§38. Европа: противоречия промышленной эпохи

Великая индустриальная революция, достижения и проблемы которой будут рассмотрены в статье, началась в Англии (середина XVIII века) и постепенно охватила всю мировую цивилизацию. Она привела к механизации производства, росту экономики и созданию современного индустриального общества. Тема рассматривается в курсе истории восьмого класса и будет полезна как ученикам, так и родителям.

Основное понятие

Развёрнутое определение понятия можно видеть на картинке выше. Впервые его применил экономист из Франции Адольф Бланки в 1830 году. Развили теорию марксисты и Арнольд Тойнби (английский историк). Индустриальная революция - это не эволюционный процесс, связанный с появлением на базе научно-технических открытий новых машин (некоторые существовали уже в начале XVIII века), а массовый переход на новую организацию труда - машинное производство на крупных фабриках, пришедшее на смену ручному труду мануфактур.

В книгах встречаются и другие определения этого явления, в том числе промышленный переворот. Он применим к начальному этапу революции, в ходе которой их выделяют три:

  • Промышленный переворот: появление новой отрасли - машиностроения и создание парового двигателя (с середины XVIII века - до первой половины XIX века).
  • Организация поточного производства за счёт использования химикатов и электричества (со второй половины XIX века - до начала XX века). Впервые этап выделил Дэвид Лэндис.
  • Использование в производстве информационно-коммуникационных технологий (с конца XX века - по настоящее время). В науке по поводу третьего этапа нет единого мнения.

Индустриальная революция (промышленный переворот): основные предпосылки

Для организации фабричного производства необходим ряд условий, главными из которых являются:

  • Наличие рабочей силы - людей, лишённых собственности.
  • Возможность реализации товара (рынки сбыта).
  • Существование богатых людей, имеющих денежные накопления.

Раньше всего эти условия сформировались в Англии, где после революции XVII века к власти пришла буржуазия. Изымание земли у крестьян и разорение ремесленников в острой конкуренции с мануфактурами создали огромную армию обездоленных, нуждающихся в заработках. Переселение бывших земледельцев в города привело к ослаблению натурального хозяйства. Если сельчане сами производили для себя одежду и утварь, то горожане были вынуждены их покупать. Вывозились товары и за границу, так как в стране было хорошо развито овцеводство. В руках буржуазии скапливались прибыли от работорговли, ограбления колоний и вывоза богатств из Индии. Индустриальная революция (переход от ручного труда к машинному) стала реальностью благодаря ряду серьёзных изобретений.

Прядильное производство

Промышленный переворот сначала коснулся хлопчатобумажной промышленности, наиболее развитой в стране. Этапы её механизации можно увидеть в представленной таблице.

Эдмунд Картрайт усовершенствовал ткацкий станок (1785), ибо ткачи уже не могли перерабатывать столько пряжи, сколько производили на фабриках Англии. Повышение производительности в 40 раз - лучшее подтверждение того, что наступила индустриальная революция. Достижения и проблемы (таблица) будут представлены в статье. Они связаны с возникшей необходимостью изобретения особой двигательной силы, не зависящей от близости воды.

Паровой двигатель

Поиск нового источника энергии был важен не только в но и в горной промышленности, где труд был особенно тяжёл. Уже в 1711 году была предпринята попытка создания парового насоса с поршнем и цилиндром, внутрь которого впрыскивалась вода. Это была первая серьёзная попытка применения пара. Автором усовершенствованного парового двигателя в 1763 году стал В 1784-м была запатентована первая паровая машина двойного действия, используемая на прядильной фабрике. Введение патентов сделало возможным защиту авторских прав изобретателей, что способствовало их мотивации к новым достижениям. Без этого шага вряд ли была возможна индустриальная революция.

Достижения и проблемы (таблица представлена на картинке ниже) показывают, что паровой двигатель способствовал промышленному перевороту в развитии транспорта. Появление первых паровозов на гладких рельсах связано с именем Джорджа Стефенсона (1814), лично управлявшего в 1825-м поездом из 33 вагонов на первой в истории железной дороге для граждан. Её маршрут протяжённостью в 30 км соединил Стоктон и Дарлингтон. К середине века вся Англия была опоясана сетью железных дорог. Чуть раньше американцем работавшим во Франции, был испытан первый пароход (1803).

Успехи машиностроения

В представленной выше таблице следует выделить достижение, без которого была бы невозможна индустриальная революция - переход от мануфактуры к фабрике. Это изобретение токарного станка, дающего возможность нарезать гайки и винты. Механик из Англии Генри Модсли совершил прорыв в развитии промышленности, фактически создав новую отрасль - машиностроение (1798-1800). Чтобы обеспечить станками работников фабрики, должны быть созданы машины, производящие другие машины. Вскоре появились строгальный и фрезерный станки (1817, 1818). Машиностроение способствовало развитию металлургии и добыче каменного угля, что позволило Англии наводнить другие страны дешёвыми промышленными товарами. За это она получила название «мастерской мира».

Коллективный труд с развитием станкостроения стал необходимостью. Сформировался работник нового типа - выполняющий только одну операцию и не способный произвести готовый продукт от начала до конца. Произошло отделение интеллектуальных сил от физического труда, что повлекло за собой появление квалифицированных специалистов, составивших основу среднего класса. Индустриальная революция - это не только технический аспект, но и серьёзные социальные последствия.

