Комплекс правовых организационных экономических. Отраслевое административно-правовое регулирование в хозяйственно-экономических комплексах

-обеспечения максимальной технологичности измерения и анализа результатов.

Данные требования могут быть интегрированы в принцип избыточной интерпретации исходных данных, состоящий в необходимости «избыточной» интерпретации исходных данных, позволяющей минимизировать интерпретацию результатов измерения для делегирования обратных связей вышестоящего субъекта управления качеством образовательных услуг нижестоящему.

Библиографический список

1. Измерение в социологии. - М.: Инфра-М, 1998.

2. Интерпретация и анализ данных в социологических исследованиях. - М., 1987.

3. Обратная связь / Большой энциклопедический словарь. Т. 2. - М.: Советская энциклопедия. - С. 55.

4. Типология и классификация в социологических исследованиях / В. Г.Андреенков, Ю. Н. Толсто-ва. - М., 1982.

5. Фишман Л. И. Обратные связи в управлении педагогическими системами: опыт классификации и конструирования: монография. - С.-Петербург: ИОВ РАО, Самара: СамГПИ, 1993.

6. Фишман Л. И., Иванов М. Ю. Квалиметри-ческие проблемы оценки эффективности управления территориальными системами образования / Менеджмент организации: Сборник научных трудов. Вып. 2. - Самара, 2008. - С. 94-99.

7. Фишман Л. И., Иванов М. Ю. Оценка эффективности деятельности территориальных органов управления образованием: индикативный подход. Монография. - Самара: Изд-во СГПУ, 2008.

8. Фишман Л. И., Никитина Т. А. Социальнопсихологический портрет менеджера социальной сферы (на примере менеджеров образования): монография. - Самара: Изд-во СГПУ, 2006.

9. Fishman L. Professional Values and Stereotypes of Russian Educational Managers // International Journal of Educational Research, Vol. 29. No 5. 1998. Pp. 397-484.

FUNDAMENTALS OF MECHANISMS OF EDUCATION SERVICES QUALITY BUILDING UP

The peculiarities of feedback in administration of production and consumption of education services are depicted; the measurement patterns of feedback construction are revealed; the methodology of mechanisms of education services quality building up based on feedback delegation is proved.

Keywords: educational facilities, KB^HMeTpna formation, quality of educational services.

УДК 338.24 Дубровский С. П., Патреева О. В., Суслова Е. М.

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ КАК КОМПЛЕКС ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ, ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ, СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ И ПРАВОВЫХ ОТНОШЕНИЙ *

Данная статья посвящена рассмотрению социально-экономических отношений как комплекса организационно-экономических, технико-экономических, социокультурных и имущественно-правовых отношений с учетом специфики регионального и субрегионального уровня экономики.

Ключевые слова: социум, социально-экономические отношения, социокультурные отношения, правовые отношения, организационно-экономических отношения, технико-экономические отношения.

Внутренние, устойчивые, существенные экономических законов. В этой связи важно раз-

связи в системе производственных отношений личать механизм действия и механизм исполь-

выражаются в экономических законах. Эти за- зования экономических законов. коны характеризуют объективный фундамент хо- В традиционном представлении по функци-

зяйственного механизма. Хозяйственный меха- ональному содержанию экономические отноше-

низм обеспечивает сознательное использование ния разделяются на социально-экономические и

* НИР выполнена в рамках Федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 годы.

