Как платить коммунальные платежи напрямую поставщикам. ЖКХ без посредника: оплачивать коммунальные услуги напрямую станет проще

Завизированный 3 апреля Владимиром Путиным закон позволяет потребителям оплачивать услуги ЖКХ без посредников. В тексте документа сказано: право разорвать отношения с управляющей компанией есть как у организаций, поставляющих ресурсы, так и у самих жильцов.

Впредь жильцы многоквартирных домов решением общего собрания могут перейти на прямые договоры с ресурсоснабжающими организациями (РСО), что, по мнению авторов нововведения, приведет к снижению неоправданно высоких тарифов и большей собираемости коммунальных платежей.

Однако у независимых экспертов есть серьезные сомнения на этот счет. По их оценкам, закон призван в первую очередь регулировать напряженные отношения между юридическими лицами: УК и РСО, так как первые задолжали ресурсникам порядка 250 млрд рублей.

Шило на мыло

Исключение недобросовестных управляющих компаний из отработанной схемы отплаты услуг ЖКХ даст возможность сэкономить, заявил глава государства в середине декабря 2017 года в ходе своей ежегодной пресс-конференции. По словам Владимира Путина, многие УК ведут нечестную игру. «Управляющие компании сначала деньги за все собирают, а потом расплачиваются, в том числе и с ресурсными организациями, - отметил он. - И далеко не всегда они расплачиваются своевременно и в полном объеме, и за этим мало кто смотрит».

Негодование Путина, как водится, тут же заставило вертеться все винтики бюрократического механизма страны. Министр строительства и ЖКХ России Михаил Мень сообщил, что отстранение УК от сборов платежей за коммунальные услуги повысит их качество. А уже 23 марта 2018 года соответствующий законопроект был принят в окончательном чтении Государственной думой, а спустя пять дней его одобрил и Совет Федерации.

Граждан наделили правом на общедомовом собрании собственников жилья принимать решение о заключении договора напрямую с РСО. При этом сами ресурсоснабжающие организации также могут отказаться от договора на снабжение коммунальными услугами через УК и перейти на прямые договоры с потребителями.

Ресурсники могут расторгнуть отношения с управляющими компаниями при условии накопившейся задолженности по оплате. Эксперты подчеркивают, что случаев, когда УК брали деньги за коммунальные услуги с жильцов, но не перенаправляли их на счета ресурсоснабжающих организаций, - предостаточно.

«В 2015 году задолженность россиян за жилищно-коммунальные услуги составила порядка 135 млрд рублей, в 2016-м уже свыше 250 млрд рублей и более 600 млрд рублей в прошлом году», - рассказал «МК» главный эксперт Центра аналитики и финансовых технологий Антон Быков. По оценкам экспертов, 250 млрд рублей задолженности сформировалось по вине управляющих компаний. «Это и неудивительно: при общей собираемости платежей на уровне 95% УК из своего кармана должны выплачивать недостающие 5% суммы. Отсюда и завышение тарифов, и преступные схемы хищения денег», - подчеркнул наш собеседник.

Однако даже если отрезать УК от денежного потока, тарифы меньше не станут. Ресурсникам придется расширять штат сотрудников, на чьи плечи упадут новые функции, например выбивание задолженности с неплательщиков, считает заведующий кафедрой Института отраслевого менеджмента (ИОМ) РАНХиГС Евгений Богомольный. Поставщикам ресурсов придется поднять тарифы, дабы покрыть эти расходы.

Если говорить о самих УК, у них забот не убавится. Их основные обязанности - содержание жилого фонда, его безопасное состояние, создание нормальных условий жизни собственников квартир. «Под юрисдикцию этих организаций попадают все коммуникации, их обслуживание, а также содержание придомовой территории, уборка общедомовых помещений», - подытожил Богомольный.

Чтобы дом не превратился в барак

А проблем в отношениях между собственниками и управляющими компаниями предостаточно. «В рейтинге жалоб в сфере ЖКХ первое место занимают обращения граждан относительно расчетов, второе - претензии к управляющим компаниям: порядка 17% от общего числа жалоб по России за год», - отметила первый заместитель председателя комиссии Общественной палаты РФ по ЖКХ, строительству и дорогам Светлана Разворотнева в разговоре с «МК».

