Моё призвание – социальная работа. Эссе «Моё призвание – социальная работа

Социа́льная рабо́та - профессиональная деятельность по организации помощи и взаимопомощи людям и группам, попавшим в трудные жизненные ситуации, их психосоциальной реабилитации и интеграции. В самом общем виде социальная работа представляет собой сложное общественное явление, самостоятельную область научно-практического знания, профессию и учебную дисциплину.

Профессия социального работника появилась в нашей стране в 90-е годы ХХ века. Она состоит в том, что работники обеспечивают одиноких пожилых людей продуктами питания и оказывают им другие услуги. Причин для создания такой службы в г. Санкт-Петербурге было несколько. Ранжировать их по степени важности трудно, однако назвать можно следующие: это отдаленные последствия Великой Отечественной войны, т. к. многие женщины остались вдовами, а многие просто не смогли создать семью; это вопрос престижа в международных отношениях, поскольку государственная помощь престарелым и немощным гражданам присуща культурным и богатым странам; это и прямая необходимость заботы о пожилых больных людях, потому что при общественных катаклизмах они страдают в первую очередь, а к переменам привыкают гораздо труднее.

В настоящее время социальная служба продолжает расширяться. Социальные работники состоят на службе в соответствующем районном Центре социального обслуживания Санкт-Петербургского Комитета социальной защиты. Цели, представления о конечном результате, эффекте труда социального работника фиксируются посредством образцов соответствующей работы, их описаний, формулировки общих требований к работнику. Информация содержится в должностной инструкции, а также в «Договоре об обслуживании инвалидов и одиноких пенсионеров». Обслуживанию подлежат пожилые одинокие люди, имеющие вторую или первую группу инвалидности или не имеющие инвалидности, но в результате общей дряхлости не имеющие возможности обслуживать себя в полной мере. Одинокими признаются пожилые люди, которые прописаны и живут отдельно, а также те, с кем прописаны родственники, но совместно не проживают или проживают, но находятся в крайне неприязненных отношениях. Подтверждением таких фактов является личное заявление и опрос соседей. Кроме того, обслуживаются и члены одной семьи, проживающие совместно (например, супруги), но в результате серьёзных заболеваний или глубокой старости обоих частично утративших возможность ухода за собой и другим.

Люди, подлежащие обслуживанию социальным работником, называются «подопечными». Подопечные, полностью утратившие возможность самообслуживания, т. н. лежачие, передаются в дом престарелых (инвалидов) или под надзор сестринской службы Центра социального обслуживания.

Подопечными люди становятся в результате обращения в «СОБЕС», Совет ветеранов, непосредственно в Центр социального обслуживания (ЦСО) или Комитет социальной защиты, а также в результате специального обхода территории социальным работником с целью выявления нуждающихся в обслуживании.

Социальный работник должен обеспечивать подопечного продуктами питания, выносить мусор, оплачивать коммунальные услуги, ходить в поликлинику за выпиской рецептов, сдачей анализов и получением результатов, покупать лекарства в аптеке, помогать в сборе документов в органах СОБЕСА, медицинских документов для стационарного лечения, посещать подопечного в больнице, вести учёт всех покупок и поручений, сдавать отчёт в ЦСО, иметь у себя номера телефонов близких друзей или родственников подопечного, оформлять (по выбору подопечного) посещение бесплатных обедов в течение одного месяца в году или доставлять наборы продуктов (т.н. заказы) на фиксированную сумму один раз в году, приносить денежную материальную помощь подопечным, имеющим минимальную пенсию (по решению ЦСО на основании заявления подопечного), сообщать в ЦСО об изменениях в жизни подопечного, имеющих отношение к его статусу, извещать о смерти подопечного и совершать регулярные рейды с целью выявления нуждающихся в обслуживании.

Права социального работника обеспечиваются действующим законодательством, а также должностной инструкцией и договором об обслуживании инвалидов и одиноких пенсионеров. Договор заключается между подопечным и ЦСО в лице его начальника и определяет, в частности, права и обязанности подопечного по отношению к социальному работнику. Так, например, подопечный обязан давать деньги на покупки авансом, не отказываться от заказанных продуктов, находиться дома во время, оговоренное с социальным работником, извещать о важных изменениях в своей жизни и т. п.

Норма для обслуживания одним социальным работником - восемь подопечных. Время обслуживания распределяется так: обязательное посещение два раза в неделю (в определённые дни недели) каждого, по четыре человека в день, для обеспечения продуктами, и один раз в неделю для выполнения поручений, связанных с аптекой, поликлиникой, СОБЕСом, Сбербанком.

Допускается по желанию работника увеличение нормы в полтора или два раза, т. е обслуживание соответственно двенадцати или шестнадцати одиноких пенсионеров и инвалидов. При неудовлетворительном выполнении своих обязанностей, т. е. при поступлении жалоб от подопечных в ЦСО, социальный работник может быть уволен.

На практике дни и время посещений, а также выполнения поручений могут изменяться по согласованию с подопечным, поскольку связаны с режимом работы различных учреждений.