организационно-экономические. Производственные отношения как одна из сторон общественного производства отражает отношения людей друг к другу, вне которых невозможно существование национальной экономики . Речь идет об объективно-складываю-щихся отношениях в процессе производства, распределения, обмена и потребления. В рамках политэкономического подхода выделяют структуру производственных отношений, в которой нижнее звено образуют организационно-экономические отношения, а верхнее -социально-экономические отношения. С позиции данного подхода носители организационно-экономических отношений фигурируют как «элементы производительных сил», а субъекты социально-экономических отношений выступают в качестве носителей имущественных отношений с определенными материальными интересами . Организационно-экономические отношения выступают как отношения между людьми и характеризуют состояние производства независимо от его социально-экономической формы, а также отражают особенности определенного этапа развития факторов производства . Исходя из того, что производственные отношения представляют собой совокупность отношений между людьми, которые складываются в процессе общественного производства, обмена, распределения и потребления материальных благ и услуг, организационно-экономические отношения отражают организацию производительных сил, особенности определенного этапа развития факторов производства и их общественной комбинации. Эти отношения, возникающие в связи с разделением, специализацией, кооперацией труда, определяются, прежде всего, технологическим способом производства. Исторически смена технологических способов производства сопровождалась изменением и развитием технико-экономических отношений, посылающих в процессе изменений импульсы социально-экономическим отношениям, определяя вектор их развития. Социально-экономические отношения, являясь стержневым ядром производственных отношений, определяют общественную форму производства (первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая). Таким

образом, основу социально-экономических отношений составляют отношения собственности на средства производства, характеризующие общественный способ соединения рабочей силы со средствами производства, условия распоряжения факторами производства и их использования, присвоение результатов производства. Отношения собственности определяют целевую направленность развития производства (в чьих интересах оно ведется), социальную структуру общества, его тип.

С развитием и усложнением общественной жизни, неизбежно происходит институционализация социальных явлений и процессов. В рамках институционального подхода, социально-экономические отношения могут иметь достаточно широкую трактовку. Исходя из того, что институтом является не только комплекс формальных и неформальных норм и правил, а любая устоявшаяся линия поведения, можно предположить, что социально-экономические отношения вбирают в себя значительный спектр институциональных образований, таких как отношения собственности, экономические законы, социальные и правовые нормы, а также элементы культурной жизни общества.

Производственные отношения являются базисом (основой) политических, юридических и других общественных отношений и институтов. Система производственных отношений в их функциональной реализации образует экономический строй общества. Любая национальная экономика включает три основных типа экономических отношений. Во-первых, организационно-экономические или организационно-управленческие отношения. Они детерминируются отношениями собственности и выражаются в формах и характере организации производства на микро- и макроэкономическом уровнях. Во-вторых, технико-экономические отношения, детерминируемые уровнем развития производительных сил, состоянием техники и технологии, так же определяемые отношениями собственности, соотношением спроса и предложения товаров на тех или иных рынках. В-третьих, социально-экономические отношения, которые включают отношения собственности, как отношения присвоения экономических ресурсов и потребительских благ в сферах производства, обмена, распределения

и потребления, а так же комплекс организационно-экономических и технико-экономических отношений.

В экономической литературе часто происходит отождествление организационно-экономических и технико-экономических отношений, а так же их изучение вне рамок социально-экономических отношений. По нашему общему мнению, социально-экономические отношения достаточно емкое понятие, вбирающее в себя целый комплекс различных взаимоотношений.

Безусловно, экономические отношения представляют собой отношения между людьми по поводу присвоения ими средств и результатов производства - это отношения собственности. При этом отношения экономической собственности, технико-экономические и организационно-экономические отношения являются отдельными элементами системы экономических отношений.

Технико-экономические отношения вместе с продуктивными силами формируют технологический способ производства. В единстве организационно-экономические и технико-экономические отношения возникают в процессе организации производства как такового. Их можно определить как отношения, обусловленные расстановкой людей в производстве, определяемой лишь организацией производства. К данным отношениям относятся разделение труда, специализация, кооперация. В переходной экономике данная группа отношении, как правило, глубоко противоречива. Если организационно-экономические отношения - это отношения между людьми по поводу организации производства (в том числе непосредственного производства, обмена, распределения и потребления) материальных благ и услуг, то технико-экономические отношения - это отношения специализации, кооперирования, комбинирования производства и его концентрации. Они развиваются на основе общественного разделения труда, при рассмотрении причин возникновения товарного производства.

