Как правильно рассчитать и уплатить торговый сбор? Торговый сбор: кто, как и когда должен его платить Торговый сбор если не платить.

Торговый сбор – это новый вид налоговых платежей, который является обязательным! По классификации ст. 15 НК его причисляют к местным налогам, что означает следующее: сбор могут установить в любом населенном пункте на основании решения местных властей. Для трех городов федерального значения требуется издание регионального закона. На сегодняшний момент сбор введен только в Москве (см. закон г. Москва № 62).

Торговый сбор обязателен к уплате ИП и организациями, которые работают в торговой сфере. Сбор действует для любого вида торговли (опт / розница), способ продвижения (стационарная / нестационарная сеть) и вид реализуемого товара никакого значения не имеют. Но, как и всегда, есть отдельные исключения.

Кто освобождается от торгового сбора? Сбор не платят ИП на патенте, а также ИП и юрлица на ЕСХН. Еще один важный момент: сбор признается несовместимым с ЕНВД. Что это означает? Если вы согласно местным нормативным актам по своей деятельности должны перечислять в бюджет торговый сбор, то использовать вмененку в отношении этой деятельности вы не можете!

Перечень видов торговли, попадающих под торговый сбор, приведен в ст. 413 НК РФ. Окончательный список необходимо смотреть в местном нормативном акте. В целом, там окажется торговля через стационарную сеть с залом или без него, торговля через нестационарную сеть, реализация товаров с товарных складов.

В законе по г. Москва ставки по торговле со складов не приводятся – в отношении этой деятельности сбор платить не надо. По остальным видам торговли ставки установлены согласно территориальному распределению по административным округам города, отдельно выделена разносная / развозная торговля. При введении торгового сбора в вашем населенном пункте ознакомление с нормативным актом, утверждающим его порядок исчисления, обязательно! Многие нюансы прописываются непосредственно в местном нормативном акте.

Здесь же важно изучить информацию о льготных категориях налогоплательщиков. Что касается торгового сбора в Москве, то под льготы попала торговля через автоматы, ярмарки (специализированные, региональные, выходного дня), торговля через объект на розничном рынке и торговля разносного характера, осуществляемая в автономных / бюджетных / казенных учреждениях. По поводу розничных рынков следует сделать следующее уточнение: ИП, арендующий точку на таком рынке, сбор не платит, а компания, управляющая рынком, - платит.

Постановка на учет как плательщика сбора – обязательное требование! На это ИП и организациям дается 5 рабочих дней. В налоговую представляется заявление, в котором прописывается вид торговли и характеристика торгового объекта. Если в дальнейшем происходят какие-либо изменения, влияющие на размер сбора, вы в обязательном порядке также в течение 5 дней сообщаете об этом налоговикам.

Встать на учет надо в любом случае, даже если вы уже обращались в инспекцию по каким-либо другим основаниям: если стоите, то вам нужно повторно встать на учет именно как плательщик сбора.

В какую налоговую нести заявление?

Это зависит от факта наличия недвижимости, используемой в торговле:

Если такая недвижимость есть, то нужно идти в инспекцию по месту нахождения этого торгового объекта;

Если такой недвижимости нет, то обращайтесь в налоговую по месту нахождения / жительства.

Свидетельство о том, что вас поставили учет, должно быть выдано в течение стандартных пяти рабочих дней.

Официально утвержденных документов пока нет, поэтому допускается составление заявления произвольного вида, но налоговики советуют использовать рекомендуемые бланки:

ТС-1 – для ИП и юрлиц, встающих на учет;

ТС-2 – для ИП и юрлиц, снимающихся с учета.

Порядок их заполнения можно посмотреть в Письме ФНС России № ГД-4-3/10036.

Если вы решаете прекратить ведение деятельности, по которой ранее у вас возникла обязанность уплачивать сбор, вам также необходимо уведомить налоговиков в течение 5 дней. С даты прекращения деятельности, которую вам необходимо указать при составлении заявления, вас снимут с учета как плательщика сбора.

Если вы не отнесете вовремя заявление или будете уклоняться от этой процедуры, то налоговики будут вынуждены поставить вас на учет в принудительном порядке. Введение торгового сбора предусматривает наличие специального органа, который будет контролировать тех, кто не состоит на учете как плательщик сбора. Во избежание проблем и привлечения к ответственности, рекомендуется вовремя подготовить необходимое заявление.

Для начала следует разобраться с объектом налогообложения в данной ситуации. По сути, объектом обложения сбором здесь является факт использования торгового объекта. Какой был у вас объем реализации в течение квартала, какие товары вы продавали – не важно. Не важно, даже если воспользовались вы этим объектом торговли пару раз за весь квартал. Расчет торгового сбора никаким образом не зависит от реального времени использования объекта торговли.