Конфликты возникают из-за того, что управляющие компании, как коммерческие организации, хотят получить от своей деятельности максимальную прибыль и делают для этого все возможное - экономят на выполнении своих прямых обязанностей или завышают тарифы на коммунальные услуги.

«В свою очередь, собственники не хотят остаться без квартиры, если тарифы станут столь неподъемными, а также не желают вместо дома жить в бараке, в который здание превращается по вине плохо работающей управляющей компании, - рассказала «МК» заместитель директора аналитического департамента «Альпари» Наталья Мильчакова. - Там, где возможно найти компромисс между этими противоречащими интересами, конфликтов нет. А там, где невозможно - в основном из-за негибкости, непрофессионализма и жадности УК, - конфликт возникает».

Например, в начале текущего года был громкий конфликт в Москве из-за того, что управляющая компания аномально повысила тарифы, а когда жильцы не смогли покрыть счета, перестала выполнять свои функции. Собственники провели целый месяц без горячей воды, уборки мусора и работающих лифтов. В итоге одну недобросовестную УК сменили на другую.

В Волгограде сейчас разгорается другой конфликт жильцов с управляющей компанией. По обоснованному мнению собственников, УК полностью игнорирует требования пожарной безопасности - и жить в их доме становится рискованно. Крыша здания протекает, а вода течет на электрощиты и проводку. Особенно актуально эта история смотрится в свете недавней трагедии в кемеровском ТЦ «Зимняя вишня», где управляющие к пожарной безопасности относились также халатно. Но волгоградский конфликт пока не разрешен, жильцы только написали в жилищную инспекцию и потребовали проверки УК.

Закон поможет «юрикам», а не «физикам»

Собеседники «МК» убеждены, что переход на прямые договоры не поможет жильцам сэкономить. Выходит, изменением для собственников жилья станет только то, что счета за коммунальные услуги теперь будет выставлять не управляющая компания, а соответствующие РСО. Тарифы же от самого принятия такого закона и от изменений в Жилищном кодексе не вырастут и не упадут. «После вступления закона в силу должны быть законодательно одобрены поправки в Жилищный кодекс, а потом уже, когда они будут приняты, сами жильцы многоквартирных домов на общих собраниях будут принимать решение - воспользоваться этим правом или нет, - отметила Наталья Мильчакова. - Закон предоставляет жильцам только право платить напрямую РСО. Это не обязательное условие. Решение принимается на общедомовом собрании».

Ресурсники, в свою очередь, имеют право отказаться от прямых договоров и продолжать работать с УК, как и раньше. «Вообще от услуг УК надо отказываться только тогда, когда УК не выполняет своих функций или завышает тарифы на ЖКХ, при условии что жильцы могут это доказать, - подчеркнула эксперт. - А если собственники довольны работой управляющих компаний, то переходить на новую систему оплаты нет смысла».

Отказаться от услуг управляющих компаний можно двумя способами. Во-первых, по инициативе ресурсника, если есть задолженность в размере более двух среднемесячных объемов у управляющих компаний перед РСО, доказанная судом. Другой вариант: решение общедомового собрания. Но жильцы с трудом выходят на такое обсуждение. Люди часто бывают недовольны своим коммунальным обслуживанием, но когда приходит время предпринимать какие-то организационные усилия, им недосуг этим заниматься.

«Не думаю, что с принятием закона стоит ожидать массового перехода на прямые договоры с ресурсниками. В большинстве своем те, кто хотел отказаться от посредника в виде УК, уже это сделали, а сейчас подобные отношения будут узаконены», - считает Светлана Разворотнева.

По ее словам, закон имеет большее отношение к расчетам между юридическими лицами: «управляшками» и ресурсниками. «УК собирали деньги с жильцов, но не переводили их ресурсоснабжающим организациям. Собственники недовольны управляющей компанией не потому, что они задерживает денежные переводы, а потому что она плохо следит за их домом, оказывает некачественные услуги, - продолжает Разворотнева. - В данном случае полный отказ от УК не поможет. Ее следует поменять. Бывает такое, что за долги УК ресурсники отключают воду в квартирах собственников или канализацию и свет всему дому. Но все эти действия незаконны».