Относительно технико-экономических отношений можно так же сказать, что они развиваются непосредственно под воздействием производительных сил и выступают в виде конкретных хозяйственных форм. Эти отношения характеризуют способ организации и управления эко-

номической жизни, способ регулирования процесса воспроизводства, формы реализации собственности, согласования экономических интересов государства, трудовых коллективов и отдельных работников. Все это базисные, экономические отношения, но расположенные во внешнем слое производственных отношений. Технико-экономические отношения как раз и образуют главное содержание хозяйственного механизма.

Чем более глубокую сущность выражают те или иные отношения, тем большей устойчивостью они обладают. Таковы социальноэкономические отношения, которые определяют природу, основу экономического строя и хозяйственного механизма. А вот его совершенствование происходит, прежде всего, в связи с движением технико-экономических отношений. Отсюда становится понятным место хозяйственного механизма в системе производственных отношений.

Непосредственно технико-экономические отношения находят свое отражение в общественном разделении труда, кооперировании, специализации производства. Взаимодействие человека с природой проявляется конкретно в формировании производительных сил общества.

На базе технико-экономических отношений развиваются социально-экономические отношения, которые выражаются непосредственно в отношениях между людьми. Определяющим в структуре социально-экономических отношений являются отношения по поводу собственности на средства производства, ресурсы и результаты производства. Эти отношения определяют отношения распределения и потребления произведенных благ.

Технико-экономические отношения определяются уровнем развития техники, усовершенствуются параллельно с ней и другими элементами производительных сил. Они включают отношения обмена деятельностью между людьми, специализации и кооперирования производства. Технико-экономические отношения в своем диалектическом взаимодействии формируют общественный характер производства, составляют материальную форму развития системы производительных сил. Последняя занимает промежуточную позицию между производительными силами и произ-

водственными отношениями, сообщает целостность системе производительных сил.

Неотъемлемой составной частью социально-экономических отношений являются организационно-экономические, к которым относятся формы и методы хозяйствования, характерные для всех отраслей экономики. Среди них сегодня выделяются:

1. рыночная система, в центре которой товарно-денежные отношения;

2. предпринимательство, в центре которого - эффективное ведение хозяйства.

Общие организационно-экономические отношения - это отношения в сфере денежного обращения, ценообразования, финансов и кредита, маркетинга, менеджмента, банковского дела.

При выделении организационно-экономических отношений нами использован методологический подход к классификации экономических отношений по критерию характера воздействия тех или иных факторов на функционирование и развитие экономической системы. В качестве таких факторов выступают, во-первых, техника и технология, во-вторых, отношения собственности или характер присвоения экономических ресурсов и результатов производства, и, в-третьих, организация и управление. В соответствии с этим различают технико-экономические, социально-экономические и организационно-экономические отношения .

Очевидно, что организационно-экономические отношения возникают потому, что общественное производство, распределение, обмен и потребление невозможны без определенной организации. Данная организация требуется для всякой совместной деятельности работников. Люди заранее продумывают свои хозяйственные действия, в их головах созревает план предстоящей работы, объединяющий всех тружеников. При этом решаются организационные задачи: как разделить людей для выполнения отдельных работ, как объединить всех занятых под единым началом, каким способом вести хозяйство и кто будет управлять производством. В связи с этим организационно-экономические отношения подразделяются на три крупных вида:

1. разделение труда и производства (их дробление между отраслями хозяйства, между

предприятиями и внутренними их подразделениями), а так же их кооперация (совместное изготовление продуктов, укрупнение размеров предприятий, их постоянное сотрудничество и объединение);

2. организация хозяйственной деятельности (натуральное и товарно-рыночное хозяйство);

3. управление экономикой (стихийно-рыночное и государственно-плановое регулирование).

