Русская культура в XIX веке. Русская культура первой половины XIX века Презентация к Русская дворянская культура 19 века презентация


  • Развитие науки
  • Печать
  • Развитие образования
  • Литература
  • Архитектура
  • Живопись и скульптура
  • Театр
  • Музыка

  • Н.М. Карамзин «История государства Российского» - первый научно-систематизированный обзор истории России с древнейших времен до начала XVII века




В.В. Петров - исследование теплового и светового действия электрического тока

Н.И. Лобачевский - неевклидовая геометрия


Б.С. Якоби – новое направление в технике - гальванопластика

А.Г. Столетов – открытия в области электричества и магнетизма


Н.М. Сеченов – основоположник отечественной физиологии

Н.И. Мечников – создал бактериологическую станцию

К.А. Тимерязев – исследовал

процесс фотосинтеза


Д.И. Менделеев – открыл закон периодических элементов и составил на его основе Периодическую систему химических элементов


Н. И. Зинин – разработал новые виды красителей

Бутлеров А. М . – создал теорию химического строения вещества


Путешественники и первооткрыватели

1803-1806 гг. первая русская кругосветная экспедиция И.Ф. Крузенштерна и Ю.Ф. Лисянского




П.П. Семенов – Тян- Шанский – экспедиция на Тянь-Шань

1856 – 1857 гг.

Н.М. Пржевальский

исследование Уссурийского края

  • Н.Н. Миклухо-Маклай – описание обычаев, культуры, быта племен Новой Гвинеи

Современник

Москвитянин


2. Печать

А.Ф. Смирдин – известный русский книгопродавец, издатель


Отечественные записки

Русский вестник




  • Открыты университеты в Одессе и Томске, высшее техническое училище в Москве, политехнические институты в Риге, Киеве, Варшаве.
  • Открыты Бестужевские курсы и Медицинский институт, высшие женские курсы В.И. Герье.

Несмотря на расширение системы образования в России, уровень грамотности составлял к началу XX века – 20% населения страны

(39% мужчин и 17% женщин). Грамотными людьми в основном были люди дворянского происхождения.


5. Литература П оэты и писатели первой половины 19 века


Поэты и писатели второй половины 19 векаё



Русско – византийский стиль


7. Живопись. Скульптура

К.П. Брюлов «Последний день Помпеи»

















8. Театр

В.А. Каратыгин

П.С. Мочалов


М.С. Щепкин

А.Н. Островский



русского реализма в

музыкальном искусстве.

Опера «Русалка».


  • «Евгений Онегин»
  • «Лебединое озеро»
  • «Спящая красавица»
  • «Щелкунчик»

  • Прочитать учебник Артемов В.В. § 62. ответить на вопросы

В 1801 году на престол России взошел молодой монарх Александр I .

В новый, XIX век Российская империя вступала могущественной державой.

Первая половина XIX в. была отмечена значительным прогрессом русской культуры, сопровождавшимся развитием просвещения, науки, литературы и искусства.

Особую роль сыграла победа русского народа в Отечественной войне 1812г.

Подъем русской культуры был столь велик, что позволяет назвать эту эпоху «Золотым веком» русской культуры

В мировой фонд культуры Россия внесла огромный вклад


Особенности развития культуры

этого периода:

Пореформенная Россия вступила на путь быстрого

капиталистического развития.

Это развитие требовало большого количества

Высококвалифицированных кадров и инженеров, образованных

Людей во всех сферах жизни общества.

Крестьянство включалось в сферу рыночных товарных отношений,

Испытывало потребность в элементарном образовании.

Развитие гражданского общества демократизировало культуру,

сделало ее достоянием широких слоев


Система образования в первой половине XIX века

Высшая школа

Общеобразовательная школа

Университеты

Академии

Уездные училища

Для детей купцов, ремесленников,др.городских жителей

Приходские училища

Для детей «самых низших сословий»

Гимназии

Для детей дворян, купцов, чиновников


Царскосельский лицей 1811г.