В конечном счете принятый закон позволит регулировать отношения конфликтующих юрлиц: УК и РСО. Что же касается собственников жилья в многоквартирных домах, то надеяться на уменьшение тарифного бремени им не следует.

СПРАВКА «МК»: регионы с наибольшей задолженностью населения по оплате за ЖКХ, 2017 г.

Субъект %

Дагестан - 30%

Ингушетия - 30%

Кабардино-Балкария - 28%

Северная Осетия - 27%

Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, могут ли собственники жилых помещений в многоквартирном доме заключить договор на оплату электроэнергии и отопления напрямую с ресурсоснабжающими организациями (так, чтобы квитанции об оплате поступали собственнику напрямую от ресурсника, а не от управляющей компании, обслуживающей данный дом). заранее благодарна за ответ.

В условиях ныне действующего законодательства (Жилищный кодекс РФ, Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, утверждены Правительством РФ от 23.05.2006 № 307) собственники жилых помещений в многоквартирном доме могут заключить договор ресурсоснабжения напрямую с ресурсоснабжающей организацией только если способом управления многоквартирным домом является непосредственное управление многоквартирным домом (ч. 2 ст. 164 ЖК РФ, п. 7 Правил № 307).

Если домом на основании договора управления многоквартирным домом управляет управляющая организация, то именно она обязана заключать договоры ресурсоснабжения с ресурсоснабжающими организациями (ч. 2 ст. 162 ЖК РФ, пп. «в» п. 49 Правил № 307).

Если собственники помещений в многоквартирном доме желают вносить плату за коммунальную услугу напрямую ресурсоснабжающей организацией, то они могут на своем общем собрании принять соответствующее решение (ч. 7.1 ст. 155 ЖК РФ). В этом случае внесение платы за коммунальные услуги ресурсоснабжающей организации признается выполнением собственниками помещений своих обязательств по внесению платы за коммунальные услуги перед управляющей организацией (ч. 7.1 ст. 155 ЖК РФ).

Вышеуказанное решение общего собрания собственников принимается большинством голосов от общего числа голосов присутствующих на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме. Для принятия этого решения необходим соответствующий кворум, а именно - в собрании должны принять участие собственники помещений, обладающие в совокупности более 50% голосов от общего числа голосов всех собственников помещений в многоквартирном доме (число голосов каждого собственника помещения пропорционально площади принадлежащего ему помещения) (ч. 3 ст. 45, ч. 1 ст. 46, ч. 3 ст. 48 ЖК РФ).

Таким образом, если Вашим домом управляет управляющая организация, то для того, чтобы вносить плату напрямую в ресурсоснабжающую организацию необходимо принять на общем собрании собственников соответствующее решение. После этого необходимо уведомить о принятом решении управляющую и ресурсоснабжающую организации.

Однако важно заметить, что исходя из ч. 7.1 ст. 155 ЖК РФ напрямую в ресурсоснабжающую организацию может вноситься лишь плата за тот объем коммунального ресурса, который был потреблен непосредственно в жилом (нежилом) помещении собственника помещения в многоквартирном доме.

Плата же за объемы коммунальных ресурсов, потребленных при использовании общего имущества (например, электроэнергия, потребленная на работу лифтов, освещение подъездов в многоквартирном доме, тепловая энергия на отопление мест общего пользования), должна вноситься управляющей организации (ч. 7.1 ст. 155 ЖК РФ).

При этом принятие общим собранием собственников решения о порядке внесения платы за коммунальные услуги непосредственно ресурсоснабжающей организации не означает, что собственники начнут получать квитанции на оплату от ресурсоснабжающей организации.

В законе не указана обязанность ресурсоснабжающей организации в рассматриваемом случае представлять собственникам платежные документы.

В то же время, поскольку в законе прямо указано, что ответственность за предоставление коммунальных услуг надлежащего качества продолжает лежать на управляющей организации (ч. 7.1 ст. 155 ЖК РФ), то, следовательно, управляющая организация продолжает оставаться исполнителем коммунальных услуг по отношению к собственникам. Соответственно и представление собственникам платежных документов на оплату коммунальных услуг продолжает оставаться функцией управляющей организации как исполнителя (п. 37 Правил № 307).