Сбор рассчитывается и платится по каждому торговому объекту. Для этого нужно знать вид торговли и характеристику (а также местонахождение) объекта. По этим параметрам в местном нормативном акте легко найти ставку сбора. Ставка может быть указана как за весь торговый объект, так и за квадратный метр площади. Во втором случае нужно будет произвести расчеты, умножив ставку на общую площадь помещения.

Сбор уплачивается раз в квартал, отчетного периода нет, никакую отчетность сдавать не надо. Основанием платежа в бюджет является свидетельство о постановке на учет.

Сумму сбора необходимо заплатить по реквизитам налоговой, где вы вставали на учет, строго до 25 числа месяца, идущего за облагаемым кварталом. За просрочку платежа налоговики могут начислить пени.

Оплата сбора осуществляется либо добровольно, либо в принудительном порядке - заплатить его все равно придется.

В первом случае вы сами встаете на учет, считаете и платите сбор. Вторая ситуация касается тех, кто на учет не встал – и налоговики сделали это принудительно. В этом случае налоговая сама считает величину сбора и присылает требование об уплате, на исполнение которого предпринимателю отводится 8 рабочих дней.

Торговый сбор разрешается вычесть из суммы налоговых обязательств перед бюджетом. Юрлица и ИП на общем режиме, когда будут считать налог на прибыль или НДФЛ соответственно, могут принять сумму сбора к вычету. Для налога на прибыль это можно сделать только в той части, которая идет в бюджет региона.

Для осуществления вычета требуется выполнение трех условий:

Сбор должен быть рассчитан и представлен в уведомлении о постановке на учет (при принудительной постановке на учет принять сумму сбора к вычету нельзя!);

Сбор требуется заплатить в бюджет до момента перечисления основного налога;

Юрлицо или ИП должны иметь достаточную для уменьшения сумму налога.

Если в квартале у вас получился убыток или сумма налога меньше сбора, который вы хотите принять к вычету, то торговый сбор можно перенести на следующий квартал. В течение года суммы сбора можно переносить, на следующий год – нельзя!

Для ИП и юрлиц на упрощенке действует несколько другой порядок. При УСН «доходы-расходы» сбор относится на расходы. При УСН «доходы» сумма сбора участвует в уменьшении налога вместе с взносами по страховым фондам.

В ситуации, когда ведется несколько видов деятельности, а сбор уплачивается только по одной, придется заниматься раздельным учетом доходов / расходов.

Принять сумму сбора к вычету можно будет только по отношению к части налога, относящейся к торговой деятельности. Для возможности принятия сбора к вычету ИП или юрлицо также должны быть поставлены на учет добровольно.

С каких спорных видов деятельности надо платить торговый сбор, а с каких - нет? Можно ли уменьшить «упрощенный» налог на торговый сбор без ограничения в 50%? Что будет, если подать уведомление по торговому сбору с опозданием или вовсе не отправить его?

С 1 июля 2015 года на территории г. Москвы введен . И несмотря на то что новому сбору посвящены отдельная глава 33 НК РФ и Закон г. Москвы от 17.12.2014 № 62 «О торговом сборе» (далее — Закон № 62), пока с его уплатой не все так гладко. У столичных компаний и предпринимателей постоянно возникают вопросы, связанные с обязанностью платить торговый сбор. Чтобы как-то помочь торговцам, специалисты из Минфина России выпустили сразу несколько писем со своими разъяснениями. Для вашего удобства мы объединили комментарии чиновников в этом материале.

Для начала отметим, что в этом году торговый сбор ввели только в Москве (Закон № 62). Поэтому в первую очередь статья будет интересна . Власти Санкт-Петербурга и Севастополя вводить новый сбор не стали. А другие регионы России смогут ввести его только после того, как примут отдельный федеральный закон (п. 4 ст. 4 Федерального закона от 29.11.2014 № 382-ФЗ). Пока такого закона нет. Но разъяснения могут пригодиться вам в будущем. Ниже рассмотрим вопросы, ответы на которые не были однозначно известны.

С каких спорных видов деятельности надо платить торговый сбор, а с каких — нет

Не все виды деятельности сразу позволяют понять, нужно платить новый сбор или нет. Есть некоторые спорные разновидности бизнеса, осуществляя которые трудно определиться с необходимостью уплаты сбора. Разберем самые распространенные ситуации.

Ситуация № 1 . Предприниматель продает продукцию собственного производства . Торговля — это не всегда перепродажа ранее . Некоторые бизнесмены реализуют продукцию, которую сами и произвели. Нужно ли в таком случае платить торговый сбор? По мнению специалистов Минфина России, здесь все будет зависеть от того, где вы продаете свою продукцию (письма от 15.07.2015 № 03-11-10/40730 и от 27.07.2015 № 03-11-09/43208). Так, если для продажи товаров вы используете торговый объект (движимый или недвижимый), то сбор вам придется заплатить в бюджет (ст. 413 НК РФ). Например, объектом осуществления торговли может быть стационарный объект с торговым залом — магазин, павильон, а также без зала — киоск, палатка. Или нестационарный объект — автолавка, автоприцеп. Соответственно, если вы, допустим, торгуете товарами собственного производства через магазин, нужно заплатить торговый сбор.