Петербургский университет 1819г.

Дерптский университет 1802г.

В начале XIX в. В России сложилась система высшего, среднего

и начального образования.

Были открыты университеты в Дерпте, Казани, Харькове, Вильно,

Петербурге и Лицеи в Царском Селе и Ярославле.

Казанский императорский университет 1804 г

Виленский университет 1803г.

Харьковский университет 1805г.



В первой половине XIX века в России не было системы женского образования. Только для дворянок открыли несколько закрытых институтов (средних учебных заведений), созданных по образцу Смольного института благородных девиц

Программа была рассчитана на 7-8 лет обучения и включала арифметику, словесность, историю, иностранные языки, музыку, танцы, домоводство. Однако основная масса женщин была лишена возможности получить даже начальное образование.



XIX век - один из наиболее блестящих периодов в истории русской литературы. В это время были созданы величайшие творения русской классической литературы, получившие всемирное признание..

И величие их определялось не только художественным совершенством, но и светом освободительных идей, гуманизмом, неустанным поиском социальной справедливости.


На литературном небосклоне взошла звезда великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина, родоначальника новой русской литературы, создателя современного русского языка. Поэт стал символом эпохи.



Русская поэзия того времени была тесно связана с

общественно-политической жизнью страны. В произведениях

предназначения. Поэт в России считался проводником

божественной истины, пророком .





"Никогда изучение русской истории не имело такого серьезного характера, какой приняло оно в последнее время, - писал В.Г.Белинский. - Мы вопрошаем и допрашиваем прошедшее, чтобы оно объяснило нам наше настоящее и намекнуло нам о нашем будущем".

КАРАМЗИН Николай Михайлович – писатель, историк.

Событием не только в исторической науке, но и общественно-культурной жизни России в целом стали первые восемь томов "Истории государства Российского" Н.М.Карамзина, вышедших в свет в 1818 году.


Архитектура и скульптура.

Конец XVIII и начало XIX в.- это эпоха классицизма в русском зодчестве, наложившая яркий отпечаток на архитектурный облик обеих столиц и других городов.

Постройки в стиле классицизма отличаются ясностью, уравновешенностью, четким и спокойным ритмом, выверенностью пропорций. Главными законами архитектурной композиции были симметрия, подчеркивание центра, общая гармония частей и целого.


Работа по упорядочению центра Петербурга началась с возведения здания Адмиралтейства, по проекту А.Д.Захарова.


Казанский собор

(Воронихин А.Н.)

1801-1811г.г .




С 1818-1858г.г. Строился Исаакиевский собор в Петербурге -самое большое здание в России в первой половине XIX века. Внутри собора может находиться 13 тысяч человек. Проект был разработан французским архитектором О.Монферраном

Осип Бове стал творцом Москвы. Его руке принадлежит реконструкция Красной площади, Триумфальной арки, Театральной площади .




Триумфальные ворота в г.Москве

(1827-1834г.) О.Бове


Иван Петрович Мартос

(1754-1835).

Памятник Минину и Пожарскому. Следуя традициям классицизма, скульптор облачил своих героев в античные одежды.


Памятник Александру I (Таганрог)

Памятник Ломоносову М.В.

(Архангельск)


Храм Христа Спасителя

Константин Тон работал в стиле «русско-византийском». Им были созданы величественные сооружения: Храм Христа Спасителя, Оружейная палата, Николаевский (Ленинградский) вокзал.


Оружейная палата

(1844-1851 )

Николаевский вокзал

(1847-1851)

Большой Кремлевский Дворец

(1839-1849)


Живопись этого периода, стала расцветом реализма, явным проявлением которого, стал выдающийся художник Карл Брюллов .

Он обладал могучим воображением, зорким глазом и верной рукой - и у него рождались живые творения, согласованные с канонами академизма. Поистине с пушкинским изяществом он умел запечатлеть на холсте и красоту обнаженного человеческого тела, и дрожание солнечного луча на зеленом листе.