Исходя из изложенного, считаем, что в случае принятия собственниками решения о внесении платы за коммунальные услуги непосредственно ресурсоснабжающей организации, квитанции на оплату коммунальных услуг по-прежнему будет выставлять управляющая организация. При этом в квитанции будут указываться отдельными строками суммы в оплату коммунальных услуг на общедомовые нужды (с указанием банковского счета управляющей организации) и суммы в оплату коммунальных услуг на индивидуальные нужды (с указанием банковского счета ресурсоснабжающей организации).

Двойные квитанции, войны управляющих организаций, многомиллионные задолженности в адрес ресурсоснабжающих предприятий – все эти потрясения многострадальной сферы ЖКХ заставляют органы власти, жильцов и поставщиков искать очередные спасительные решения. О путях выхода из, казалось бы, безвыходной ситуации рассказывает первый заместитель директора производственного отделения «Энергосбыт» филиала ОАО «МРСК Северо-Запада» «Колэнерго» Любовь Корчагина.

Любовь Григорьевна, каким образом можно организовать систему оплаты так, чтобы жильцы могли быть уверены в том, что средства, направленные в счет оплаты коммунальных услуг, попадают адресату?

Одной из действенных мер, направленных на повышение прозрачности коммунальных платежей, может быть организация перехода населения на оплату напрямую. Идея состоит в том, чтобы, минуя управляющие организации, платить за индивидуальное потребление непосредственно поставщику ресурсов, исключая возможность «прокрутки» или нецелевого использования средств исполнителем коммунальных услуг. Однако организовать оплату ресурса напрямую можно двумя разными способами, каждый из которых имеет свои нюансы. Чтобы не попасть впросак, жильцам следует знать, что существует два понятия: «прямые расчеты» с поставщиком ресурса и «прямые платежи» в адрес ресурсника.

Давайте начнем с «прямых расчетов». Расскажите об этом способе оплаты ресурса.

Так называемые «прямые расчеты» возникают, когда выбран непосредственный способ управления многоквартирным домом. Квитанции в этом случае выпускаются отдельно каждым из поставщиков ресурсов и, таким образом, жильцы рассчитываются с поставщиками напрямую.

Да, в этом случае потребители действительно производят оплату непосредственно, но какой ценой!

А в чем заключаются минусы этой системы оплаты?

Во-первых, жильцы должны будут столкнуться со сложной бюрократической процедурой смены формы управления домом. Их ждут многочисленные общие собрания, при голосовании на которых обязательно необходимо обеспечить кворум, то есть присутствие жильцов дома или их представителей, обладающих более чем 50% голосов, что само по себе непросто.

Также необходимо будет организовать избрание уполномоченного лица и оформление на него многочисленных доверенностей для юридического взаимодействия с ресурсниками и прочими организациями. Фактически это будет «человек-оркестр», на которого будут возложены функции целой организации. И вроде бы очевидный плюс заключается в том, что этот «управляющий» не потребует платы за свой титанический труд, однако надо трезво оценивать, что и спрос с этого человека не будет строгим. Ведь у жилищно-бытовых проблем нет конца и края, и их решением каждый раз придется заниматься самим жильцам. Они окажутся лишены «единого окна», то есть того исполнителя коммунальных услуг (ИКУ), который от их имени решал бы все вопросы предоставления коммунальных благ.

Кроме того, существует немало особенностей законодательства, которые делают отказ от услуг управляющих организаций невыгодным для жильцов. Так, при выборе непосредственного способа управления домом на потребителя в полном объеме ложатся расходы по оплате электроэнергии, распределяемой на общедомовые нужды (ОДН) сверх установленного норматива, что регламентируется пунктом 44 Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 №354. В случае если управление домом осуществляется управляющей организацией, ТСЖ или ЖСК расходы на электроэнергию, потребленную на ОДН сверх норматива, несет эта организация - исполнитель коммунальных услуг.