Социальный работник может выполнять и отдельные поручения подопечных, которые хотя и не входят в перечень конкретных обязанностей, но вытекают из общего смысла социальной службы, т.е. оказание помощи и поддержки одиноким пожилым людям и инвалидам. Например, пожилая женщина передвигается с трудом из-за сильных мозолей на ногах. Социальный работник отвозит её в баню, где после обработки паром и услуг мастера по педикюру, подопечная испытывает значительное облегчение и может обслуживать себя в большей степени.

Рабочий день начинается с телефонного звонка социального работника подопечному. Работник выясняет, какие поручения надо выполнить, какие продукты купить, и составляет список в отдельной тетради по каждому подопечному. Кроме того, обязательно по истечении года работы и приобретении необходимого опыта социальному работнику присваивается следующий разряд с соответствующим повышением зарплаты. Ещё через три года надбавка к зарплате составляет 10%, а через 5 лет работы - 30%.

Для этой профессии необходимо обладать отзывчивостью и умением сочувствовать, поскольку одинокие пожилые и больные люди, вынужденные обращаться за помощью к службе социальной защиты, не бывают счастливыми и часто испытывают физические страдания, в этой связи социальный работник должен обладать способностью к эмпатии (сопереживанию). Социальные работники должны уметь общаться, быть вежливыми и приветливыми, поскольку их работа предполагает контакты с большим кругом людей. Они должны обладать склонностью к порядку и аккуратности, а также безусловной честностью, т.к. постоянно имеют дело с большим количеством людей и дел, а также с чужими деньгами. Социальному работнику необходимо иметь крепкое здоровье, поскольку посещать подопечных он обязан в любую погоду, невзирая на жару, дождь или холод. Хорошо быть довольно сильным физически, т. к. даже наличие сумки-тележки не освобождает от необходимости поднимать (а не катить) её по лестнице, особенно в домах без лифтов. Кроме того, многократное посещение различных учреждений, иногда в течение одного дня, довольно утомительно.

Социальный работник должен иметь хорошую память, чтобы удерживать в голове большие списки продуктов и поручений и не тратить время на частые обращения к своим записям. Кроме того, хорошая память нужна для того, чтобы помнить имена, лица и обстоятельства жизни своих подопечных для проявления внимания и участия. Социальному работнику желательно обладать уверенностью и настойчивостью в разумных пределах. Это связано с тем, что одинокие пожилые люди, оторванные в большой степени от окружающей действительности, плохо в ней ориентируются, и высказывают порой нереальные желания.

Для представителей этой профессии важно чувство такта, сдержанность, умение подавлять брезгливость. Пожилые больные люди не всегда выдержаны, ощущение собственной беспомощности может вызывать у них раздражительность, а физическая слабость порой не позволяет полностью выполнять требования личной гигиены. Для профессии социального работника не подходят люди бестактные, раздражительные, брезгливые, нетерпеливые, вспыльчивые, небрежные и нечестные; нежелательны - невнятная речь и плохой слух, т. к. это мешает при общении с людьми, особенно пожилого возраста.

Для организации социальной службы необходимы специалисты с высшим образованием, поэтому организована подготовка кадров по специальности «социальная работа». В этой сфере могут с пользой для общества и для себя найти применение и психологи, особенно специализировавшиеся в области возрастной психологии, клинической психологии, социальной психологии.

| Марина Емельяненко | 5655

Среди всех профессий, призванных помогать людям, особое место занимает профессия медицинской сестры. Работа медсестры для многих остается незамеченной, тем не менее, значимость ее довольно сложно переоценить. В чем же заключается работа медсестры, каковы основные функции и обязанности? Необходимо ли обладать определенными личными качествами и есть ли перспективы дальнейшего развития?

Профессия медсестры - одна из самых гуманных.

Основные обязанности медицинской сестры

Медицинская сестра – это специалист, получивший среднее образование. Медсестра относится к среднему медперсоналу, который помогает доктору осуществлять врачебный процесс и исполняет его назначения.

Работа медсестры не так проста, как может показаться на первый взгляд. Обязанности, самой разнообразной сложности, ответственность, порой не меньшая, чем у доктора. Все они зависят от типа лечебного учреждения, в котором работает медсестра и ее должности. Все же есть ряд общих задач, выполняемых этой категорией медперсонала:

Исполнение врачебных указаний. Сюда относятся уколы, выдача лекарств, несложные обследования и другие.

Первичный осмотр пациента. Имеется в виду измерение температуры, давления и пульса.

Сбор данных для проведения анализов. Например, для анализов крови, мочи.

Уход за пациентами. Здесь имеется в виду уход за глазами, кожным покровом, массаж.

Обеспечение полноценного и своевременного питания пациентов.

Контроль за сменой постельного белья – это также работа медсестры.

Обеспечение транспортировки пациентов.

Оказание первой медицинской помощи.

Контроль за состоянием отделений.

Ведение необходимой документации.

Образование медсестры предполагает наличие определенных личных свойств и качеств, при отсутствии которых выполнять поставленные цели будет весьма проблематично.