Социальные последствия

Главный результат промышленного переворота - создание индустриального общества. Его характеризуют:

  • Личная свобода граждан.
  • Рыночные отношения.
  • Техническая модернизация.
  • Новая структура общества (преобладание городских жителей, классовое расслоение).
  • Конкуренция.

Появились новые технические возможности (транспорт, связь), что повышало качество жизни людей. Но в погоне за прибылью буржуазия искала пути удешевления стоимости рабочей силы, что привело к повсеместному использованию труда женщин и детей. Общество раскололось на два противоборствующих класса: буржуазию и пролетариат.

Разоряющиеся крестьяне и ремесленники не могли устроиться на работу из-за недостатка рабочих мест. Виновниками они считали машины, заменившие их труд, поэтому размах получило движение против станков. Рабочие громили оборудование фабрик, что положило начало классовой борьбе против эксплуататоров. Рост банков и увеличение капиталов, ввозимых в Англию в начале XIX века, привёл к низкой платежеспособности других стран, что вызвало кризис перепроизводства в 1825 году. Это те последствия, которые вызвала индустриальная революция.

Достижения и проблемы (таблица): итоги промышленного переворота

Таблица про индустриальные революции (достижения и проблемы) будет неполной без учёта внешнеполитического аспекта. Большую часть XIX века экономическое превосходство Англии было неоспоримым. Она господствовала на мировом торговом рынке, который стремительно развивался. На первом этапе конкуренцию ей составляла только Франция благодаря целенаправленной политике Наполеона Бонапарта. Неравномерность экономического развития стран можно увидеть на картинке ниже.

Второй этап революции: возникновение монополий

Технические достижения второго этапа представлены выше (см. картинку № 4). Главные среди них: изобретение новых средств связи (телефон, радио, телеграф), двигателя внутреннего сгорания и печи для выплавки стали. Появление новых источников энергии связано с открытием месторождений нефти. Это позволило впервые создать автомобиль на бензиновом двигателе (1885). На службу человеку пришла химия, благодаря которой стали создаваться прочные синтетические материалы.

Для новых производств (по разработке месторождений нефти, например), требовались значительные капиталы. Усилился процесс их концентрации путём объединения компаний, а также их сращивания с банками, чья роль значительно возросла. Появляются монополии - мощные предприятия, контролирующие как производство, так и сбыт продукции. Их породили индустриальные революции. Достижения и проблемы (таблица будет представлена ниже) связаны с последствиями возникновения монополистического капитализма. представлены на картинке.

Последствия второго этапа промышленной революции

Неравномерность развития стран и возникновение крупных корпораций привели к войнам за передел мира, захват рынков сбыта и новых источников сырья. За период с 1870 по 1955 год произошло двадцать серьёзных военных конфликтов. В две мировые войны было вовлечено огромное количество стран. Создание международных монополий привело к экономическому разделу мира при господстве финансовой олигархии. Вместо вывоза товара крупные корпорации начали вывозить капитал, создавая производства в странах с дешёвой рабочей силой. Внутри стран господствуют монополии, разоряя и поглощая более мелкие предприятия.

Но и много положительного несут индустриальные революции. Достижения и проблемы (таблица представлена в последнем подзаголовке) второго этапа - это овладение результатами научно-технических открытий, создание развитой инфраструктуры общества, приспособление к новым условиям жизни. Монополистический капитализм - самая развитая форма капиталистического способа производства, в котором все противоречия и проблемы буржуазного строя проявляются наиболее полно.

Итоги второго этапа

Индустриальная революция: достижения и проблемы (таблица)

Достижения Проблемы
Технический аспект
  1. Технический прогресс.
  2. Возникновение новых отраслей промышленности.
  3. Экономический рост.
  4. Вовлечение в мировую экономику менее развитых стран.
  1. Необходимость вмешательства государства в экономику (регулирование жизненно-важных отраслей: энергетической, нефтедобывающей, металлургической).
  2. Мировые кризисы экономики (1858 - 1-й в истории мировой кризис).
  3. Обострение экологических проблем.
Социальный аспект
  1. Создание развитой социальной инфраструктуры.
  2. Повышение значимости интеллектуального труда.
  3. Рост среднего класса.
  1. Передел мира.
  2. Обострение социальных противоречий внутри страны.
  3. Необходимость вмешательства государства в урегулирование отношений работников и работодателей.

Индустриальная революция, достижения и проблемы которой представлены в двух таблицах (по итогам первого и второго этапов), - величайшее достижение цивилизации. Переход к фабричному производству сопровождался техническим прогрессом. Однако риск военных и экологических катастроф требует того, чтобы развитие современных технологий и использование новых источников энергии находились под контролем гуманистических общественных институтов.


Внутрипредметные связи. Промышленная революция. Аграрная революция. Технические изобретения конца XVIII в. Паровой двигатель.
Основные факты и понятия. Правительственная политика поощрения отечественной промышленности, ее формы.

Протекционизм. Технический переворот, переход к машинному производству машин. Железнодорожная революция.