Организационно-экономические связи существуют, как правило, независимо от социально-экономического строя, они являются, по существу, общими элементами экономики всех стран на протяжении всей истории. Например, может одинаково успешно применяться одна и та же организация торговых заведений (специализированные магазины и универсамы) и общие достижения научной организации труда и управления. Организационно-экономические отношения вместе с факторами производства образуют элементы общечеловеческой экономической культуры, которая наследуется от одного поколения к другому (это относится, скажем, к -кооперации и разделению труда, товарному производству). Организационно-экономические отношения как форма связей, посредством которых реализуются экономические интересы организаций в процессе производственной деятельности и при обмене ее результатами, также имеют внеклассовый характер. Основными формами организационно-экономических отношений в современном понимании, в рамках экономической теории, являются :

Разделение труда, специализация производителя;

Кооперация труда - такая форма организации труда, при которой несколько лиц участвуют в одном или разных процессах, связанных между собой. Кооперация труда порождает новую производственную силу;

Концентрация производства и его централизация (концентрация - это увеличение масштаба предприятия за счет собственных ресурсов, а централизация - объединение предприятий);

Организация общественного хозяйства -это натуральное и товарное хозяйство;

Управление (формы управления экономикой: стихийно-рыночная, плановая).

Таким образом, исходя из вышесказанного, социально-экономические отношения заключают в себе совокупность организационно-экономических и технико-экономических отношений. Кроме того, при изучении социально-экономических отношений необходимо учитывать связь людей с окружением, которая предполагает обращение к их социокультурной жизнедеятельности, ибо в обыденных и профессиональных формах деятельности и взаимодействия люди предстают как члены общества, носители культуры.

Жизнь общества, его членов бесконечно многогранна. Это - культура, наука, учеба, отдых, путешествия, спорт и, наконец, производство различных благ и услуг. Что же здесь является главным? Ответить на этот вопрос не так просто, ибо нет человека, который бы занимался чем-то одним. Есть область деятельности, которая лежит в основе существования всего общества и каждого человека, вне зависимости от того, где он проживает. Это - экономическая деятельность, без которой немыслимы все другие виды жизнедеятельности. Экономика, вопреки иным утверждениям, одна из самых древних наук. Как только человек стал использовать природные ресурсы, он стал задумываться над их наиболее рациональным использованием .

Человек редко живет один. Как правило, каждый из нас интегрирован в социум, в котором завязан во множестве отношений, в том числе и экономических, поэтому сложно говорить о чисто экономических отношениях в реальной жизни. Имеет смысл изучать социально-экономические отношения, которые следует рассматривать как целый комплекс: технико-экономические, организационно-экономические, социокультурные и правовые.

Человек выступает как оператор социокультурных механизмов порождения, поддержания и изменения людьми элементов своего окружения в ходе обыденной жизни и профессиональной деятельности. Естественно, все это имеет свой экономический эффект .

Можно согласиться, что образ жизни людей определяется двумя существенными группами факторов и условий: объективными и субъективными. Объективные условия и факторы, дифференцирующие образ жизни людей в конкретный исторический период, подразделяются следующим образом:

Естественные: географические, климатические, экологические, биологические, демографические;

Социальные: характер разделения труда и его условия, социальная структура и стратификация общества;

Культурные: объем культурной информации и ее распределение по областям и уровням культуры, согласно структуре действующих здесь социокультурных норм и ценностей (политических, идеологических, познавательных, этических, эстетических).

Теоретическое пересечение этих групп условий и факторов, детерминирующих социокультурную жизнь людей, определяет конкретно-исторические сферы реализации их образа жизни в соответствии с фундаментальным разделением видов деятельности на специализированные (профессиональные) и неспециализированные (обыденные).

К субъективным факторам и условиям, влияющим на образ жизни людей, относятся, с одной стороны, восприятие и оценка представителями различных социальных групп объективных условий своего существования, а с другой - их потребности, запросы, побуждения, мотивы, интересы, ценностные ориентации, цели. Специфика взаимодействия субъективных и объективных факторов определяет различия в содержании, структуре и форме образа жизни людей в одном и том же обществе .

Следует отметить, что пересечение этих условий и факторов может проецироваться на плоскость экономики, а, следовательно, экономический аспект будет выступать, как первопричина большинства из них.

Таким образом, первоначально «чисто экономические» силы, прежде чем оказать воздействие, проходят через социальные фильтры, «фильтруются» социально-экономическими, социально-политическими, социокультурными и, наконец, правовыми институтами, которые и определяют их экономическое действие.