Личные качества медицинской сестры

В медицинской среде бытует шутка, что «медсестра – это идеальная жена». Только в качестве мужа будут выступать абсолютно незнакомые вам люди. Тем не менее, работа медсестры предполагает одинаковое отношение ко всем пациентам, отсутствие разделения их по любому признаку: полу, возрасту, социальному статусу. Это значит, что если вы не обладаете качествами, которые необходимы среднему медперсоналу, то образование медсестры, возможно, вам не подходит. Итак, что же это за необходимые личные особенности?

Отличная память.

Выносливость.

Умение сочувствовать, сопереживать.

Уравновешенность.

Наблюдательность, внимательность.

Хорошая координация движений.

Конечно, эти качества необходимы для выполнения любой работы, однако качество именно рассматриваемой работы напрямую зависит от их наличия. Невозможно помогать людям, если вы не можете запомнить ряд поручений, не умеете проявлять добродушие и сочувствие к тому, кто чувствует боль, не можете держать себя в руках или просто пропускаете какие-либо проявления болезни из-за невнимательности. Точность, четкость и постоянная собранность – это отличительные особенности в работе медицинской сестры.

Образование медсестры предполагает такую же высокую ответственность, как образование доктора. Конечно, средний медперсонал не занимается лечением и не назначает его, но неправильно сделанная инъекция или не вовремя проведенные анализы могут иметь такие же серьезные последствия, как и неверное лечение.

Где учиться на медсестру?

Выбирая учебное заведение, в котором вы собираетесь получать специальность, каждый ориентируется на свои пожелания. Для кого-то решающим фактором является близкое расположение к дому, для кого-то – стоимость обучения, если оно платное, а для кого-то престиж учебного заведения. Предлагаем вам ознакомиться со списком . В любом случае, есть ряд наиболее известных средних специальных учебных заведений, в которых можно освоить работу медсестры:

Всего средних специальных учебных заведений, позволяющих получить образование медсестры в России, насчитывается порядка тридцати штук. Учиться на медсестру можно в любом из них, все зависит лишь от ваших предпочтений. Работать медсестры могут в поликлиниках, больницах, частных клиниках, различных санаториях, госпиталях и др.

Получив образование медсестры, в дальнейшем можно обдумать один из вариантов: оставаться на своей должности, повышать квалификационный уровень, и, соответственно, получать прибавку к заработной плате или продолжить обучение и стать доктором.

Заработная плата медсестры

Заработная плата среднего медперсонала, к сожалению, не отличается особыми высотами. Приняв решение учиться на медсестру, помните, что выполняя работу, зачастую сопоставимую с работой врача, медсестры, тем не менее, гораздо меньше зарабатывают. Однако это касается государственных учреждений здравоохранения.

Так, например, в крупных городах зарплата среднего медперсонала редко превышает 15000 рублей, а в провинции медсестры не получают больше 9000 рублей. При этом, работая в частных клиниках, есть возможность получать доход минимум 25000-30000 рублей. Именно из-за этого большинство представителей среднего медперсонала сегодня работают на полторы или две ставки.

Тем не менее, несмотря на такие небольшие суммы, зарплата медперсонала все же растет, пусть медленно, но верно. Увеличивается и спрос на представителей этой профессии.

Работа медсестры имеет огромное значение. Зачастую, именно она проводит с пациентом гораздо больше времени, чем врач, а значит, от качества выполняемой ею работы напрямую зависит и успех лечения.

Краевое государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Ачинский колледж отраслевых технологий и бизнеса»

«Социальный работник» - профессия универсальная

Морозова Олеся Владимировна

мастер производственного обучения

Ачинск 2016

Профессия социального работника появилась в нашей стране в 90-е годы ХХ века. Суть миссии профессии «социальный работник» исходит из ряда ключевых ценностей. Эти ценности были и остаются незыблемыми для социальных работников на протяжении всего существования этой профессии, и служат фундаментом для уникальной цели и перспектив социальной работы:

Служба на благо других

Социальная справедливость

Достоинство и ценность человеческой личности

Важность человеческих взаимоотношений

Честность

Компетентность.

Это созвездие ключевых ценностей отражает уникальность профессии.

В 1993 году по инициативе управления профессионального образования администрации Красноярского края и Министерства образования земли Северный Рейн – Вестфалия началась реализация российско-германского образовательного проекта по подготовке социальных работников. Для участия в проекте наряду с учебными заведениями Красноярска был отобран и профессиональный лицей № 8. В сентябре 1993 года в лицей были приняты первые учащиеся для обучения профессии «Социальный работник».

Я – мастер производственного обучения с четырёхлетним стажем. В своей работе я руководствуюсь следующими принципами:

принцип творческого саморазвития личности : сочетание логического и эвристического, рационального и эмоционального; осуществление своего саморазвития через непрерывное са­мосовершенствование; распространение собственного опыта и знаний;

принцип самопознания : ориентация на рефлексивное мышление; осознание своих сильных и слабых качеств; опора на свои сильные качества, признание слабых и ра­бота над ними; использование тестов, самоконтроля, договоров с самим собой, самонаблюдения, самоанализа; анализ причины своих успехов и неудач;

принцип приоритета практики : признание необходимости изучения теории с сознанием того, что критерием истины является практика; практическая реализация своих идей; изучение теории не только с целью ее понимания, но и по­следующего применения;

принцип сотворчества мастера производственного обучения и учащегося как творческих и саморазвивающихся личностей: проявление доверия, искренности, терпимости, демокра­тичности; решение общих задач, помогая другим и принимая их по­мощь.