Примечание. Платить торговый сбор при реализации продукции собственного производства обязаны только те предприниматели, которые занимаются торговлей через торговые объекты. Например, через магазины, киоски, лотки.

Если же для реализации собственной продукции вы не используете торговые объекты, торговый сбор платить не нужно.

Ситуация № 2 . Коммерсант заключает договор купли-продажи товаров в офисе . В настоящее время многие продавцы экономят на помещениях для торговли. Поэтому реализацию товаров осуществляют прямо в офисе. Выглядеть это может примерно следующим образом. Человек выбирает товар на интернет-сайте и заказывает его. После чего сам приезжает забирать товар в помещение продавца. Так вот, в данном случае необходимость уплаты сбора будет зависеть от того, как именно выглядит ваш офис изнутри (письмо Минфина России от 15.07.2015 № 03-11-10/40730). Если это обычный офис, где стоит стол, стул, компьютер, принтер и прочие канцелярские принадлежности, платить торговый сбор не придется.

Бывает же, что офисом называют довольно обширное помещение, которое имеет все признаки торгового объекта. В частности, в нем есть витрины с дополнительными товарами, проходы для покупателей и места их обслуживания — кассы или терминалы для выбора продукции (ст. 2 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ). При реализации товаров в подобном «офисе» торговый сбор следует заплатить.

Ситуация № 3 . Проданный товар доставляет курьер или почта . В этой ситуации для целей уплаты сбора важно то, как осуществляется доставка. Если товар доставляется из торгового объекта, то есть из помещения, предназначенного для выкладки, демонстрации товаров, прохода и обслуживания покупателей, проведения с ними расчетов, то перечислять сбор следует (письмо Минфина России от 15.07.2015 № 03-11-10/40730).

Если названных признаков у вашего объекта нет, такой бизнес будет признаваться торговлей путем отпуска товаров со склада. А торговля со склада на территории г. Москвы торговым сбором не облагается. Поскольку ставки сбора для торговли со склада в столице не установлены. Следовательно, осуществляя торговую деятельность со склада, перечислять торговый сбор вам не надо (письмо Департамента экономической политики и развития г. Москвы от 26.06.2015 № ДПР-20-2/1-161/15).

Примечание. Если курьер доставляет покупателю товар со склада на территории г. Москвы, платить торговый сбор не нужно.

Ситуация № 4 . Бизнесмен оказывает бытовые услуги и продает сопутствующие товары . Довольно часто предприниматели, помимо оказания бытовых услуг, продают по ним сопутствующие товары. Например, салоны красоты и парикмахерские предлагают клиентам купить различные средства по уходу за волосами. А мастерские по ремонту обуви — кремы и щетки для различных видов материалов, из которых эта обувь произведена. Если у вас такой бизнес, то платить торговый сбор не нужно. Об этом сообщил Минфин России в своем письме от 27.07.2015 № 03-11-09/42966.

Однако мы советуем не перечислять сбор только в том случае, если ваши услуги соответствуют тем, что поименованы в пункте 3 статьи 3 Закона № 62. Поскольку в Москве установлены дополнительные условия для освобождения бизнесменов, занимающихся бытовыми услугами, от торгового сбора. В частности, не платить сбор могут парикмахерские, салоны красоты, химчистки, мастерские по ремонту обуви, часов и пр. При этом они должны торговать через объект без зала или с залом площадью менее 100 кв. м. А площадь, занятая оборудованием для выкладки и демонстрации товаров, должна составлять не больше 10% площади самого объекта. Когда отмеченные условия не выполняются, то безопаснее сбор заплатить. Или же выясните позицию вашей ИФНС по данному вопросу, отправив официальный запрос.

Если же вы только оказываете бытовые услуги, а товары при этом не продаете, то платить торговый сбор вам не нужно. Поскольку бытовые услуги не являются торговлей, это услуги. А в отношении бытовых услуг сбор не введен. Следовательно, уплачивать его не нужно. Согласны с этим и чиновники из Департамента экономической политики и развития г. Москвы в письме от 26.06.2015 № ДПР-20-2/1-161/15.

Можно ли уменьшить «упрощенный» налог на торговый сбор без ограничения в 50%

Коммерсанты на УСН с объектом доходы вправе поставить торговый сбор в вычет по единому налогу наравне со страховыми взносами и больничными пособиями (п. 8 ст. 346.21 НК РФ). Разница заключается лишь в следующем. На уплаченные взносы и выплаченные пособия вы можете уменьшить «упрощенный» налог только наполовину. То есть на 50% (п. 3.1 ст. 346.21 НК РФ).