В современном социуме правовая система сопровождает человека во всех его действиях. Конечно, большинство из нас не каждый день сталкивается с необходимостью иметь дело с судом или адвокатом. Но не проходит и дня без взаимодействия с правом в самом широком смысле слова или с людьми, чьи действия оп-

ределяются правом. Как и экономическая подоплека, право вездесуще, хотя зачастую его присутствия мы не замечаем. Например, когда мы заходим в магазин и покупаем хлеб и молоко, когда достаем пакеты с покупками из нашего автомобиля, мы одновременно являемся субъектами и объектами юридических правил. Конечно, мы не ощущаем, что правовая система, пристально наблюдает за нами, заглядывая через наше плечо. Но в известном смысле закон постоянно смотрит на нас. Определенные разделы права всегда регламентируют наше поведение.

Соглашаясь с мыслью высказанной В. И. Лоскутовым, любые экономические отношения определяются соответствующими экономическими действиями и складываются независимо от того, понимают ли люди суть этих отношений. Что касается правовых форм экономических отношений, то они отражают сознательную выработку правил осуществления экономических действий. Возможность реализации этих правил зависит не столько от намерений людей их соблюдать, сколько от объективных экономических и социальных условий, определяющих жизненно важные интересы и мотивы поведения участников деятельности. Таким образом, в самом простом выражении получается, что в мотивах поведения человека в социуме почти всегда можно отыскать экономическую первопричину, а право как раз призвано регламентировать это самое поведение.

В сущности, любая совместная деятельность, а, следовательно, и любое общественное отношение может осуществляться только в форме договора между людьми, формального или молчаливого. Многие отношения, к числу которых относятся и экономические, помимо договорной формы приобретает также правовую, т. е. санкционированную общественной властью и поддерживаемую силой этой власти. Обусловлено это тем, что людьми, свободными в своем выборе, договоры легко нарушаются, что ставит под угрозу стабильность общественной организации и тем самым существование общества. Выражениями правовых экономических отношений являются целые отрасли хозяйственного, трудового, финансового и других видов права .

Правовые отношения могут возникать и функционировать лишь при определенных предпосылках. Выделяются два вида предпосылок

возникновения правоотношений: материальные и юридические. Если говорить о материальных предпосылках, то к ним относятся жизненные интересы и потребности людей, под влиянием которых они вступают в соответствующие правоотношения. В широком смысле, под материальными предпосылками понимается система социально-экономических, культурных и иных обстоятельств, обуславливающих объективную необходимость правового регулирования тех или иных общественных отношений.

Так же нельзя не отметить, что Россия сейчас находится в стадии экономических преобразований. Здесь важно осознавать, что создание принципиальных основ рыночной экономики возможно лишь при их соответствующем правовом оформлении. С формальной точки зрения, а это является главным в этом вопросе, необходимо, чтобы основные экономические принципы и институты были закреплены в праве. Лишь только тогда они становятся осязаемыми и могут уже реально способствовать и служить развитию соответствующих экономических отношений.

С повышением «социальности», то есть усилением процесса внедрения «социо» во все сферы жизнедеятельности общества, возрастает и актуальность исследований в рамках социального аспекта экономики.

Таким образом, изучая те или иные социально-экономические аспекты, в центре всегда будет находиться человек, который рассматривается одновременно как субъект различных сфер: экономической, политической, духовной, правовой, технической. Все они взаимопроникают друг в друга, принимая все новые проявления, которые в свою очередь так же становятся предметом для изучения.

Организационно-экономические и техникоэкономические отношения, как неотъемлемая сторона социально-экономических отношений, представляет собой незыблемый базис любой экономической системы. Что касается другой стороны социально-экономических отношений, социокультурных и имущественно-правовых отношений, то им в определенной степени свойственно претерпевать изменения с учетом развития общественных отношений.