Первый вариант проведения урока
План урока Правительственная политика поощрения промышленности. Технические изобретения. Формирование новых промышленных районов. Железнодорожная революция.
Ход урока Материал о правительственном поощрении промышленности (протекционизме) знаком ученикам из курсов Новой истории 7 класса и Истории России ХVП- ХVШ вв., поэтому он требует скорее повторения и закрепления, нежели объяснения. Что побуждало консервативные правительства заботиться о развитии промышленности, ведь интересы аристократов и дворян этого не требовали? Вспомните, что такое политика протекционизма. Каковы были формы государственной поддержки промышленности? Проводило ли английское правительство политику протекционизма? Объясните свое мнение. В чем состояли положительные и отрицательные результаты политики протекционизма для развития промышленности европейских стран? Вопрос о технических изобретениях первой половины XIX в. можно изучать на основе небольших сообщений учащихся, или чтения по группам пунктов параграфа «Технический переворот в текстильной промышленности», «Соперничество воды и пара», «Индустриализация металлургии», «Рождение парового судоходства», «Железнодорожная революция», или рассказа учителя. Любая форма работы сопровождается заполнением таблицы «Важнейшие технические изобретения XIX в.». При изучении материала целесообразно обращать внимание учеников на иллюстрации изучаемых изобретений, которые помещены в учебнике.

Важнейшие технические изобретения XIX в.


Отрасль
промышлен
ности

Дата
изобрете
ния

Страна

Изобретение

Значение
изобретения

Текстильная
промышлен
ность

1801 г.

Франция

Шелкоткацкий станок

Увеличение количества производимой продукции


1810 г.

Франция

Льнопрядильная машина

Увеличение
скорости
прядения


20-е гг. XIX в.

Англия

Автоматическая прядильная машина

Увеличение
скорости
прядения


20-е гг. XIX в.

США

Хлопкоочис
тительная
машина

Увеличение
производства
хлопка-сырца


Середина XIX в.

США

Швейная машина («Зингер»)

Облегчение
процесса
шитья

Металлургическая про- мышлен- ность

1784 г.

Англия

Новый метод выплавки чугуна и железа - пудлингование

Улучшение качества металла


Середина 50-х гг. XIX в.

Англия

Бессемеровский метод переплавки чугуна в сталь

Получение из чугуна стали - гибкого, твердого и прочного материала


Середина 60-х гг. XIX в.

Франция

Мартеновская печь

Получение стали не только из чугуна, но и из металлического лома

Машино
строение

Первая половина XIX в.