Также выбор непосредственного управления домом лишает собственников жилья возможности участия в федеральных и региональных государственных программах по капремонту и переселению из ветхого и аварийного жилья. А в части электроснабжения – это, как минимум неизбежные расходы по замене электропроводки, ремонту электросетевого оборудования.

Ну и наконец, при наличии в доме исполнителя коммунальных услуг выпуск платежных документов в соответствии с законодательством находится в зоне его ответственности, а значит, у компании-исполнителя в бюджет должны быть заложены средства на печать и доставку квитанций. Однако управляющие организации лозунгом «Даешь переход на «прямые расчеты» зачастую маскируют свое желание снизить операционные затраты на выпуск платежных документов, предпочитая переложить бремя этой ответственности на ресурсоснабжающие организации.

Неужели, чтобы организовать платежи поставщикам ресурсов и быть уверенными в том, что деньги поступают непосредственно адресату, жильцам нужно углубляться в коммунальные дебри и отказываться от ряда привилегий, которыми пользуются жильцы домов, находящихся на обслуживании управляющих организаций, ТСЖ или ЖСК?

Нет, переход на непосредственный способ управления с его многочисленными сложностями – не единственный способ организовать оплату непосредственно поставщику.

Жилищный кодекс РФ, а именно пункт 7.1 статьи 155, предусматривает наиболее сбалансированный вариант оплаты коммунальных услуг напрямую. Согласно ЖК РФ, жильцы имеют право вносить плату в адрес ресурсоснабжающих организаций, приняв такое решение на общем собрании собственников. В этом случае возникает такой способ расчетов как «прямые платежи».

Рассмотрим «прямые платежи» на примере электроснабжения. Суть их заключается в том, что дом по-прежнему обслуживается исполнителем, который отвечает за выпуск квитанций, но в платежных документах в графе «Расчетный счет» указывается расчетный счет поставщика электроэнергии, и деньги за поквартирное потребление электроэнергии попадают ему на счет напрямую, т.е. минуя управляющие организации, ТСЖ или ЖСК.

Что нужно сделать жильцам, чтобы организовать «прямые платежи» в адрес поставщика?

Итак, чтобы организовать оплату электроэнергии непосредственно гарантирующему поставщику, жильцам нужно на общем собрании принять решение о переходе на такой способ расчетов, определить дату перехода и передать протокол собрания исполнителю, который совместно с гарантирующим поставщиком электроэнергии урегулирует порядок взаимодействия и внесет соответствующие изменения в договор энергоснабжения. После этого ИКУ организует выпуск таких платежных документов, которые обеспечат исполнение решения общего собрания жильцов о перечислении денежных средств за потребленную электроэнергию напрямую гарантирующему поставщику. Важно отметить, что обязанность рассчитывать плату за коммунальные услуги возложена на исполнителя независимо от того, кто является получателем тех или иных составляющих платы за электроэнергию, это также регламентировано Правилами предоставления коммунальных услуг.

Что касается оплаты электроэнергии на общедомовые нужды, то закон предписывает населению в любом случае направлять эти средства в адрес ИКУ. Однако очевидным плюсом этого условия является то, что объем электроэнергии, выходящий за рамки установленного норматива потребления электроэнергии на ОДН, управляющая организация, ТСЖ или ЖСК оплачивают из собственных средств. По мнению законодателей, эта мера должна стимулировать внедрение исполнителями энергосберегающих технологий в зоне своего обслуживания.

Управляющие компании неустанно делят между собой дома, принося в Госжилинспекцию каждую неделю новые голосования жильцов. Люди, чей дом попал на поле сражения, получают двойные, а то и тройные квитанции по коммуналке. В итоге возникает вопрос: кому платить, чтобы деньги дошли ресурсникам, поставляющим тепло, воду и свет? Ведь в случае двухмесячной задержки по платежам они попросту могут отключить коммунальные услуги.

Есть и другая ситуация, когда жители не особо доверяют своей УК и подозревают, что деньги, к поставщикам не уходят, а идут на какие-то иные нужды. Яркий пример - это история с «РЭМП УЖСК Чкаловского района», которая год собирала со своих жильцов деньги, но не передавала их в ресурсоснабжающие организации. В результате этого задолженность накопилась свыше 600 млн руб., а эта УК сейчас банкротится. И таких историй очень много.