Принципиальной особенностью социальной работы как про­фессии является ее пограничный характер. Социальный работ­ник - в некотором смысле универсал, хотя его универсализм имеет достаточно четкие предметные границы, задаваемые со­держанием жизненных проблем клиента и возможными путя­ми их решения. Смысловое и инструментальное содержание со­циальной работы аккумулирует в себе пограничные элементы смежных профессий (психологии, социологии, педагогики, юриспруденции) на основе взаимообмена информацией, инструментарием, технологиями.

Практическое освоение профессии начинается на учебной практике. Практика социальной работы - не только наука, но и искусство, предполагающее наличия у социального работника комплекса гуманистических качеств (эмпатий, рефлексии, высокого уровня теоретического и социального мышления – веры в потенциал человека).

Учебная практика – важнейшая составная часть процесса подготовки квалифицированных социальных работников. Учебная практика - это ознакомительные экскурсии в социальные службы города, обучение в учебном кабинете, и непосредственная практическая деятельность с клиентами учебной станции социальной помощи населению. В 1997 году спомощью немецкой стороны в лицее была открыта и оснащена всем необходимым Учебная Станция социальной помощи населению. И сегодня Станция – это мастерская, которая создаёт условия для проявления будущими социальными работниками профессионально важных качеств. В перечень услуг учебной станции входят бытовые услуги на дому, обеспечение санитарно-гигиенической помощи одиноким старикам, организация досуга, информационные услуги. Условия работы на станции требуют от учащихся активной деятельности, ответственности, умения планировать свой труд, осуществлять контроль над процессом и результатами своей работы. Много лет лицей ведёт тесное сотрудничество с обществом слепых, оказывает посильную помощь пенсионерам и инвалидам города, участвует в реализации социальных проектов. Проектирование – это одна из технологий социальной работы. Почти во всех грантовых конкурсах и программах есть направление, связанное с поддержкой социально незащищенных слоев населения. Считаю, что для социальных работников особенно важно уметь спланировать, оформить свои идеи в проект. Проекты: «Подарок городу», «330 добрых дел», «Брошенные дети глазами будущих отцов» - это далеко не весь перечень проектов, в которых участвуют будущие социальные работники, волонтеры социальных проектов и акций. Волонтёров добровольческого центра «Вместе мы сила» знают социальные службы города.

Для поддержания интереса к выбранной профессии я применяю разнообразные образовательные технологии: деловые игры с кратковременными ротациями, моделирование социальной фирмы, тренинги профессионального и личностного роста, проектный метод и методы инцидентов и кейсов. Стремлюсь, чтобы изучаемый на занятиях материал был понятен и доступен каждому. Для разработки групповых и индивидуальных заданий активно использую материалы сайта министерства социальной политики края, это позволяет своевременно реагировать на постоянно меняющуюся ситуацию в сфере социального обслуживания нашего региона.

В профессиональной деятельности социального работника немаловажную роль имеет работа с документами. Результатом своей работы считаю введение индивидуальных форм контроля практической деятельности учащихся: социальный паспорт одинокого престарелого, одиноко проживающей супружеской пары, отражающий состояние здоровья заявителя и показатели необходимости в обслуживании, заявки на оказание разовой помощи, учётные карты посещений, отчёт о работе.

Использование информационных технологий позволяет разнообразить формы работы, деятельность учащихся, активизировать внимание, повысить творческий потенциал личности. Построение схем, таблиц в презентации позволяет экономить время, более эстетично оформить материал. Задания с последующей проверкой активизируют внимание учащихся. Использование иллюстраций, рисунков, различных занимательных заданий, тестов, воспитывают интерес к практике. Использование тестов помогает мне не только экономить время, но и дает возможность учащимся самим оценить свои знания. Тестовые задания закрытого характера сравнительно легко формируются, легче понимаются. Вместе с тем закрытые тестовые задания могут иметь разнообразную внутреннюю структуру при сохранении общего дидактического смысла задания. Это позволяет создавать различные варианты теста на одном и том же дидактическом материале, но с различными количественными и качественными характеристиками. Тестовые задания на установление соответствия - представляют собой разновидность заданий в тестовой форме закрытого типа, где необходимо установить заданную последовательность имеющихся элементов. Использую различные формы заданий: те, которые проверяют запоминание фактов, и те, которые оценивают понимание и умение решать проблемы. Наиболее оптимальными, вызывающими интерес являются тестовые задания с ситуациями, ориентированные на решение проблемы.

Важным резервом повышения качества и эффективности обучения является организация коллективной деятельности учащихся. Углубление знаний, развитие элементов творчества, профессионализма и коммуникативных умений наилучшим образом осуществляется при организации коллективной работы. В конце темы часто провожу деловую игру. Самостоятельная работа включает в себя изучение дополнительной литературы, подготовку рефератов, докладов, составление кроссвордов, изготовление таблиц, плакатов, наглядных пособий.

