вспомогательной для бизнеса инфраструктуры — информационной, консультационной и т. д., содействие в подготовке и переподготовке кадров по всему спектру специализированных направлений внешнеэкономической деятельности.

Следующая группа связана с процессами глобализации мирового хозяйства . Речь прежде всего идет о содействии формированию многополярной геоэкономической модели мировой хозяйственной системы на основе последовательной реализации стратегии сотрудничества с различными регионами, международными организациями и группировками, союзами и отдельными корпорациями, в том числе с учетом их региональной ориентации.

Россия должна на равных основаниях участвовать в международном разделении и кооперировании труда, выходить на новые рынки с конкурентоспособной наукоемкой продукцией, которая нужно сделать основой экспортного потенциала страны .

Неоценимое значение имеет задача совершенствования структуры внешнеэкономической деятельности .

Имеются большие возможности повышения в экспортных операциях доли услуг (туризм, сервисное обслуживание, техническое содействие на коммерческой основе), машинотехнической продукции , разрабатываемой на базе новейших достижений науки и техники, патентов и лицензий.

Все это должно сопровождаться снижением поставок необработанного сырья, природных ископаемых и вынужденного импорта отходов переработки поставленных ранее радиоактивных материалов.

Велика и роль регулирования торговых отношений на межстрановом и региональном уровнях , защита отечественных экспортеров за рубежом, оказание им информационного, консультационного, юридического и другого содействия при проведении операций с зарубежными контрагентами. Важен и контроль за сохранением стабильного положительного сальдо во внешней торговле .

Одна из важнейших целей государственного регулирования внешнеэкономической деятельности — регулирование платежного баланса страны в части касающейся внешнеэкономической деятельности . Своевременное погашение внешней задолженности не отменяет, а предполагает жесткий контроль за сохранением потенциала самостоятельного, независимого от иностранных кредиторов развития экономики. Другими словами, необходим строжайший контроль за предельной величиной внешних заимствований .

Государственное регулирование имеет также целью формирование благоприятного имиджа страны и ее отдельных регионов во внешнеэкономической деятельности . Это должен быть авторитет добросовестного, действующего в рамках правовых норм и международных договоренностей государства, соблюдающего законодательство национальных и зарубежных партнеров, другие международные нормы и правила, государства, пресекающего любого рода контрабандные или связанные с отмыванием «грязных» денег операции.

Государственное регулирование ВЭД широко используется во всем мире и в условиях рыночного хозяйства, представляет собой систему мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, призванных совершенствовать ВЭД в интересах национальной экономики. Целями такого регулирования является специализация и приспособление ВЭ комплекса страны к изменяющим условиям МРТ, мирового рынка и форм международного сотрудничества, решение национальных стратегических и тактических задач. В целом, целями по оптимизации управления ВЭД являются:

  • 1) интеграция в МХ;
  • 2) развитие прогрессивных видов и форм ВЭД;
  • 3) совершенствование модели сотрудничества с другими странами и расширение его на основе производственно-инвестиционной модели;
  • 4) совершенствование товарной структуры экспорта и импорта;
  • 5) увеличение доходов от ВЭД;
  • 6) обеспечение контроля за интересами государства и национальной безопасности;
  • 7) упрощение процедуры внешнеторговых операций и т.д.

Отсюда функцией государственного управления, прежде всего, является разработка концепции ВЭД.

Концепция (стратегия) - это общий замысел развития внешнеэкономической сферы деятельности, включающий определение целей развития, задач, направлений достижения результатов и эффективности.

Государственное регулирование ВЭД обладает своей спецификой по сравнению с регулированием других сфер национальной экономики. Эта специфика обусловлена обязанностью каждого государства считаться с международными нормами и принципами мировой торговли. В частности, любое государство при регулировании ВЭД не должно ущемлять интересов других стран, правильно действовать в рамках тех правил, которые выработаны международными организациями (ВТО, ЮНКТАД, Всемирной таможенной организацией и др.).

Таким образом, границы государственного регулирования ВЭД определяются с одной стороны потребностью расширения национального экспорта и развития форм международной кооперации, а с другой - правилами международных организаций. Кроме этого все государства используют различные методы ограничения действий конкурентов своих национальных фирм, т.е. создают препятствия для проникновения на внутренний рынок более жесткие условия их функционирования, определенные запреты, повышенные экологические требования и т.д.

Образование региональных интеграционных группировок привело к тому, что наряду с регулированием на национальном уровне, начало осуществляться регулирование ВЭД внутри региональных группировок, т.е. на региональном уровне.

В конце 50-60 гг. XX века после образования, на основе римского договора Европейского Экономического Сообщества, начался процесс унификации, гармонизации нормативной базы стран - членов ЕЭС и в этот период начала складываться политика коллективного протекционизма. Отдельные государства, а так же региональные интеграционные группировки активно используют политические средства для поддержки своих экспортеров.

К примеру, США и ЕС заключили договор о сотрудничестве по вопросам политики в области конкуренции. С обострением конкуренции на мировом рынке, расширяется арсенал использования замаскированных средств для поддержки своих экспортеров. Таким образом, государственное регулирование ВЭД включает её финансовое, валютное, кредитное, таможенно-тарифное и нетарифное регулирование, обеспечение экспортного контроля, определение политики в области сертификации товаров, в связи их ввозом и вывозом. Все эти направления регулирования базируются на действующем законодательстве.

Итак, целью государственного регулирования является создание правовых экономических и организационных условий, обеспечивающих эффективную внешнеэкономическую деятельность на всех уровнях. Для решения этой цели необходимо решение комплекса задач не только в законодательстве, но и во внешнеэкономической сфере, внешней политике, организации управления, подготовке кадров и т.д.

При решении задач в названных сферах любое государство должно соблюдать сложившиеся в международной практике принципы:

  • 1) учет требований международных организаций;
  • 2) либерализация внешней торговли;
  • 3) торговля по мировым ценам;
  • 4) существование реального валютного рынка;
  • 5) сбалансирование платежного и торгового баланса со странами-партнерами

В целом, регулирование ВЭД государством означает не только поддержку и стимулирование, но и контроль за соблюдением национальных интересов, обеспечение экономической безопасности.