Мы уже рассказывали о том, . Один из самых верных способов, о котором мы обещали рассказать подробней, - прямые договоры с ресурсниками. Идея перехода на прямые платежи состоит в том, чтобы, минуя управляющие компании, платить непосредственно поставщику ресурсов, исключая возможность прокрутки или нецелевого использования средств. Такие расчеты, по мнению экспертов, более эффективны, так как они очень прозрачны. Опыт других городов показывает, что собираемость коммунальных платежей с жильцов составляет более 98%.

Как перейти

Есть несколько вариантов перехода на прямые платежи поставщикам. Первый способ: собственники помещений решают на общем собрании жильцов платить за коммунальные услуги непосредственно поставщикам. Чтобы собрание считалось законным, следует сделать следующее:

  • Не менее чем за 10 дней до собрания известить о нем всех жильцов. Это может быть заказное письмо, личное уведомление (под расписку) или объявление на видном месте в подъезде. В уведомлении следует указать повестку дня, сведения об инициаторе собрания, дату, место и время проведения. Важно отметить, что на собрании нельзя принимать решения по вопросам, не включенным в повестку. В противном случае решение общего собрания может быть оспорено в судебном порядке.
  • В начале собрания выбирается председатель, секретарь и счетная комиссия. Затем рассматриваются вопросы повестки дня. Чтобы все решения, принятые на собрании, считались законными, на нем должно присутствовать более 50% от общего числа собственников помещений в многоквартирном доме. За один голос принимается 1 м 2 жилой площади. То есть чем больше у вас квартира, тем больше у вас голосов. Присутствие собственников на собрании подтверждается листом регистрации участников с указанием фамилии, имени, отчества, адреса, реквизитов свидетельства о собственности на помещение, подписью собственника. Если в собрании принимает участие представитель собственника, то необходимо приложить доверенность.
  • Если 50% голосов не набралось, можно провести заочное собрание. Участнику инициативной группы достаточно потратить один или два вечера и обойти всех соседей: лично проинформировать их о собрании, рассказать о повестке дня и забрать подписанные бланки. Шаблоны форм для голосования можно скачать
  • После того как кворум собран, надо зарегистрировать все решения общего собрания документально и снова развесить их в подъезде, чтобы все могли ознакомиться. Сделать это надо в течение 10 дней.

После проведения общего собрания нужно сообщить об этом УК, ведь за ней остается обязанность составлять платежки. По закону, УК обязана в течение пяти рабочих дней со дня принятия решения представить поставщику документы:

  • протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о переходе на прямые платежи;
  • документы, содержащие сведения о размере площади каждого жилого и нежилого помещения в доме, количестве квартир, комнат в каждой из них и числе проживающих.

На самом деле все не так сложно, но есть одно но. Недобросовестная УК может не выполнить свою часть обязательств и проигнорировать принятые решения. Тогда придется обращаться в суд и прокуратуру, предоставлять им уведомления о проведении собрания, бланки решений собственников, а также документы о том, что на момент голосования проголосовавший являлся собственником помещения.

Второй вариант - пожалуй, самый простой - перейти на так называемое непосредственное управление домом или создать ТСН (или по-старому ТСЖ). В этом варианте вам всего лишь нужно отбиться от назойливой УК, которая вряд ли захочет отпускать вас в свободное плаванье. Как только вам это удастся, нужно провести собрание жильцов. Дальше схема такая же, как и в первом случае, только документы поставщикам несет уже не УК, а избранный председатель, на которого будут оформлены многочисленные доверенности для юридического взаимодействия с ресурсниками и прочими организациями. Фактически это будет «человек-оркестр», на которого будут возложены функции целой УК.

Третий вариант возможен, если поставщик расторг договор с УК, не платившей по счетам три месяца. Тогда собственники могут выбрать новую УК, перейти на непосредственное управление домом или создать ТСЖ. Что делать дальше - понятно из предыдущих пунктов.