Хорошо организованная и целенаправленная работа позволяет достичь заметных результатов. Отзывы председателя аттестационной комиссии, начальника управления социальной защиты населения, по результатам защиты письменных экзаменационных работ положительные. Главным является и то, что Россия, в том числе Ачинск, получили квалифицированных социальных работников, которые, используя международный опыт, успешно работают в органах социальной защиты, в учебных заведениях Красноярского края, Кемеровской области, Хакасии и республики Тыва. Всего за 20 лет профессиональный лицей № 8 подготовил более 620 социальных работников.

Список литературы:

1. Богоявлевский И.Ф.Первая медицинская, первая реанимационная помощь. Т.1,2.-Спб.:»ОАО Амадеус»,2008

2. Гуслова М.Н. Теория и методика социальной работы: учебник для проф.образования/ М. Н. Гуслова. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 160 с.

3. Павленок П. Д. Технологии социальной работы с различными группами населения: Учебное пособие/Под ред. проф. П.Д. Павленка. – М.: ИНФРА-М,2009. -272 с. – (Высшее образвоание).

4. Первая медицинская помощь. Интерактивная энциклопедия.-М.: «Меридиан»,2004

6. Тетерский С. В. Введение в социальную работу: Учебное пособие.-5-е изд. – М.: Академический Проспект, 2006. – 496 с.

7. Тен Е.Е. «Основы медицинских знаний», - М.: «Мастерство»,2009

Интернет-ресурсы:

Ренжина Нина Александровна

Аннотация к работе:

Можно ли представить себе мир без тех, кто несёт на своих плечах заботу о самых слабых – пожилых гражданах, инвалидах, одиноких и больных? Можно ли вообразить себе, что было бы на свете без тех, кто взваливает на себя чью-то боль и заботы? Наверное, мир бы рухнул…



Плакат

Есть такая профессия – социальный работник….

Ренжина Нина Александровна

Конкурсант: Ренжина Нина Александровна

Место учёбы/работы: г. Тюмень ТГНГУ ГИ

Курс/специальность: 3 курс, дизайн

Аннотация к работе:
Можно ли представить себе мир без тех, кто несёт на своих плечах заботу о самых слабых – пожилых гражданах, инвалидах, одиноких и больных? Можно ли вообразить себе, что было бы на свете без тех, кто взваливает на себя чью-то боль и заботы? Наверное, мир бы рухнул…

Есть такая профессия – социальный работник….

Можно ли представить себе мир без тех, кто несёт на своих плечах заботу о самых слабых – пожилых гражданах, инвалидах, одиноких и больных? Можно ли вообразить себе, что было бы на свете без тех, кто взваливает на себя чью-то боль и заботы? Наверное, мир бы рухнул…
Милосердие - самое благородное, поистине искреннее, исходящее из самого сердца чувство человека, излучающее добро по отношению ко всему окружающему миру и абсолютно неприемлющее такие понятия, как слава и расчетливость.… Это чувство сыграло важную роль в нравственном развитии человечества. Оно является самым ярким и талантливым мазком на картинах великих художников, самым выстраданным словом в произведениях писателей, оно является просто светом, озаряющим лица обыкновенных людей.… Это толкование характеризует социальную работу.
Социальная работа изменяет человека, воспитывает в нём милосердие. Она делает его добрее, терпимее к людям. Как-то сказал один мудрец, что смех и радость это временная анестезия сердца, естественно, сердце не может находиться вечно под анестезией. Социальная работа - это медаль, с одной стороны которой добрые дела, улыбки подопечных, радость работников, с другой стороны - это боль. Больно, когда уходят обслуживаемые, которые стали близкими друзьями. Больно, когда не можем помочь, больно, когда люди в силу жизненных обстоятельств остаются одни, или когда дети бросают своих престарелых родителей.
Социальный работник помогает людям жить, верить в добро, верить в удачу. Ведь изо дня в день он подаёт руку сотням и сотням людей. Каждый день он помогает подопечным идти дальше по непростой жизненной дороге. Каждый день социальный работник открывает наши сердца и души для того, чтобы прогнать одиночество и вселить в людей надежду и веру. Они делают это не потому, что это их работа, они делают это потому, что не умеют по-другому.
В социальной работе случайных людей не бывает, или они быстро уходят. Здесь остаются только те, для кого социальная работа – это необходимость души, призвание. Социальный работник – это звучит гордо!

Собственное мнение

Есть такая профессия – социальный работник….

Ренжина Нина Александровна

Конкурсант: Ренжина Нина Александровна

Место учёбы/работы: г. Тюмень ТГНГУ ГИ

Курс/специальность: 3 курс, дизайн

Аннотация к работе:
Можно ли представить себе мир без тех, кто несёт на своих плечах заботу о самых слабых – пожилых гражданах, инвалидах, одиноких и больных? Можно ли вообразить себе, что было бы на свете без тех, кто взваливает на себя чью-то боль и заботы? Наверное, мир бы рухнул…

Есть такая профессия – социальный работник….