Англия

Увеличение мощности парового двигателя до нескольких сотен лошадиных сил

Увеличение производительности машин в несколько сотен раз

Окончание

После заполнения таблицы в сильном классе можно предложить вопросы и задания для ее анализа. Определите, в каких странах были сделаны важнейшие изобретения. В какой из названных стран их было сделано больше всего? Объясните, почему именно названные страны стали первыми в области технических изобретений. Какая новая отрасль промышленности появилась в первой половине XIX в.? Почему технические новшества в сельском хозяйстве появились гораздо позже, чем в промышленности, и очень медленно распространялись? 4. Вопрос о формировании новых промышленных районов и строительстве железных дорог можно изучать на основе информационного сообщения учителя и работы с двумя картами учебника: «Промышленная революция в Европе» (с. 127) и «Железные дороги в Европе в 1850-1885 гг.» (с. 140).
Учитель говорит о том, что новой чертой развития промышленности в XIX в. стало формирование новых промышленных районов, в которых концентрировалась крупная индустрия. Это происходило в связи с необходимостью приблизить производство к источникам сырья, в частности каменного угля. Данные процессы отражены на карте «Промышленная революция в Европе». Важным фактором
развития промышленности стала революция в системе транспорта. Появление железных дорог существенно сократило время и увеличило объемы перевозимых товаров. О темпах железнодорожного строительства свидетельствует карта «Железные дороги в Европе в 1850-1885 гг.». Подробный анализ карт можно предложить ученикам в качестве домашней практической работы. Соотнесите размеры территорий, на которых преобладало сельское хозяйство, и территорий, на которых развивалась промышленность. Сделайте выводы. Найдите на карте места добычи угля. Назовите города или реки, рядом с которыми они находятся. Какие производства расположены рядом с угледобывающими? Случайно ли это? Почему многие предприятия расположены рядом с реками? В каких странах больше всего промышленных предприятий? Объясните почему. Изучите карту «Железные дороги в Европе в 1850-1885 гг.» и определите, в каких районах железные дороги строились в первую очередь, а в каких - позднее. Какие районы Европы почти не покрыты сетью железных дорог? Предположите почему. Сравните карты «Промышленная революция в Европе» и «Железные дороги в Европе в 1850-1885 гг.». В каких районах Европы количество железных дорог было самым большим? Как вы думаете, есть ли взаимосвязь между промышленным развитием и строительством железных дорог? Поясните свой ответ с помощью карт.
Второй вариант проведения урока
В сильном классе урок проводится в форме лабораторно-практического занятия.
Опережающее домашнее задание. Класс делится на четыре группы, каждая из которых будет представ
лять одну из стран: Великобританию, Францию, Германию, США, Бельгию. В учебнике изучаются материалы параграфа и выполняются следующие задания:
а) от имени правительства страны подготовить выступление о политике в отношении промышленности;
б) отдельные учащиеся готовят сообщения о технических изобретениях, сделанных в XIX в., и об их значении.
План урока Правительственная политика поощрения промышленности. Технические изобретения. Развитие основных отраслей промышленности. Железнодорожная революция.
Ход урока Изучение вопроса о промышленной политике правительств ведущих стран начинается с выступлений групп, подготовленных дома. В дополнение к учебнику учащимся можно предложить следующие материалы.
Материалы для учащихся
В 30-е гг. радикалы Великобритании ставили вопрос о введении свободы торговли, ибо мастерской мира нечего было опасаться конкуренции зарубежных товаров. Правительство не могло игнорировать развернувшуюся кампанию. Премьер-министр лорд Мельбурн решил разобраться в системе таможенных сборов. Созданная для этого комиссия обнаружила 500 видов товаров, облагавшихся таможенными сборами. Из них 10 приносили 80% дохода, а остальные - смехотворную мелочь. Так, среднегодовой сбор от ввоза стеклянных глаз для кукол (существовал и такой!) составлял один шиллинг три с половиной пенса,
т. е. меньше тогдашнего российского полтинника. В результате реформы таможенной системы в 1846 г. в Англии были отменены хлебные законы, в 1849 г. - Навигационные акты, защищавшие британский торговый флот от иностранной конкуренции. Таким образом, правительство проводило принцип свободы торговли.
Железнодорожное строительство в США поощрялось федеральными кредитами и земельными пожалованиями железнодорожным компаниям. К концу века железные дороги соединили все штаты, а четыре магистрали - тихоокеанское и атлантическое побережья.
В 1834 г. в Германии был создан Немецкий таможенный союз, который постепенно расширялся. В 1854 г. Таможенный союз охватывал практически все земли Германии, за исключением Австрии. Требуя единых таможенных правил и решений, он обеспечивал своим членам
невысокие ввозные пошлины и способствовал включению германских государств в международный товарооборот.
Далее организуется самостоятельная работа групп с текстами документов учебника, характеризующих правительственную политику: для Германии - документ и вопрос к нему на с. 162-163; для Великобритании и Франции - документ и задание к нему на с. 163.
Представитель каждой группы сообщает классу о результатах проделанной работы. Группа, представляющая США, обобщает эти результаты, и в классе формулируются основные направления деятельности правительств в области поощрения промышленности. Вопрос о технических изобретениях предлагаем изучить в ходе учебной игры «Всемирная промышленная выставка». Учитель говорит о том, что в 1851 г. в Лондоне впервые прошла всемирная выставка, на которой были представлены успехи промышленного развития и технические изобретения (материал об этом см. в § 15). Учащиеся представляют пять «павильонов» выставки (соответственно пяти отраслям промышленности), в которых были сделаны важнейшие изобретения. На столах расставлены изображения, представляющие эти изобретения. Каждая группа рассказывает об изобретениях в своей отрасли, а остальные определяют значение этих изобретений для развития промышленности. Развитие основных отраслей промышленности и их соотношение в разных странах изучается на основе анализа трех статистических таблиц, помещенных в учебнике на с. 167. Изучите данные о развитии каждой отрасли промышленности в вашей стране. Подсчитайте, во сколько раз увеличилось производство в каждой отрасли. Сравните итоговые цифры (к концу XIX в.), полученные в вашей стране, с аналогичными показателями других стран. Сделайте выводы об общем уровне развития вашей страны по сравнению с другими. Определите причины таких показателей.
Группе, представляющей США, предлагается фрагмент документа, содержащего статистические данные о развитии этой страны.
Общие данные о развитии промышленности США
Почти во всех частях страны, в особенности на Атлантическом побережье, имеется в изобилии водяная энергия, которая широко применялась для различных промышлен
ных целей. Создание гидравлических машин, стационарных и подвижных паровых двигателей и разных механизмов, используемых в шахтах, на заводах, в доменных печах, кузнечных цехах, на фабриках, на строительстве дорог, мостов, каналов, железных дорог и т. д., приобрело большое значение. Годовая продукция машиностроительных предприятий, согласно переписи 1850 г., оценивалась в 27 998 344 долл., а в 1860 г. - в 47 118 550 долл., без учета швейных машин. Средние штаты, давшие свыше 48% всей продукции, рассматриваются как самые крупные поставщики, но по темпу развития в южных и западных штатах отмечено сравнительно большее увеличение. Относительный рост виден из следующих данных: Новая Англия - 16,4%, средние штаты - 55,2%, южные штаты - 387% и западные - 127%.
Первое место по стоимости продукции и величине вложенного капитала занимает хлопчатобумажная промышленность. Она выросла с невиданной быстротой. Общая стоимость хлопчатобумажных товаров, изготовленных в Новой Англии, увеличилась на 83,4%. Определите, какие отрасли промышленности занимали ведущее место в США. На сколько процентов увеличилась годовая продукция машиностроения за 10 лет? Как вы думаете, это много или мало? Оцените темпы развития промышленности в разных штатах за 10 лет. В каких штатах они были выше всего? Как вы думаете, какая промышленность была особенно развита в южных штатах? Последний этап урока посвящен изучению системы железных дорог в Европе. Учащиеся работают с картой «Железные дороги в Европе в 1850-1885 гг.» и статистической таблицей «Протяженность железных дорог в отдельно взятых странах» (с. 168). Изучите статистические данные о протяженности железных дорог в вашей стране. Подсчитайте, во сколько раз она увеличилась с 1840 по 1900 г. В какой период строительство дорог было наиболее интенсивным? Сравните итоговые цифры (к 1900 г.), полученные в вашей стране, с аналогичными показателями других стран. Определите место страны по протяженности железных дорог. Не забудьте, что объективно оценить масштабы железнодорожного строительства можно только при соотнесении данных о протяженности дорог с размерами территории страны.