Русская живопись


«Всадница» 1832г.

«Итальянский полдень» 1831г.


Своей вершины академическая живопись достигла в творчестве Александра Андреевича Иванова

20 лет трудился над своим фундаментальным трудом «Явление Христа народу»



В первой половине XIX века в русскую живопись входит бытовой сюжет. Одним из первых к нему обратился

А.Г. Венецианов.


"Кормилица с ребенком" 1831 год

"Гумно" 1821 год

"На жатве. Лето" 1825 год

"Петр Великий. Основание Санкт-Петербурга" 1838 год

"На пашне. Весна" 1822 год


Картины Федотова открывали жизнь и бытовые краски русского народа. В своих картинах он метко показывает крупные социальные проблемы.

В рамки академизма явно не вписывалось творчество

Павла Андреевича Федотова


"Свежий кавалер".

Это была дерзкая насмешка не только над тупым, самодовольным чиновничеством, но и над академическими традициями.


«Разборчивая невеста»1847г.

Картины Федотова открывали жизнь и бытовые краски русского народа. В своих картинах он метко показывает крупные социальные проблемы.



«Портрет Пушкина» 1827г.

«Портрет сына» 1818г.

«Кружевница»



В его творчестве искусно переплетались классические каноны европейской музыкальной культуры с русскими народными мелодиями, что являлось отличительной чертой творческого подхода композитора. Его оперы "Жизнь за царя" по либретто Н.В. Кукольника, "Руслан и Людмила" по мотивам поэмы А.С. Пушкина заложили основы и во многом определили дальнейшее развитие русской оперной музыки на много десятилетий вперед. Кроме опер, М.И.Глинка писал романсы, этюды, хоры и струнные квартеты.




Эпоха породила плеяду замечательных актеров, творчество которых отличалось эмоциональностью, правдивостью, глубоким внутренним содержанием: П. С. Мочалов, М. С. Щепкин, А. Е. Мартынов, В.А. Каратыгин. Эти и другие талантливые артисты закладывали основы русской театральной школы.

П. С. Мочалов

М. С. Щепкин

А. Е. Мартынов

В.А. Каратыгин



М.С. Щепкин прославился, сыграв в Малом театре, исповедовавшем реалистические традиции, роли Фамусова ("Горе от ума") и Городничего ("Ревизор")




А.И. Истомина

Под его руководством на Петербургской сцене блистали А.С. Новицкая, А.И. Истомина, А.А. Лихутина.


Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Русская культура 19 века

I . Особенности развития культуры в 19 веке XIX в. стал для культуры России периодом ее небывалого подъема. Отечественная война1812 г., всколыхнув всю жизнь российского общества, ускорила складывание национального самосознания. Она, с одной стороны, в очередной раз сблизила Россию с Западом, а с другой – ускорила формирование русской культуры как одной из европейских культур, тесно связанной с западноевропейскими течениями общественной мысли. Культурное развитие России в первой половине столетия определялось активным участием страны в европейской политике; появлением оппозиционных и революционных течений общественной мысли; ослаблением такого векового устоя русской жизни, как крепостничество.

Западные философские и политические учения усваивались российским обществом применительно к российской действительности. Еще свежа была память о Французской революции. Революционный романтизм, привнесенный на российскую почву, вызывал пристальное внимание к проблемам государственного и социального устройства, вопросу о крепостном праве и т.п. Ключевую роль в идейных спорах XIX в. играл вопрос об историческом пути России и ее взаимоотношениях с Европой и западноевропейской культурой.

Западники воспринимали Россию как часть европейского общества и выступали за развитие страны по европейскому пути, за проведение либеральных реформ в социальном и политическом устройстве. Славянофилы подчеркивали самобытный путь развития России, отличный от западного, указывали на национальный характер культуры, боролись против некритического отношения к иностранным влияниям

Все эти явления в общественной мысли страны во многом обусловили развитие художественной культуры России XIX в., и прежде всего, ее пристальное внимание к социальным проблемам, публицистичность. Простой народ со своими традициями, нравами, ценностями и запросами становится центральной темой в культуре и искусстве. И 19 век по праву называют «золотым веком», эпохой, когда российская культура и литература не только приобретают самобытность, но, в свою очередь, оказывают серьезное влияние и на мировую культуру.