А вот в отношении торгового сбора подобных ограничений не установлено. Поэтому учесть уплаченную сумму сбора в расчете «упрощенного» налога с доходов вы можете в дополнение к страховым взносам и пособиям, но без 50-процентного лимита (п. 8 ст. 346.21 НК РФ). Получается, что, если уплаченная сумма сбора значительна, единый налог по УСН можно уменьшить вплоть до нуля. На это указал Минфин России в письме от 15.07.2015 № 03-11-10/40730.

Единственное условие, которое вам нужно соблюсти для уменьшения налога по УСН на торговый сбор, — подать в ИФНС уведомление о постановке на учет в качестве плательщика сбора (подробнее об этом — чуть ниже).

Если же вы работаете с объектом доходы минус расходы, то всю сумму сбора вы можете поставить в затраты при УСН (подп. 22 п. 1 ст. 346.16 НК РФ).

Что будет, если подать уведомление по торговому сбору с опозданием или вовсе не отправить его

По общему правилу, чтобы платить торговый сбор, вы должны встать на учет в ИФНС в качестве плательщика этого сбора в течение пяти рабочих дней после того, как начали вести торговлю. Для этого в ИФНС надо подать уведомление по форме № ТС-1, утвержденной приказом ФНС России от 22.06.2015 № ММВ-7-14/249 (п. 2 ст. 416 НК РФ). Если же вы уже торговали на момент введения сбора (1 июля), то подать соответствующее уведомление вы должны были до 7 июля включительно (п. 1 и 2 ст. 416 НК РФ, письмо ФНС России от 26.06.2015 № ГД-4-3/11229).

Так вот, если такое уведомление не подать, налоговики могут приравнять ваше бездействие к ведению деятельности без постановки на учет в налоговом органе (абз. 2 п. 2 ст. 416 НК РФ). И за нарушение могут начислить штраф. Его размер — 10% от доходов, полученных за период, пока вы работали без постановки на учет, но не менее 40 000 руб. (п. 2 ст. 116 НК РФ). После чего вас поставят на учет в качестве плательщика сбора принудительно и платить сбор вам все равно придется. Но учесть перечисленную сумму торгового сбора при расчете налогов вы будете не вправе (абз. 2 п. 8 ст. 346.21 НК РФ). Поскольку списать сбор можно, только если в ИФНС было подано уведомление о постановке на соответствующий учет.

А вот за нарушение срока подачи уведомления о постановке на учет никаких санкций не предусмотрено. То есть если вы не уложились в пять рабочих дней с момента начала ведения торговли или если и после 7 июля уведомление не отправили, подавайте его сейчас. Это не лишит вас возможности уменьшить единый налог на уплаченный торговый сбор. Такой вывод сделали сотрудники ФНС России в пункте 6.2 письма от 26.06.2015 № ГД-4-3/11229. Главное, успеть подать уведомление до того, как вас принудительно поставят на учет в качестве плательщика торгового сбора.

Сентябрь 2015 г.

Организация не должна платить торговый сбор, если фактически не осуществляет торговую деятельность, при условии, что она направила в налоговый орган уведомление о снятии с учета по соответствующей форме.

Поскольку в рассматриваемой ситуации такое уведомление не подано в ИФНС России, то организация продолжает считаться плательщиком торгового сбора и на нее возлагается обязанность по его уплате. Поэтому организация обязана исполнить требование налогового органа об уплате торгового сбора.

Для освобождения в дальнейшем от уплаты торгового сбора организации необходимо подать в ИФНС уведомление по установленной форме.

Обоснование:

В соответствии с п.4 ст.23 НК РФ плательщики сборов обязаны уплачивать законно установленные сборы и нести иные обязанности, установленные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Согласно п.2 ст.69 НК РФ требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки, при этом на основании п.1 ст.69 НК РФ требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Правила, предусмотренные ст. 69 НК РФ, применяются также в отношении требований об уплате сборов, пеней, штрафов, процентов (п.8 ст.69 НК РФ).

Пунктами 1, 3 ст.70 НК РФ установлено, что требование об уплате сбора должно быть направлено плательщику сбора не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки. При выявлении недоимки налоговый орган составляет документ по форме , утверждаемой ФНС России.

Исходя из норм ст.417 НК РФ сумма сбора определяется плательщиком самостоятельно для каждого объекта обложения сбором начиная с периода обложения, в котором возник объект обложения сбором, как произведение ставки сбора в отношении соответствующего вида предпринимательской деятельности и фактического значения физической характеристики соответствующего объекта осуществления торговли. Уплата сбора производится не позднее 25-го числа месяца, следующего за периодом обложения.