Что получим

Допустим, жильцы заключили прямой договор на электроснабжение. Дом по-прежнему обслуживается УК, которая отвечает за выпуск квитанций, но в платежных документах в графе «расчетный счет» указываются данные поставщика электроэнергии. То есть деньги за поквартирное потребление электричества попадают ему на счет напрямую, минуя УК. А в общей квитанции при переходе на прямые платежи в графе «отопление и горячее водоснабжение» будет стоять «0» или прочерк.

Но напрямую поставщикам можно вносить плату лишь за коммунальные услуги, потребленные в жилом помещении. Что касается платы за общедомовые нужды, то закон предписывает населению в любом случае направлять эти средства в адрес УК.

Очевидный плюс - объем электроэнергии, выходящий за рамки установленного норматива потребления, УК оплачивает из собственных средств. По мнению законодателей, эта мера должна стимулировать внедрение ими энергосберегающих технологий в зоне своего обслуживания.

Минусы

Переход на прямые платежи имеет несколько негативных последствий. Пожалуй, главное из них то, что сделать перерасчет, например, за горячую воду, которая течет холодной, будет очень сложно. Так как УК, которая отвечала раньше за услуги ненадлежащего качества, этим больше не занимается.

Также значительно пострадают те, кто до сих пор не поставил счетчики. По каждому виду коммунальных услуг за перерасчетом гражданам придется обращаться в разные компании, а не в одну УК.

В декабре 2017 года был принят законопроект в России, согласно которому россияне могут платить за ЖКХ напрямую поставщику, а именно – ресурсоснабжающим компаниям. Особенности оплаты за коммунальные услуги и жилые помещения установлены в Жилищном кодексе страны.

Владельцы и арендаторы жилья с 2018 года смогут оплачивать коммунальные услуги, минуя главную управляющую организацию. Власти решили принять этот законопроект для того, чтобы сократить задолженность россиян за ЖКХ, поскольку должников становится все больше и больше. Годовая недоплата за воду, электроэнергию и другие услуги составляет минимум 15-20%. По статистическим данным, в этом году долги населения за ЖКХ превысили 1 триллион рублей.

Вступит в силу закон с 01.07.2018 года. С июля владельцы и арендаторы квартир смогут перейти на прямые расчеты, если они должны за коммунальные услуги больше 2 месяцев. На прямую оплату могут сразу же перейти собственники недвижимости. Всю нужную информации владельцы жилья смогут получить в ЖКХ Российской Федерации и Министерстве строительства.

Как россияне оплачивают сейчас услуги жилищно-коммунального хозяйства?

Сейчас граждане страны платят за услуги в расчетных центрах. Собственник или арендатор снимает показания со счетчиков и подает их в управляющую компанию, которая самостоятельно их перенаправляет в определенный расчетный центр.

Организации, занимающиеся ресурсосбережением, выставляют счет управляющей компании за общее потребление ресурсов домом, но не занимается распределением коммунальных платежей между квартирами и людьми. Поставщики по результатам 30 календарных дней смотрят, сколько воды, электричества и иных ресурсов было израсходовано домом и выставляют материнской компании счет.

Главная компания самостоятельно распределяет объемы ресурсов между жителями дома.

Кому люди будут оплачивать ЖКХ?

Управляющие компании согласно закону будут исключены из системы расчетов за жилищно-коммунальное хозяйство. Потребители будут оплачивать напрямую ресурсоснабжающим организациям. На счет главной компании будут поступать только деньги за оплату жилого помещения.

В каждом округе в 2018 году будет создан расчетный центр или будут привлечены уже имеющиеся организации, которые в дальнейшем будут выставлять счета собственникам. Центры станут заниматься аккумуляцией данных от поставщиков и главных компаний, и выставлять счета.

После начала осуществления прямых расчетов около 30-45% материнских компаний закроются или станут банкротами. Если в организации будет задолженность около 200 миллионов рублей, она не сможет ее оплатить и будет вынуждена уйти из рынка.

При закрытии многих управляющих компаний будут проводиться конкурсы, в результате которых будут выбраны компании для управления жилыми домами. Также есть вероятность, что власти создадут специальную комиссию по чрезвычайным ситуациям, которая выберет временную управляющую организацию на время проведения конкурса. С 1 июля владельцы смогут поменять форму управления дома, например, на товарищество собственников жилья или товарищество собственников недвижимости.