На завершающем этапе урока подводятся итоги промышленного развития изучаемых стран и Европы в целом к концу XIX в., определяются лидирующие в экономическом положении государства, выясняются причины подобного положения.

«Промышленный переворот и его последствия»


  • Начало промышленного переворота. Технические достижения
  • Зарождения индустриального общества
  • Завершение промышленного переворота в Англии
  • Экономическое развитие Англии и Франции в первой половине XIX века
  • Особенности экономического развития во второй половине XIX века
  • Роль государства в экономике
  • Перемены в экономике крупнейших стран

Промышленный переворот

Это переход от ручного труда к машинному, от мануфактуры к фабрике, наблюдавшийся в ведущих западных державах XVIII-XIX веков.

Основной чертой промышленной революции являлась индустриализация - переход от преимущественно аграрной экономики к индустриальному производству, в результате которого происходит трансформация аграрного общества в индустриальное.



  • В 1733 году был изобретен «Летучий челнок»

(для выделки сукна)


  • Несколько лет спустя Дж. Харгривсом была изобретена знаменитая прялка «Дженни»

  • В 1765 г. Джеймс Уатт построил паровую машину, а спустя шесть лет усовершенствовал ее

Индустриальное общество – это общество, сформировавшееся в процессе и в результате индустриализации, развития машинного производства, возникновения адекватных ему форм организации труда, применения достижений научно-технологического прогресса. Характеризуется массовым, поточным производством, механизацией и автоматизацией труда, развитием рынка товаров и услуг, гуманизацией общественных отношений.


Зарождение индустриального общества

Наиболее интенсивное развитие в Новое время индустриальное общество получило в Англии.


Зарождение индустриального общества

Образование слоя наемных рабочих и создание внутреннего рынка сочетались в Англии с бурным процессом так называемого первоначального накопления капитала.


  • это совокупность имущества, используемого для получения прибыли. Направление активов в сферу производства или оказания услуг с целью извлечения прибыли называют также капиталовложениями или инвестициями
  • это деньги, приносящие доход

Зарождение индустриального общества

Возникает и промышленный пролетариат - люди, работающие на фабриках. Труд их был тогда очень тяжелым. Рабочий день длился до 18 часов в сутки, зарплата была низкой. Изобретение новых машин приводило к массовым увольнениям, что вызывало возмущение рабочих


Зарождение индустриального общества Луддизм

Луддиты были группой английских рабочих, протестовавших в начале 1800-х против изменений, которые повлекли промышленный переворот, посчитавших, что их работе угрожает опасность. Часто протест выражался в разрушении машин. Уничтожение машин (индустриальный саботаж) были объявлены преступлениями, наказуемыми смертной казнью, и 17 человек были казнены в 1813 году. Множество людей было отправлено в Австралию.



Завершение промышленного переворота в Англии

В первой половине XIX в. промышленный переворот в Англии завершился. Именно в этой стране он приобрел наиболее зрелые, классические формы своего развития. Наиболее восприимчивой к новым веяниям оказалась легкая промышленность. Это обусловлено тем, что быструю прибыль мо­жет дать лишь продукция, необходимая рядовому потребителю. Станки и машины, необходимые производителям, приносят прибыль лишь спустя какое-то время.


Англия

В XIX век Великобритания вошла в состоянии крайнего напряжения сил, вызванного непрерывными войнами с Францией. В XIX век Великобритания вошла в состоянии крайнего напряжения сил, вызванного непрерывными войнами с Францией. Выдержать страшное напряжение войны помогало лишь опасение вторжения со стороны Франции, объединявшее нацию. Континентальная блокада, введенная Наполеоном, резко подняла цены на продовольствие, что породило «голодные бунты».


Экономическое развитие Англии и Франции в первой половине XIX века

Англия

Победа над Наполеоном в 1815 г. ликвидировала континентальную блокаду, но вызвала новые проблемы. Из армии и флота были уволены до полумиллиона человек. В Англию стало поступать дешевое европейское зерно. Падение цен породило панику, охватившую не только фермеров, но и аристократию - лендлордов В 1815 г. были приняты «хлебные законы», фактически запрещался ввоз хлеба в страну. В результате цены на хлеб неимоверно выросли.. Несмотря на значительные трудности, ускоренное развитие промышленности и сельского хозяйства в Англии продолжалось.


Экономическое развитие Англии и Франции в первой половине XIX века

Франция

Экономическое развитие другой ведущей западноевропейской страны - Франции в первой половине XIX в. также продвигалось успешно. В первом десятилетии XIX в. промышленность Франции выросла более чем на 50 %. Развитию экономики способствовали приток денег и ценностей из завоеванных стран. Но поражение в борьбе с антифранцузской коалицией нанесло серьезный удар по французской экономике, от которого ей, удалось довольно быстро оправиться. В период правления Бурбонов в промышленности ручной труд продолжал сменяться машинным. Росло количество фабрик и заводов.