Можно ли представить себе мир без тех, кто несёт на своих плечах заботу о самых слабых – пожилых гражданах, инвалидах, одиноких и больных? Можно ли вообразить себе, что было бы на свете без тех, кто взваливает на себя чью-то боль и заботы? Наверное, мир бы рухнул…
Милосердие - самое благородное, поистине искреннее, исходящее из самого сердца чувство человека, излучающее добро по отношению ко всему окружающему миру и абсолютно неприемлющее такие понятия, как слава и расчетливость.… Это чувство сыграло важную роль в нравственном развитии человечества. Оно является самым ярким и талантливым мазком на картинах великих художников, самым выстраданным словом в произведениях писателей, оно является просто светом, озаряющим лица обыкновенных людей.… Это толкование характеризует социальную работу.
Социальная работа изменяет человека, воспитывает в нём милосердие. Она делает его добрее, терпимее к людям. Как-то сказал один мудрец, что смех и радость это временная анестезия сердца, естественно, сердце не может находиться вечно под анестезией. Социальная работа - это медаль, с одной стороны которой добрые дела, улыбки подопечных, радость работников, с другой стороны - это боль. Больно, когда уходят обслуживаемые, которые стали близкими друзьями. Больно, когда не можем помочь, больно, когда люди в силу жизненных обстоятельств остаются одни, или когда дети бросают своих престарелых родителей.
Социальный работник помогает людям жить, верить в добро, верить в удачу. Ведь изо дня в день он подаёт руку сотням и сотням людей. Каждый день он помогает подопечным идти дальше по непростой жизненной дороге. Каждый день социальный работник открывает наши сердца и души для того, чтобы прогнать одиночество и вселить в людей надежду и веру. Они делают это не потому, что это их работа, они делают это потому, что не умеют по-другому.
В социальной работе случайных людей не бывает, или они быстро уходят. Здесь остаются только те, для кого социальная работа – это необходимость души, призвание. Социальный работник – это звучит гордо!

Милосердие - самое благородное, поистине искреннее, исходящее из самого сердца чувство человека, излучающее добро по отношению ко всему окружающему миру и абсолютно неприемлющее такие понятия, как слава и расчетливость.… Это чувство сыграло важную роль в нравственном развитии человечества. Оно является самым ярким и талантливым мазком на картинах великих художников, самым выстраданным словом в произведениях писателей, оно является просто светом, озаряющим лица обыкновенных людей.… Это толкование характеризует социальную работу.
Социальная работа изменяет человека, воспитывает в нём милосердие. Она делает его добрее, терпимее к людям. Как-то сказал один мудрец, что смех и радость это временная анестезия сердца, естественно, сердце не может находиться вечно под анестезией. Социальная работа - это медаль, с одной стороны которой добрые дела, улыбки подопечных, радость работников, с другой стороны - это боль. Больно, когда уходят обслуживаемые, которые стали близкими друзьями. Больно, когда не можем помочь, больно, когда люди в силу жизненных обстоятельств остаются одни, или когда дети бросают своих престарелых родителей.
Социальный работник помогает людям жить, верить в добро, верить в удачу. Ведь изо дня в день он подаёт руку сотням и сотням людей. Каждый день он помогает подопечным идти дальше по непростой жизненной дороге. Каждый день социальный работник открывает наши сердца и души для того, чтобы прогнать одиночество и вселить в людей надежду и веру. Они делают это не потому, что это их работа, они делают это потому, что не умеют по-другому.
В социальной работе случайных людей не бывает, или они быстро уходят. Здесь остаются только те, для кого социальная работа – это необходимость души, призвание. Социальный работник – это звучит гордо!

«Если в жизни готов к испытаниям,

Если сердце твое горячо,

Если людям готов дать добро:

Стань носителем жизни искусства,

Соцработа – призвание твое!

Людям делать добро поспеши.

Я люблю тебя, слышишь Россия,

Это песня идет от души.

Ничего не жалей для людей:

Для друзей - огонька,

Сердца – для старика,

Для России – и жизни своей не жалей»

Социальная работа не только и не столько профессия, но состояние души. Некоторые ученые считают, что это призвание, которое дает чувство причастности и преданности этой работе, без которого невозможно или очень трудно выдерживать общение со страдающими людьми, с людьми, которые столкнулись с проблемами, подчас неразрешимыми, с людьми, которые в своей жизни испытывали много потерь. Социальный работник должен эмоционально сопереживать людям, испытывать к ним сочувствие и любовь, иметь желание помочь и даже пожертвовать своим личным во имя изменения ситуации в лучшую сторону.