II . Образование и просвещение. Уровень образованности общества – один из показателей культурного состояния страны. В России в конце 18 – начале 19 века он был крайне невысок.Правительство Александра I создает систему государственного бессословного образования: одногодичная приходская школа, трехклассные уездные училища и семиклассные гимназии. Николай I учреждает замкнутый сословный характер образования: приходские школы для крестьян, уездные училища для детей купцов, ремесленников, гимназии, кадетские корпуса для детей дворян и чиновников. Лишь гимназическое образование или окончание специальных дворянских учебных заведений давало право поступления в университеты.

Образцовым учебным заведением стал с 1811 года Царскосельский лицей, программа которого соответствовала университетской. В лицее получили образование литераторы А.С.Пушкин, М.Е.Салтыков-Щедрин, А.Дельвиг; дипломаты А.Горчаков и Н.Гирс; министр просвещения Д.Толстой и другие. Широко была распространена система домашнего образования, где основное внимание уделялось изучению иностранных языков, словесности, музыки, живописи, правил поведения в обществе. В первой половине 19 века в России не было системы женского образования.

Многие государственные деятели осознавали растущую потребность в образованных людях, но в то же время боялись широкого просвещения народа, поскольку именно среди образованных людей распространялись вольнодумство и стремление к преобразованиям. «Не должно слишком торопиться с просвещением, чтобы народ не стал по кругу своих понятий в уровень с монархами и не посягнул тогда на послабление их власти», - объяснял А.Бенкендорф 19 век стал временем бурного развития русской общественно-политической периодики. Ведущие журналы, на страницах которых велась полемика между сторонниками различных направлений общественной мысли, оценивались важнейшие события и явления жизни государства и общества, публиковались произведения, сочинения крупнейших отечественных мыслителей, писателей, поэтов, критиков, - «Вестник Европы», «Современник», «Отечественные записки». Периодическая печать и литература способствовали просвещению общества, росту политической культуры и правосознания жителей страны.

III . Литература. Именно расцвет литературы позволил определить 19 век как «золотой век» русской культуры. В литературе первой половины 19 века сложились те основополагающие принципы, которые определили ее дальнейшее развитие: * народность; * высокие гуманистические идеалы; * гражданственность; * чувство национального самосознания; * патриотизм; * поиски социальной справедливости

На рубеже 18 – 19 веков классицизм уступил место сентиментализму. Героические события 1812 года способствовали появлению романтизма. Во второй четверти 19 века в европейской литературе начал утверждаться реализм. В России основоположником реализма стал А.С.Пушкин. После «Евгения Онегина» этот худ.метод стал доминирующим.

IV . Театр. Театр, подобно художественной литературе, в XIX в. начинает играть все большую роль в общественной жизни страны, беря на себя отчасти и роль общественной трибуны. Начиная с1803 г. на российской сцене доминируют императорские театры.

В театрах в начале 19 века господствовали классицизм и сентиментализм, позднее появились романтические пьесы. Романтизм на русской сцене связан с именем П.С. Мочалова, известного своей игрой с драмах Шиллера, создавшего образ романтического героя. Павел Степанович Мочалов В 30-40-е годы 19 века под влиянием отечественной литературы утверждаются реалистические традиции. Крупным событием культурной жизни России стала постановка в 1836 году пьесы Н.Гоголя «Ревизор» . Становление реалистической школы актерского искусства в России связано с именем М.С.Щепкина (роли Фамусова и Городничего в Малом театре) Михаил Семенович Щепкин