Снятие с учета организации в качестве плательщика сбора в налоговом органе осуществляются на основании соответствующего уведомления плательщика сбора, представляемого им в налоговый орган (п.1 ст.416 НК РФ).

Согласно п.4 ст.416 НК РФ в случае прекращения осуществления предпринимательской деятельности с использованием объекта осуществления торговли плательщик сбора представляет соответствующее уведомление в налоговый орган. Датой снятия с учета организации в качестве плательщика сбора является дата прекращения осуществления плательщиком сбора вида деятельности, указанная в уведомлении.

Понятие торгового сбора вошло сначала в обиход москвичей, а затем и жителей других городов федерального значения РФ с 2015 года. Для регламентирования этого платежа написана глава 33 Налогового Кодекса Российской Федерации, включенная туда на основании Федерального закона от 29 ноября 2014 года № 382 «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации».

Рассмотрим, какие особенности имеются у этого платежа, какова его база, кто попадает под категорию плательщиков, куда именно нужно вносить средства, а также как правильно заполнить форму для регистрации.

Как определяет торговый сбор Налоговый Кодекс РФ

Торговый сбор – обязательный местный платеж, введенный с 1 июля 2015 года в Москве, а затем в Санкт-Петербурге и Севастополе, перечисляемый за ведение реализаторской деятельности на различных объектах, среди которых:

  • неперемещаемые торговые объекты без специальных залов (кроме торговли на автозаправочных станциях);
  • «движимые» точки для осуществления продаж (лотки, палатки, торговля с автомобилей, столов, раскладок и т.п.);
  • торговые залы в постоянных торговых помещениях (магазины, лавки, павильоны);
  • склады с отпускаемыми прямо оттуда товарами.

Муниципальные объединения, для которых обязателен торговый сбор, своей властью регламентируют в юридических актах льготные условия для тех, кто должен его оплачивать, а также обозначают категории льготников и процедуру использования особых ставок.

ВАЖНАЯ ИНФОРМАЦИЯ! В упомянутых городах торговый сбор должен уплачиваться неукоснительно, а в других местах РФ его можно ввести только после принятых законодательных новшеств на уровне государства и региона.

Торговый сбор взимается, если хотя бы единожды в квартал вышеупомянутые объекты (перемещаемые или стационарные) были использованы по назначению: период применения, особенности продаваемой продукции и полученный доход или убыток не оказывают влияния на размер торгового сбора. Для ИНФС неважно также, находится ли данный реализаторский объект у предпринимателя на правах собственности или же арендуется.

Деятельность предпринимателя попадет под обязательство этого сбора, если торговля происходит на одном из четырех предусмотренных типов торговых точек или помещений. В таких случаях говорят, что для нее применяется объект осуществления торговли – движимые или недвижимые материальные активы, с помощью которых производят реализацию товаров. Именно эти имущественные активы и составляют объект торгового сбора.

К СВЕДЕНИЮ! Базой для данного платежа являются не средства, вырученные в результате реализации товара, а определенные характеристики примененного для осуществления торговли стационарного или движимого объекта.

Кто платит, а кто не платит торговый сбор

Ст. 411 НК РФ установила в качестве плательщиков торгового сбора индивидуальных предпринимателей и/или юрлиц, чья деятельность, подпадающая под этот платеж, сосредоточена в Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе.

Освобождены от необходимости уплачивать торговый сбор такие категории предпринимателей (п. 2 ст. 411 НК РФ):

  • выбравшие налоговый режим ЕСХН;
  • осуществляющие деятельность согласно патенту.

ВАЖНО! Освобождение для пользующихся обозначенными налоговыми режимами действительно только в тех видах деятельности, относительно которых актуален тот или иной спецрежим.

Еще одна тонкость – предприниматели, «сидящие» на ЕНВД, не могут применять этот режим налогообложения для вида деятельности, который предусматривает взимание торгового сбора (п. 2.1 ст. 346.26 НК РФ). Но так как ЕНВД в Москве достаточно давно не используется, этот нюанс напрямую касается ИП и организаций Санкт-Петербурга и Севастополя.

Постановка на учет

Физические лица – индивидуальные предприниматели, а также юрлица, попавшие под требования торгового сбора, должны пройти регистрацию в налоговом органе в качестве плательщиков данного вида налога. Для этого в обязательном порядке придется уведомить ИНФС о своем статусе и особенностях начисления торгового сбора для своего бизнеса. Порядок регистрации и снятия с налогового учета по торговому сбору регламентирован ст. 416 НК РФ.

Крайнее время для регистрации плательщика торгового сбора – 5 дней со дня получения в пользование объекта торговли.