Экономическое развитие Англии и Франции в первой половине XIX века

Франция

К концу первой половины XIX в. фабрично-заводской тип производства лидировал в черной металлургии и интенсивно внедрялся в машино­строение. С 1825 по 1847 г. объем промышленного производства увеличился на 2/3. Быстро развивались новые отрасли, прежде всего химическая.


Во второй половине XIX в. в экономике передовых стран Европы вновь происходят перемены. Эти перемены связаны с зарождением монополий.

Монополия – это крупное капиталистическое предприятие, контролирующее производство и сбыт одного или нескольких видов продукции; это такая структура, при которой на рынке отсутствует конкуренция и функционирует одна фирма. Она производит уникальный, не имеющий аналогов продукт и защищена от вхождения на рынок новых фирм.


XIX века

Монополия

Синдикат

Концерн

Трест

Картель


Синдикат

представляет собой объединение самостоятельных предприятий какой-либо отрасли промышленности, основанное на соглашении о совместном сбыте товаров. Синдикат создается с целью обеспечения монопольного господства на рынке, установления монопольных цен и получения наивысшей прибыли.

Концерн крупное объединение предприятий, связанных общностью интересов, договорами, капиталом, участием в совместной деятельности. Часто такая группа предприятий объединяется вокруг сильного головного предприятия (холдинга, материнской компании), которое держит в своих руках акции этих предприятий.


Трест - это форма объединения, при которой объединяющиеся предприятия теряют свою самостоятельность и подчиняются единому управлению. Владельцы вошедших в трест предприятий лишаются права распоряжаться ими непосредственно.

Картель может предусматривать установление обязательных для всех участников минимальных цен на товары, разграничение рай­онов сбыта, определение общего объема производства или сбыта и доли в нем каждого участника.


Особенности экономического развития во второй половине XIX века

Появление монополий было вызвано прогрессом в технике, усложнением производственного процесса. Для него требовалось все больше капитала, так как все дороже становились машины и сырье. Поэтому предприниматели начинали объединяться. Ускорению этого объединения способствовали экономические кризисы .


Особенности экономического развития во второй половине XIX века

Первый такой кризис произошел в Англии еще в 1825 г. В 1858 г. начался первый мировой экономический кризис . После мирового экономического кризиса 1873 г. начинается процесс развития картелей, которые, правда, быстро распадались. Новым явлением стало появление международных картелей в добывающей, химической, металлургической, электротехнической и других отраслях промышленности.


Роль государства в экономике

Первая половина XIX века

Резко сократилось государственное вмешательство в экономику. По мнению банкиров, владельцев промышленных предприятий, роль государства должна была ограничиться лишь охраной общих условий, благоприятствующих развитию хозяйственной жизни страны (пути сообщения, средства связи, поддержание устойчивости денежного обращения), и защитой их внешних интересов.


Роль государства в экономике

Вторая половина XIX века

Возрастает роль государства в управлении колониями, а войны получению страной-победительницей огромных военных контрибуций. Старые государственные предприятия еще сохраняются, прежде всего, в военной области, но уже теряют свое былое значение. Во владении государства остаются только транспорт и дороги, имеющие важный стратегический характер. Наиболее сильное влияние государства на экономику было в Германии. Здесь происходило огосударствление железных дорог, была введена табачная монополия.


Роль государства в экономике

К началу ХХ столетия происходит сращивание крупнейших

монополий с государственным аппаратом .

Государственные чиновники возглавляли монополистические объединения. В некоторых случаях монополии наделяются функциями государственной власти. Нередко государственные и частные монополии переплетались между собой.


Франция

Франция окончательно превратилась в страну монополистического капитала в начале ХХ в. В эти годы происходили быстрый рост концентрации производства, увеличение монополий и их укрепление. В 1897 г. в стране начался экономический подъем, который охватил все отрасли промышленного производства, особенно металлургическую.


Перемены в экономике крупнейших стран

Англия

Узаконили профсоюзы (тред-юнионы), предоставив им статус юридического лица и судебную защиту их фондов. Был запрещен труд детей до 10 лет на производстве. В 1891 г. принят закон о бесплатном начальном образовании.


  • Басовская Н.И. Англия и Франция в международной жизни западной Европы XII – XV в. // Средние века. – М., 1988.
  • Манфред А.З. Европа в период Наполеоновских войн // Краткая всемирная история.– Кн. 1. – М., 1967. – С. 364–378.
  • В.В. Артемов, Ю.Н. Лубченков ИСТОРИЯ для среднего специального образования. – М., 2010. – С. 202 – 207.
  • Бартенев С.А. История экономических учений. - М.: Инфра-М, 2000. - 455 с.
  • Ковалев А.М. Законы истории и облик современного мира – М.: ПРИОР, 2003 - 401 с.

Конец XVIII века вошел в историю под знаменем промышленного переворота. Сначала Англия, а затем и другие европейские страны постепенно отказывались от привычного использования ручного труда, то есть мануфактурного производства. Появляются первые ткацкие станки, паровые машины и другие изобретения. Начинается эпоха промышленного переворота, перехода от мануфактур к фабрикам и заводам.