Конец 19 века стал свидетелем "театральной революции" К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко, создавших в 1898 г. Московский Художественный Академический Театр. Сутью "революции" был отказ от строй манеры игры, ложного пафоса, декламации, условностей постановки. Во МХАТе органично сочетались лучшие традиции русского театра 19 века и новые идеи, предполагавшие создание актерского ансамбля, повышенные требования к проникновению в психологию персонажей. Развитие русского театра середины – второй половины 19 столетия неразрывно связано с именем А.Н. Островского, пьесы которого и по сей день не сходят со сцены Малого театра. Александр Николаевич Островский Константин Сергеевич Станиславский и Владимир Иванович Немирович - Данченко

V . Музыка. В первой половине 19 века зарождается национальная музыкальная школа, которая связана с именем М.И.Глинки, родоначальником всех основных жанров классической музыки: оперы, романса, симфонии, этюдов, хоров, струнных квартетов. Он соединил классические каноны европейской музыкальной культуры с русскими народными мелодиями. Михаил Иванович Глинка Творчество «Могучей кучки» утвердило жанр музыкальной драмы. "Борис Годунов" Мусоргского, "Князь Игорь" Бородина, "Снегурочка" Римского-Корсакова составляют гордость русского и мирового искусства.

Особое место в русской музыке занимает П.И. Чайковский, воплотивший в своих произведениях внутренний драматизм и внимание к внутреннему миру человека, свойственные русской литературе 19 века, к которой композитор часто обращался (оперы "Евгений Онегин", "Пиковая дама", "Мазепа"). Петр Ильич Чайковский

Смена стилей и направлений происходила в начале 19 века и в живописи. Классицизм, в котором преобладали религиозная и мифологическая тематика, вытесняется романтизмом, проявившимся в полотнах О.А. Кипренского, В.А. Тропинина, К.П. Брюллова, а затем реализмом, получившим особое развитие во второй половине века. VI . Живопись. Орест Адамович Кипренский Василий Андреевич Тропинин Карл Павлович Брюллов

Наиболее значимым явлением в живописи 19 века стало «Товарищество передвижных художественных выставок», в состав которого входили такие художники-передвижники, как И. Крамской, Н. Ге, В. Суриков, В. Перов, А. Саврасов, И. Шишкин, И. Репин, И. Левитан, В. Маковский. Сюжетная линия, в основе которой стоял русский народ, его жизнь, быт, традиции, история России, проблемы современной действительности, а также манера изображения, глубокий драматизм и психологизм картин делают работы этих мастеров шедеврами мировой культуры. Репин Крамской Суриков Левитан Шишкин Перов

Репин «Не ждали», 1884 Суриков «Утро стрелецкой казни», 1881 Шишкин «Утро в сосновом лесу», 1889 Левитан «Золотая осень», 1895

VII . Архитектура. Архитектура 19 века - это прежде всего решение больших градостроительных задач, где господствует поздний классицизм. В Петербурге завершается планировка основных площадей столицы: Дворцовой и Сенатской. Создаются лучшие ансамбли города, призванные символизировать величие и процветание Российской империи. Петербург становится подлинным шедевром мирового зодчества.

После пожара 1812 года интенсивно отстраивается Москва. Появляются новые типы зданий, в строительстве которых архитекторы стремятся к стилизации «под старину», результатом чего становится появление так называемого «неорусского» стиля. Это здания Исторического музея, Верхних торговых рядов (ГУМа), Московской городской думы и др. В конце XIX в. в архитектуру начинают проникать элементы стиля модерн.

Величайшие достижения русской культуры 19 века были вызваны ростом национального самосознания российского общества, просвещения, научно-технического прогресса. В мировой фонд навечно вошли произведения многих русских писателей, художников, скульпторов, архитекторов, композиторов. Завершился процесс складывания русского литературного языка и в целом – формирования национальной культуры. 19 столетие стало для России временем невиданного взлета и расцвета. Если в 18 веке Россия громко заявила всему миру о своем существовании, то в 19 веке она буквально ворвалась в мировую культуру, заняв там одно из самых высоких и почетных мест.