Несвоевременность карается административной ответственностью. В этот же срок нужно письменно уведомлять об изменениях в деятельности, могущих повлиять на факт платежа или размер сбора, если такие изменения происходили.

Если не проинформировать налоговый орган, то торговый сбор нельзя будет вычесть из налога на прибыль, НДФЛ или суммы единого налога при «упрощенке». В случае обличающих результатов инспекции придется оплатить не только сам торговый сбор и штраф за просрочку или работу без осуществления обязательного платежа, но и все предусмотренные налоги на прибыль без всяких вычетов. Штрафом облагаются и выявленные неправдивые сведения о налоговой базе, то есть объекте реализации, повлекшие недоимки по этому сбору.

Специалисты высказывают мнение, что такой подход мотивирует бизнесменов работать с большей прибылью, чтобы не перечислять в налоговую средства себе в убыток, ведь торговый сбор платится безотносительно к денежному итогу торговли.

Куда подавать уведомление

Уведомление должно попасть в налоговую по месту расположения торгового объекта, облагаемого обсуждаемым платежом. Возможные сложности, которые могут быть вызваны этим требованием, и способы их разрешения приводим ниже:

  1. Действующих объектов для торговой деятельности несколько: нужно указать информацию по отдельности о каждом из них.
  2. Несколько далеко расположенных друг от друга торговых точек относятся в юрисдикции разных налоговых: уведомление достаточно подать в то отделение, за которым закреплен первый из перечисленных объектов, не забыв указать информацию об остальных (см. п.1).
  3. Имущество находится в подведомственном торговому сбору регионе, а регистрация предпринимателя относится к другому городу: уведомление надо доставить в инспекцию, отвечающую за район расположения торгового имущества.
  4. Используются только перемещаемые средства торговли: регистрация производится по адресу ИП или юридическому адресу организации.
  5. Регистрация предпринимателя относится к одному из трех мест, поддерживающих платеж торгового сбора, а деятельность он ведет в иных населенных пунктах: торговый сбор платить не нужно, как и регистрироваться по этому поводу в налоговой.

Форма уведомления

Информировать ИНФС нужно не в форме простого заявления, а на специально разработанном бланке, утвержденном письмом Министерства финансов РФ от 10 июня 2015 года № ГД-4-3/10036. В него вносится обязательная информация:

  • данные о новоиспеченном плательщике (форма хозяйствования, название компании или ФИО индивидуального предпринимателя, контакты, реквизиты);
  • вид деятельности бизнесмена, его код по ОКВЭД;
  • название объекта, с которого происходит торговля;
  • его месторасположение (точный адрес);
  • данные о праве осуществлять торговлю (номер разрешения, право собственности на стационарную точку и т.п.);
  • порядок расчета суммы платежа;
  • льгота (если она применима).

СПРАВКА! Форма уведомления для налоговой регистрации, внесения изменений в определенные показатели или снятия с учета одинаковая: надо только поставить отметку в предусмотренном для этого окошке в верхней части рекомендованного бланка.

Фискальные органы, приняв уведомление от предпринимателя, подтверждают это выдачей ему специального свидетельства (п. 3 ст. 416 НК РФ), которое предприниматель получит в течение 5 рабочих дней.

Любой вид уведомления у бизнесменов есть возможность составлять в электронной форме, воспользовавшись сервисом сайта ФНС Российской Федерации, и доставить его в налоговый орган через интернет или непосредственно в бумажном варианте.

Когда оплачивать сбор

Этот платеж назначается поквартально, а значит, относится к квартальным показателям. Заплатить его необходимо до 25 числа следующего за последним днем отчетного квартала месяца. Если конечная дата производства платежа выпадает на выходной, закон разрешает ее передвинуть на следующий день.

Даты, относительно которых ведется исчисление:

  • начало обложения торговым сбором – зафиксированная дата, когда первый раз с начала квартала использовался торговый объект;
  • дата прекращения обязанностей плательщика данного сбора (снятие с налогового учета по этому виду платежей) – день, когда бизнесмен перестает вести деятельность, обозначенную в его налоговом уведомлении.

Как расcчитать сумму сбора

Показатель торгового сбора предпринимателю вменяется исчислить самому для каждого торгового объекта, который был применен в продолжение квартала для торговли хотя бы единожды. Налоговый Кодекс определяет максимально допустимые ставки сбора. Конкретные же условия для уплаты принимают городские власти Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, при этом выходить за лимит, установленный НК РФ, они не правомочны. Максимальный размер ставки, обуславливающий ее лимит, определяется такими величинами, как:

  • трехмесячная стоимость патента на розничную торговлю соответствующим товаром;
  • вид торговой деятельности (есть ограничения по определенным способам ее организации);
  • площадь торговой точки-объекта (если торговое помещение занимает площадь более 50 кв. м, то ставка торгового сбора вычисляется по метражу на каждом отдельно взятом торговом месте).