Предыс-то-рия

Во вто-рой по-ло-вине XVIII в. в Ан-глии про-ис-хо-дит аг-рар-ная ре-во-лю-ция. Пред-при-ни-ма-тель-ское фер-мер-ское хо-зяй-ство вы-тес-ня-ет тра-ди-ци-он-ное кре-стьян-ское. Это было свя-за-но с тем, что прак-ти-че-ски вся земля со-сре-до-то-чи-лась в руках круп-ных соб-ствен-ни-ков, ко-то-рые сда-ва-ли ее в арен-ду фер-ме-рам. Скла-ды-ва-лась си-сте-ма ка-пи-та-ли-сти-че-ских от-но-ше-ний между ленд-лор-да-ми (вла-дель-ца-ми земли), фер-ме-ра-ми-арен-да-то-ра-ми и на-ем-ны-ми ра-бот-ни-ка-ми (ба-тра-ка-ми). Это при-во-дит к улуч-ше-нию ка-че-ства об-ра-бот-ки земли, осво-е-нию за-бро-шен-ных участ-ков земли, по-се-ву кор-мо-вых куль-тур (для скота). После аг-рар-ной ре-во-лю-ции мно-гие люди в де-ревне оста-лись без ра-бо-ты и средств к су-ще-ство-ва-нию. Они по-да-лись в город, где ста-но-ви-лись на-ем-ны-ми ра-бот-ни-ка-ми на про-мыш-лен-ных пред-при-я-ти-ях.

Пред-по-сыл-ки про-мыш-лен-ной ре-во-лю-ции
. Скоп-ле-ние ка-пи-та-ла в руках пред-при-ни-ма-те-лей, тор-гов-цев и бан-ки-ров.
. Рост числа на-ем-ных ра-бо-чих (рост числа ра-бо-чих, в част-но-сти, был обу-слов-лен аг-рар-ной ре-во-лю-ци-ей).
. Раз-ви-тие тор-гов-ли и рост го-ро-дов.
. На-ли-чие рынка сбыта в ко-ло-ни-ях.

Непо-сред-ствен-ной при-чи-ной на-ча-ла про-мыш-лен-ной ре-во-лю-ции стало ра-зо-ре-ние ан-глий-ских тка-чей в связи с вво-зом в Ан-глию де-ше-вых тка-ней из Индии. Чтобы со-хра-нить свое про-из-вод-ство и кон-ку-ри-ро-вать с недо-ро-ги-ми ин-дий-ски-ми тка-ня-ми, им было необ-хо-ди-мо уве-ли-чить про-из-во-ди-тель-ность труда и умень-шить за-тра-ты. (см. )

Со-бы-тия

1733 г. - Джон Кей изоб-рел ме-ха-ни-че-ский (са-мо-лет-ный) ткац-кий ста-нок.

1735 г. - Аб-ра-хам Дер-би-сын внед-рил до-мен-ную вы-плав-ку чу-гу-на на коксе .

1784 г. - изоб-ре-тен то-кар-ный ста-нок Генри Модс-ли.

Рис. 2. Джеймс Харгривс ()

Рис. 3. Прялка «Дженни» Джеймса Харгривса ()

Рис. 4. Джеймс Ватт ()

Рис. 5. Паровая машина Джеймса Ватта ()

В конце XVIII века появляются токарные станки (рис. 6). Новая техника привела к новой организации промышленности. Мануфактуры уходят в прошлое, а на смену им приходят фабрики и заводы. Это стало настоящей революцией в промышленности , позволившей значительно увеличить рост производительных сил. Появление фабрик изменило жизнь рабочих. Впервые в истории человечества появилось расписание рабочего дня . С понедельника до субботы устанавливался суровый 12-часовой рабочий день. Это было для семьи рабочих очень плохо. Раньше они могли с помощью своих особых талантов и дополнительных усилий заработать лишние выходные и дополнительные деньги. Жили рабочие в весьма тяжелых условиях. Строились новые фабричные города рядом с угольными шахтами (рис. 7). В них рабочие могли арендовать лишь одну-две комнаты. Фабриканты, пользуясь своим положением, выжимали из своих подчиненных все, что только было можно. Они штрафовали рабочих за ругань, неопрятность, опоздания, использовали дешевый детский труд, отказывались оплачивать медицинское обслуживание. Все это вело к росту недовольства среди рабочих. Первые признаки подобного недовольства выразились в Луддитском движении (рис. 8). Участники этого движения называли себя луддитами по имени легендарного рабочего Неда Лудда (рис. 9), который, согласно преданию, первый разрушил собственный станок. Вслед за ним сотни людей по всей Англии начали сознательно портить ненавистные машины. Английские фабриканты были этим очень недовольны. Вскоре правительство издало закон, по которому за порчу станка полагалась смертная казнь.)

Вслед за Англией внедрение станков в производство пришло и в другие страны. Увеличился спрос на различных изобретателей и на их изобретения. Все больше технических новинок появлялось в Европе. Росло не только количество, но и качество производимых изделий. Цены на них постепенно снижались.

Подводя итоги, стоит отметить, что промышленная революция в Европе имела целый ряд позитивных факторов:

  • Улучшение санитарных условий.
  • Улучшение медицинского обслуживания.
  • Улучшение качества товаров.
  • Улучшение питания населения.

Стоит отметить, что все эти факторы проявились не сразу, потребовались годы для того, чтобы Европа оказалась на пороге качественно нового периода своей истории.