Чужой беды не бывает. Нередко приходится и слышать, и встречать в печати, даже в качестве заголовка, эту ставшую уже расхожей фразу. И всегда что-то мешало воспринимать ее как абсолютную, безоговорочную истину. В самом деле, разве мало среди нас таких, кто занят только собой, своей личной жизнью, до других, тем более до чужих невзгод ему никакого дела нет. Судьба других нисколько, говоря словами поэта, его не гложет, не тревожит. Но есть тысячи и тысячи людей, которые не могут пройти равнодушно мимо чужого горя, чужой боли. И болят этой чужой болью, как своей собственной, их тонкие души, добрые, отзывчивые сердца. И идут эти люди навстречу другим- кому плохо, кому трудно, кто не может обойтись без посторонней помощи. И подставляет свое плечо, протягивает руку, находят доброе, одобряющие и утешающие слова…

Социальный работник… Это профессия становится делом жизни лишь тех, кто готов самоотверженно трудится для людей, которые в силу недуга, преклонного возраста, сложившихся обстоятельств не могут обходится всеобъемлющей, богом данной любви к ближнему. Для многих одиноких и немощных стариков, инвалидов работники социальной службы, часто становятся самыми близкими, самыми дорогими, почти родными людьми. Именно социальные работники на практике реализуют государственную политику поддержки наименее защищенных людей, находится в постоянном контакте с ветеранами, инвалидами, обеспечивая таким образом, равновесия в общении стабильности государства. Социальный работник – это особая профессия, это люди особого душевного вклада, отзывчивые, умеющие сострадать, всегда готовые на помощь тем, кому трудно.

Социальный работник стремиться делать все необходимое для того, чтобы люди были счастливы, довольны своей жизнью. Отдавать тепло души- это социальная работа. Не каждый человек может выполнить ее. Для этого нужны человеколюбие, доброта, внимание и чуткость к жизни.

Случается так, что прожив активную жизнь, в старости человек оказывается одинок, и единственной связующей нитью с внешним миром для него становится социальный работник. Это профессия уходящая в бесконечность. Она появилась совсем недавно в нашей стране. Кто лучше социального работника знает оборотную сторону всех наших кризисов: душевных, общественных, экономических? Кто первым оказывается у постели одинокого тяжело больного человека и порой является единственным, кто проводит его в последний путь? Кто на свою скудную зарплату купит старику хлеб и принесет картошки из своего погреба, чтобы он как то смог дожить до выплаты пенсии? Такие поступки по бальной шкале оценить невозможно.

В сферу социального обслуживания населения я пришла совершенно случайно, когда по семейным обстоятельствам вернулась в родное село Павловку Никольского района. До этого, после окончания училища в г. Пензе, работала кондитером.

Весной 2002 года в наше село приехала Комплексная выездная бригада, сотрудники Центра социального обслуживания посещали и оказывали помощь престарелым гражданам, инвалидам попавшим в трудную жизненную ситуацию. Я заинтересовалась этой работой, небольшой опыт у меня был. Еще в детстве участвовала в тимуровском движении,- мы помогали бабушкам и дедушкам. Тогда я и не предполагала, что это занятие будет главным в жизни. Я живу одна, сложилось так в моей судьбе. Но я не грущу, потому, что мои бабушки стали для меня почти родными, самыми дорогими и близкими. С апреля началась моя трудовая деятельность, я стала помогать пожилым людям – своим односельчанам. Работа, которая приносит радость- что для человека может быть лучше?

Ежедневная забота о пожилом человеке – сходить за продуктами питания, убраться в доме, помочь по хозяйству, доставить медикаменты, оплатить жилищно- коммунальные услуги, работа с участковым врачом, ложатся на плечи социального работника.

Социальный работник выполняет особую благородную миссию: своей деятельности он имеет дело с беспомощными, страдающими людьми, за здоровье и жизнь которых он берет на себя моральную ответственность. Подопечные в свою очередь рассчитывают на знание, отзывчивость, добросовестность, любовь и заботу. Ощущение неуверенности, надрыв, безотчетная и непреодолимая тревога - именно это присуще большинству тех, кто находится под патронажем Центра.

Весь жизненный путь человек переосмысливает и выстраивает в определенный порядок пережитых событий, радостей и разочарований, побед и неудач.

На моем «попечении» два труженика тыла, ветеран труда, вдова участника ВОВ и пенсионеры по возрасту – всего семь человек. Это немощные, оставшиеся без попечения родственников, нуждающиеся в посторенней помощи и поддержке люди. Стараюсь им помочь, облегчить их существование и взаимодействие с окружающим миром, поддержать чувство собственного достоинства человека. Подопечные встречают понимание и сочувствие со стороны социального работника, и постепенно из отношений уходит настороженность и создается атмосфера доверия и открытости.

В моей группе люди с разными характерами и неповторимыми судьбами. Пенсионерке Кутьковой М.И. 76 лет, она энергична, общительна. Однако артроз сделал «свое дело» - передвигается по дому медленно с помощью клюшки. Сын взрослый, имеет свою семью,живет в другом городе, помочь матери нет возможности. Сама к сыну переезжать не хочет, решила умереть на родной земле. У Колесиной А.Я. , детей нет. В прошлом работала на щебеночном заводе, складировала кирпич, ветеран труда. Теперь беспомощной, доживающей свой век человек. Самое дорогое для нее, кроме ведения хозяйства, каждодневное общение. Приходится терпеливо выслушивать истории о своем пережитом за долгие годы (т.к. эти истории рассказывались не один раз), посочувствовать и рассказать о том, что в мире делается. Многим старикам слабые зрение и слух не позволяют смотреть телевизор, а у иных и вовсе их нет.