Вычисляется сумма, предназначенная к уплате, обычным для налоговых платежей способом: законодательная ставка умножается на показатель величины базы.

∑ торгового сбора = С торгового сбора х Х физич.

  • С торгового сбора – ставка, принятая для торгового сбора данным муниципальным законодательством (или максимальная в соответствии с НК РФ);
  • Х физич. – база налогового сбора – физическая характеристика торгового объекта.

Базой для данного налога, как говорилось выше, является физические характеристики движимых или недвижимых имущественных активов, с помощью которых бизнесмен осуществляет торговлю. В качестве профильной физической характеристики выступает площадь торговой точки, зала, магазина, розничного рынка и т.п., поданная в регистрационных документах (подпункт 5 пункта 3 статьи 346.43 НК РФ).

СПРАВКА! Максимальной налоговой ставкой, которая может стать основой для расчета торгового сбора, является сумма в 550 руб. /кв. м., которую умножают на ежегодный коэффициент-дефлятор.

Конкретные ставки торгового сбора

Ставки отличаются по городам и по характеристикам налогооблагаемой базы. Приведем данные для тех городов, где уже действует закон об обязанности торгового сбора.

Властями Москвы установлены предельные ежеквартальные ставки торгового сбора:

  • за объекты без торгового зала, а также нестационарные торговые точки – 92 900 руб.;
  • за торговые залы площадью до 50 кв. м – 68 820 руб.;
  • за каждый квадратный метр зала площадью свыше 50 кв.м, как и за площадь склада, с которого опускаются товары – 1375 руб.;
  • за каждый кв. м розничного рынка – 550 руб. (эта сумма одинакова для всех трех городов).

В Санкт-Петербурге действуют немного меньшие пределы:

  • за стационарные объекты без торгового зала и «движимость» – 41 130 руб.;
  • за маленькие торговые помещения менее 50 кв. м – 38 200 руб.;
  • за метраж больших помещений, как и за площадь склада – 765 руб. /кв. м.

Севастополь отличается самыми низкими лимитами на торговый сбор:

  • за нестационарные и не имеющие залов объекты торговли – 9 290 руб.;
  • за небольшие помещения до 50 кв. м. – 7 740 руб.;
  • за метраж складов и больших помещений для торговли – 155 руб./кв. м.
  • предпринимателям, использующим торговые автоматы;
  • на ярмарках выходного дня или посвященных определенному виду товаров;
  • с отдельных торговых точек на розничных рынках;
  • представителям, которые торгуют «на разнос» внутри автономных, казенных или бюджетных учреждений;
  • федеральной почте.

Пример вычисления максимальной суммы торгового сбора

Стационарное торговое помещение (павильон прохладительных напитков) находится в г. Севастополь, его площадь составляет 90 кв. м, что превышает законодательно отмеченный предел в 50 кв. м. Ставка за каждый квадратный метр торгового зала, большего 50 кв.м, в Севастополе самая низкая и составляет всего 155 руб. Патент на розничную торговлю безалкогольными напитками на трехмесячный срок стоит 27 000 руб. Таким образом, максимальная сумма, уплаченная ежеквартально как торговый сбор, может составить 27 000 / 155 х 90 = 15 677 руб. Если власти Севастополя увеличат или уменьшат стоимость патента на розничную торговлю, то максимальная сумма торгового сбора также изменится.

Чем грозит неуплата налогового сбора

Налоговый Кодекс гарантирует серьезные денежные штрафы для бизнесменов, пренебрегающих перечислением этого платежа, делающих это несвоевременно или не в нужном размере, а также допускающих ошибки в вычислении размеров сбора. На совести осуществляющих торговлю также и своевременное и безошибочное уведомление органов ИНФС о старте применения торгового объекта, его характерных показателях и появляющихся переменах. Ответственность, грозящая плательщикам в случае выявления нарушений, установлена законом в таких суммах:

  • за просрочку в регистрационном учете плательщиков торгового сбора нерадивый предприниматель, все же продолжающий торговлю, заплатит 10% от суммы прибыли за расчетный квартал с налогооблагаемого торгового объекта, но не меньше 40 тыс. руб.;
  • ИП или организация не зарегистрировались вообще – штраф может составить 10 000 руб.;
  • если из-за недостоверных данных, которые предприниматель проставил в уведомлении, сумма уплаты получилась меньше положенной, нарушитель заплатит 20% от полагающейся суммы сбора, а если будет доказана не ошибка, а умысел – то 40%.

ВАЖНО! Начисление штрафов и пеней не отменяет обязательство по взиманию самого сбора – государство в лице налоговых органов не должно недополучить полагающиеся по закону средства.