Следует отметить, что интересным представляется рассмотрение специфики социально-

экономических отношений на региональном и субрегиональном уровнях. Исходя из того, что организационно-экономические и технико-экономические отношения составляют основу производственных отношений, то следует рассмотреть особенности социокультурных и имущественно-правовых отношений как неких переменных составляющих социально-экономических отношений.

Понятно, что социально-экономические отношения в современном обществе в значительной степени регламентированы законодательными нормами. Однако, следует иметь ввиду, что наряду с государственными органами законодательной власти, функционируют законодательные органы субъектов Российской Федерации. На региональном уровне законотворчество происходит в пределах федерального законодательства, тем не менее, нормативные акты отдельных регионов могут в значительной степени отличаться друг от друга. Таким образом, имущественно-правовые отношения как часть социально-экономических могут иметь свои особенности на региональном уровне экономики.

Свою специфику на региональном и субрегиональном уровне, как правило, имеют и социокультурные отношения, отражая особенности культурных традиций того или иного региона или малого города. Речь идет не только о национальных и этнических особенностях того или иного административно-территориального образования, но и о культурных традициях потребительского поведения. Например, в малых городах, как правило, преобладает консерватизм потребностей местного населения.

Таким образом, в рамках институционально-социологического направления, социально-

экономические отношения представляют собой комплекс организационно-экономических, технико-экономических, социокультурных и правовых отношений.

Библиографический список

1. Гукасьян Г. М. Экономическая теория. 2-е изд. - Спб.: Питер, 2007. - 480 с.

2. Камаев В. Д. Учебник по основам экономической теории (экономика). - М.: ВЛАДОС, 1995. -384 с.

3. Караткевич А. Г. К вопросу о структуре системной социотрансформации переходных обществ / / Этносоциум. - 2009. - № 2. - С. 142-148.

4. Курс экономической теории / под ред. А. В. Сидоровича. - М.: ДИС, 1997. - 478 с.

5. Лоскутов В. И. Экономические и правовые отношения собственности. - Москва: Высшее образование, 2002. - 192 с.

6. Орлова Э. А. Социокультурное пространство обыденной жизни: Методическое пособие по курсу «Культурная антропология». - М.: ГАСК, 2002. - 104 с.

7. Политическая экономия: учебник для вузов / Медведев В. А., Абалкин Л. И., Ожерельев О. И. и др.- М.: Политиздат, 1990.- 735 с.

8. Румянцев А. М. Инструментарий экономической науки и практики. Научно-популярный справочник. / А. М. Румянцев, Е. Г. Яковенко, С. И. Яна-ев. - М.: Знание, 1985. - 304 с.

9. Экономика (Экономическая теория) : учебное пособие для вузов / под рук. и ред. проф. Б. Д. Бабаева - 4-е изд. - Иваново-Москва-Тверь: Ивановский государственный университет, Московский государственный университет экономики, статистики и информатики, Тверской филиал, 2002. - 480 с.

10. Экономика (Экономическая теория) : учебное пособие для студентов неэкономических вузов и факультетов / под рук. и ред. проф. Бабаева Б. Д. -Иваново, 1995. - 208 с.

Dubrovskiy S. P., Patreeva O. V., Suslova E. M. SOCIAL-ECONOMIC RELATIONS AS COMPLEX OF TECHNICAL-ECONMIC, ORGANIZING-ECONOMIC, СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ AND LEGAL RELATIONS

Given article is devoted consideration of social and economic relations as complex organizational-economic, technical and economic, cultural and legal relations taking into account specificity of regional and sub regional level of economy.

Keywords: society, social and economic relations, социокультурные relations, legal relations, organizational-economic relations, technical and economic relations.

Раздел 2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ РАЗВИТИЯ КОРПОРАТИВНЫХ СТРУКТУР В ИНВЕСТИЦИОННО-СТРОИТЕЛЬНОМ КОМПЛЕКСЕ

Глава 5. Экономико-правовой механизм функционирования строительных организаций

ИСК состоит из юридических лиц, имеющих в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечающих по своим обязательствам этим имуществом. Они имеют самостоятельный баланс и право осуществлять экономическую деятельность в соответствии с действующим законодательством.