Я чувствую себя человеком бесконечности, у меня богатое прошлое- это воспоминание стариков. Я рассказываю им о себе, спрашиваю у них совета. Я чувствую как переплетаются прошлое и будущее. И между ними – я. Не в том ли суть социальной работы, чтобы не прерывать связь времен? Рассуждать на эту тему можно бесконечно, как бесконечна и сама социальная работа.

То, что общение- большая роскошь наиболее остро чувствуют инвалиды. Несчастье или недуг, увы, «запирает» их дома. Инвалидам очень нужна вера в свои силы, очень нужна поддержка. Бодровой Т.М. 80 лет, в прошлом доярка колхоза, ныне пенсионерка, инвалид 3 группы. Приходится часто для нее выполнять работу, не входящую в перечень услуг. Трудно в чем либо отказать больному человеку. «Наверно, это не входит в мои должностные обязанности, - но ведь кто то должен помочь старушке»? Кто окажет ей действенную помощь, поможет продлить активную жизнь, сохранить остаток здоровья и благополучия? Быть рядом с инвалидом, помочь, разделять боль старых людей, отягощенных недугами – долг моей профессии.

Заведующая проводила беседу с детьми подопечных по вопросу ухода за престарелыми родителями, и мою подопечную забрали дети, потому что она уже нуждалась в постоянном уходе. Жалко расставаться, но что делать, такова жизнь. Я рада за нее, что она будет окружена заботой близких людей. Есть в моей группе бабушка, которая иногда устраивает испытание «на прочность». Любая мелочь (плохо выпеченный хлеб, не вовремя доставленный газовый баллон) могут вывести пожилого человека из равновесия. Социальный работник как «громоотвод». И с этими житейскими трудностями приходится справляться. Труднее зимой, когда приходится ходить на родник под гору, чистить дорожки от снега, приносить дрова и оказывать содействие в их заготовке, идти по неочищенной дороге за продуктами, лекарством, чтобы вызвать скорую помощь больному. Тяжела работа на селе. Было по началу трудовой деятельности доходило до отчаяния: " Все! Хватит!" Потом спохвачусь и воскликну: «А как же там без меня бабушки останутся? Нет, надо идти к ним.» И отправляюсь к ним в любую погоду. Да еще, когда приехала с отчетом в Центр социального обслуживания, меня встретили лучистые, добрые глаза, улыбка и приветливое лицо директора, поговорила о наболевших проблемах со своей заведующей, которая дала профессиональный совет, и все встало на свои места. Я поняла, что социальная работа – мое призвание, что работаю в коллективе, где коллеги пользуются уважением среди обслуживаемых, которые благодарят их за чуткость и терпение. Они научили меня мужеству, терпению, пониманию чужой боли. Эти люди укрепили в мысли о необходимости в помощи ближним…

От работы в социальной помощи «отговорить» может многое – маленькая зарплата, ненормированный рабочий день, непонимание в семье (как можно целыми днями помогать другим, когда и у самих дома так много проблем!). Можно перечислять и перечислять. Но, видимо заложено что-то в человеке, когда он, даже несмотря на все неприятные моменты идет на работу, помогает старикам, поддерживает в трудную минуту, не ожидая ответной благодарности. В таких непростых условиях на социальных работниках была возложена непростая задача – быть защитой опорой для всех, кто оказался в крайне тяжелой жизненной ситуации, поддержать морально и материально. И надо сказать, с поставленной задачей социальные работники справляются. Как и в любом деле, в нашей профессии много нерешенных проблем, трудностей, финансовых и других препятствий. Но я уверена, что все проблемы осилим, ведь в нашем обществе есть люди, которым во много раз труднее, и они ждут нашей помощи. Социальная работа- уникальная профессия, которая несет в себе не только помощь конкретным людям, им подает пример гуманного отношения к человеку. Вклад социального работника в жизнь общества велик и бесценен. Все это не может не вызвать большого уважения к деятельности социального работника.

Вряд ли существует другая сфера деятельности, где милосердие, сочувствие и житейская мудрость играли бы такую важную роль, как в социальной работе. И как сказал Рэй Брэндбери, «передай добро по кругу…». Я уверена, что оно вернется и к нам, когда нам будет нужна помощь других.

Ежегодно со всеми социальными работниками проводится учеба, которая включает в себя основы психологии, этики, доврачебной медицинской помощи, знание пенсионного законодательства , социального обеспечения , санитарных норм. Большую востребованность социального работника на селе определяет как демографическая ситуация, так и условия проживания (отсутствие удобств, отдаленность от торговых центров, поликлиник и т.д.). И хотя надомное обслуживание остается, по-прежнему, основным направлением в работе Центра, деятельность учреждения направлена на удовлетворение и индивидуальных потребностей старшего поколения и людей с ограниченными возможностями, их социальную адаптацию, повышение качества жизни через доступность социальных услуг.

Я надеюсь, что данный конкурс станет важным шагом на пути распространения передовых форм и методов работы,
а также повышения престижности профессии социального работника.