Торговый сбор в ассоциации с налогообложением

Федеральные законы регламентируют особое соотношение торгового сбора и других фискальных оплат. На размер внесенного торгового сбора могут быть снижены налоги, которыми облагаются доходы (НДФЛ для индивидуальных предпринимателей и налог на прибыль или единый налог для «упрощенцев» – для организаций). Естественно, это допустимо только при своевременной регистрации.

Торговый сбор является местным платежом и устанавливается в отношении организаций и индивидуальных предпринимателей, занимающихся торговой деятельностью через объекты движимого или недвижимого имущества (статьи 411 , главы 33 Налогового Кодекса Российской Федерации - далее НК РФ).

Плательщики торгового сбора

Организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие виды предпринимательской деятельности на территории муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), в отношении которых нормативным правовым актом этого муниципального образования (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) установлен указанный сбор, с использованием объектов движимого и (или) недвижимого имущества на территории этого муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) ().

Индивидуальные предприниматели, применяющие патентую систему налогообложения, и налогоплательщики, применяющие систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог), в отношении этих видов предпринимательской деятельности с использованием соответствующих объектов движимого или недвижимого имущества.

Постановка на учет(снятие с учета) в качестве плательщика торгового сбора

Постановка на учет, снятие с учета организации или индивидуального предпринимателя в качестве плательщика сбора в налоговом органе осуществляются на основании уведомления о постановке на учет в качестве плательщика торгового сбора (пункт 1 статьи 416 НК РФ).

Постановка на учет производится на основании уведомления в течении 5 дней после его получения налоговым органом. В течение 5 дней с даты постановки на учет плательщику сбора направляется соответствующее свидетельство (пункт 3 статьи 416 НК РФ).

В случае прекращения осуществления предпринимательской деятельности с использованием объекта осуществления торговли плательщик сбора представляет в налоговый орган соответствующее уведомление.

Форма и формат уведомления о постановке на учет (снятия с учета) в качестве плательщика торгового сбора

Сроки для уплаты торгового сбора, код бюджетной классификации

Уплата сбора производится ежеквартально не позднее 25-го числа месяца , следующего за периодом обложения, т.е. квартала (пункт 2 статьи 417 НК РФ).

Код бюджетной классификации

182 1 05 05010 02 1000 110

182 1 05 05010 02 2100 110

182 1 05 05010 02 2200 110

182 1 05 05010 02 3000 1100

Льготы по уплате торгового сбора

Нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) могут также устанавливаться льготы, основания и порядок их применения (пункт 3 статьи 410 НК РФ).

Особенности регионального законодательства

Информация ниже зависит от вашего региона (77 город Москва )

Ваш регион был определен автоматически. Вы всегда можете сменить его, воспользовавшись переключателем в верхнем левом углу страницы.

Коды бюджетной классификации по Торговому сбору, действующие в городе Москве


Код бюджетной классификации

Торговый сбор, уплачиваемый на территориях городов федерального значения (сумма платежа (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному)

182 1 05 05010 02 1000 110

Торговый сбор, уплачиваемый на территориях городов федерального значения (пени по соответствующему платежу)

182 1 05 05010 02 2100 110

Торговый сбор, уплачиваемый на территориях городов федерального значения (проценты по соответствующему платежу)

182 1 05 05010 02 2200 110

Торговый сбор, уплачиваемый на территориях городов федерального значения (суммы денежных взысканий (штрафов) по соответствующему платежу согласно законодательству Российской Федерации)

182 1 05 05010 02 3000 110

Торговый сбор, уплачиваемый на территориях городов федерального значения (прочие поступления)*

182 1 05 05010 02 4000 110

Торговый сбор, уплачиваемый на территориях городов федерального значения (уплата процентов, начисленных на суммы излишне взысканных (уплаченных) платежей, а также при нарушении сроков их возврата)

182 1 05 05010 02 5000 110


Торговый сбор является местным платежом и устанавливается в отношении организаций и индивидуальных предпринимателей, занимающихся розничной, мелкооптовой и оптовой торговлей товарами через объекты движимого или недвижимого имущества (далее - объект осуществления торговли) (статьи 411, 412 НК РФ главы 33 НК РФ).

К объектам осуществления торговли относятся здания, сооружения, помещения, стационарные и нестационарные торговые объекты и торговые точки, а также объекты недвижимого имущества, используемые управляющими рынками компаниями в деятельности по организации розничных рынков ().

На орган исполнительной власти города Москвы, выполняющий функции по разработке и реализации экономической и налоговой политики возлагаются полномочия по сбору, обработке и передаче налоговым органам сведений об объектах обложения торговым сбором, а также по контролю за полнотой и достоверностью информации об объектах обложения торговым сбором.


09.09.2016

77 город Москва
Порядок учета сумм торгового сбора индивидуальными предпринимателями, применяющими упрощенную систему налогообложения
05.09.2016