Список литературы

1. Ведюшкин В.А., Бурин С.Н. Учебник по истории Нового времени, 7 класс. - М., 2013.

2. Дмитрий Травин. Отар Маргания. Европейская модернизация

3. Ерофеев Н.А. Промышленная революция в Англии. - М., 1963

4. Потёмкин Ф.В. Промышленная революция во Франции. Т. 1. От мануфактуры к фабрике. - М.: Наука, 1971.

5. Хобсбаум Э. Век революции. Европа 1789-1848. - Ростов: Изд-во «Феникс», 1999.

6. Юдовская А.Я. Всеобщая история. История Нового времени. 1500-1800. - М.: «Просвещение», 2012.

Домашнее задание

1. Как вы понимаете термины «аграрная революция» и «промышленный переворот? Когда и в какой стране они впервые произошли?

2. Что стало причиной промышленного переворота?

3. Расскажите о последствиях промышленного переворота в Англии.

4. Какие известные изобретения вы можете назвать? Перечислите выдающихся изобретателей того времени.

В ХIХ в. завершилось формирование индустриальной цивилизации, во многом ставшей следствием научных открытий и промышленного переворота. Понятие промышленный переворот (или промышленная революция) охватывает совокупность технических, технологических, социальных, институциональных и иных перемен, связанных с заменой ручного труда машинным способом производства.

Первой страной, применившей новый способ (основанный на применении машин и индустриальных технологий) в промышленном производстве, была Великобритания, в которой «старый порядок» уступил уже в ХVII в. место парламентаризму и гражданскому равенству. Пример этой страны свидетельствует о том, что важнейшей предпосылкой промышленного переворота, являются либеральные социально-политические преобразования, утверждающие принципы гражданского равенства, экономической свободы, неприкосновенности личности и собственности. Не менее существенной предпосылкой промышленной революции считается высокая производительность сельского хозяйства вследствие, так называемой, аграрной революции. Аграрная революция заключалась в переходе от экстенсивных к интенсивным методам ведения сельского хозяйства, что обеспечивало его продуктивность и рентабельность. Родиной аграрной революции была также Великобритания, где «благодаря» политике огораживания (непрерывной проводившейся с конца ХVII и весь ХVIII век) происходили глубокие перемены в производственных отношениях сельского хозяйства, и наблюдалось постоянное повышение производительности сельского хозяйства. Географический и природно-климатический факторы также обеспечили Великобритании лидерство в промышленном перевороте. Так, островное положение страны создали ей «бесплатную» защиту от разрушительных континентальных войн и дешевый транспорт. Длинная береговая линия, природные бухты и множество судоходных рек сняли зависимость от наземного транспорта, неразвитость которого задерживала рост торговли и промышленности. Достаточные запасы каменного угля в Англии способствовали быстрому переходу английской металлургии от древесного угля к каменному. Это позволило к концу ХVIII в. английской металлургии выйти на первое место в мире.

Таким образом, необходимыми предпосылками промышленного переворота является причинно-следственная связь географических, природно-климатических и социально-политических факторов. Факторами ускорения промышленного переворота считаются свободный рынок капиталов, рабочей силы и демографический рост.

В Великобритании раньше, чем в других странах были сделаны важнейшие из изобретений в хлопчатобумажной промышленности, открывшие эру промышленного переворота (изобретение «летучего челнока», создание прядильной машины, изобретение ткацкого станка Картрайта). Полностью использовать преимущества машинного производства оказалось возможным после изобретения универсального парового двигателя лондонским университетским механиком Джеймс Уаттом (1782г.). Начало использования энергии пара в промышленном производстве – центральное событие промышленного переворота. В дальнейшем паровые машины постоянно совершенствовались.

Промышленные революции в разных отраслях следовали как цепная реакция. Переворот, начавшийся в легкой промышленности, выдвинул задачу увеличения массы машин, для удовлетворения этого спроса требовалось много металла, что, в свою очередь, вызвало переворот в металлургии и машиностроении; возросшая масса производимой продукции (товаров) потребовала изменений на транспорте. Так, в 80-е гг. ХVIII в. английским механиком Саймингтоном был построен первый в мире пароход. В 1814 г. англичанин Дж.Стефенсон построил первый паровоз. В 1825г. под его руководством в Юго-Западной Англии была сооружена железная дорога (56 км) для перевозки угля. Сконструированный Дж. Стефенсоном паровоз «Ракета» ознаменовал начало «железнодорожной революции» в Европе. В конце ХIХ- нач. ХХ в. наступила очередь, так называемых, сопутствующих производств: телеграфа, телефона, радио. К завершению промышленного переворота Великобритания стала ведущей экономической державой.

Основные последствия промышленного переворота:

    возникновение фабрично-заводского производства;

    зарождение машиностроения;

    снижение цен на товары широкого потребления;

    перестройка рынка: не покупательский спрос формировал развитие производства, а производство подталкивало расширение рынков и формировало спрос;

    увеличение капиталовложений и необходимость быстрого оборота привели к увеличению рабочего дня и сокращению заработной платы;

    появление промышленных кризисов – кризисов перепроизводства;

    ухудшение положения рабочего класса и начало социальной борьбы;

    ускорение процесса урбанизации, изменение соотношения между городским и сельским населением.