На 1 января 2000 г. в ИСК страны функционировало 136,7 тыс. организаций, в том числе с численностью работников до 100 чел. – 131 тыс. (на начало 1997 г., соответственно, 134,6 и 125 тыс.) .

После принятия ГК РФ (Ч. 1) термин "предприятие" сохранен только для группы предприятий, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Все остальные юридические лица получили название организаций, которые подразделяются на коммерческие – основной целью которых является извлечение прибыли и некоммерческие – их главная цель не связана с извлечением и распределением прибыли между участниками. ГК РФ определены также формы, в которых могут создаваться организации.

Одновременно термин "предприятие" применяется для обозначения определенного вида объектов права. В этом смысле предприятие - определенный имущественный комплекс, используемый для осуществления предпринимательской деятельности, в который входят: земельные участки, здания, сооружения, оборудование, инвентарь, сырье, продукция, права требования, долги, а также права обозначения, индивидуализирующие предприятие, его продукция, работы и услуги, товарные знаки, знаки обслуживания и другие исключительные права.

Предприятие как единый имущественный комплекс создается на базе вновь образованных коммерческих организаций из взносов их учредителей и участников, а также из доходов от последующей производственной деятельности.

В соответствии с родом производственной деятельности в качестве организаций могут выступать: домостроительные комбинаты; заводы железобетонных изделий и конструкций; проектно-строительные, подрядные и субподрядные строительно-монтажные организации.

В строительстве утвердилось многообразие форм собственности (рис. 2.1). Доля негосударственного сектора в общем объеме работ, выполненных по договорам строительного подряда, достигла 88 %. В федеральной собственности находится 1099 организаций, выполнивших 11,8 % от общего объема подрядных работ . Организации частного сектора экономики различаются в зависимости от того, одно или несколько лиц являются их владельцами; от ответственности за деятельность организации, способа включения единоличных капиталов в общий капитал организации. Общественный сектор экономики - это государственные (федеральные и субъектов РФ) и муниципальные предприятия.

Рис. 2.1. Типология организаций (предприятий) по формам собственности

Особняком стоит предпринимательская деятельность граждан (физических лиц) без образования юридического лица (имеются в виду индивидуальные предприниматели, прошедшие государственную регистрацию). Индивидуальный предприниматель отвечает по своим обязательствам всем своим имуществом.

Значительное развитие получили малые предприятия. Их число в ИСК страны составляет более 120 тыс., а объем подрядных работ достиг немногим более 25 % .

Законом РФ № 88-ФЗ от 14 июня 1995 г. "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" установлен единый показатель, позволяющий относить коммерческие организации к категории "малых" по предельной численности персонала по отраслям: в промышленности, строительстве и на транспорте - 100 чел.; в науке и научном обслуживании - 60 чел.; в сельском хозяйстве - 60 чел.; в оптовой торговле - 50 чел.; в розничной торговле и бытовом обслуживании населения – 30 чел.; в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности - 50 чел.

Согласно этому закону "под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия РФ, субъектов РФ, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25 процентов, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25 процентов...". Т.е. чисто финансовый показатель дополняется ограничением в отношении вида собственности малого предприятия (качественной характеристики).

Многопрофильные организации относятся к малым по критериям того вида деятельности, который занимает наибольшую долю в объеме реализации продукции (работ, услуг).

Опыт показывает, что для наибольшей эффективности малого предприятия необходима специализация на определенном виде деятельности. Чрезмерно многопрофильные организации, как правило, характеризуются меньшей финансовой стабильностью и не выдерживают конкуренции. Поэтому государственную поддержку получают те малые предприятия, которые стремятся к повышению уровня специализации.

Выделение какого-либо вида деятельности в качестве преобладающего может повлечь за собой существенные изменения в структуре производства. Можно сузить какое-либо направление деятельности и за его счет расширить другое. Естественно, сокращать направления деятельности, обеспеченные заказами и имеющие устойчивый доход, нецелесообразно. Иногда следует пойти по пути выделения какого-либо направления в самостоятельное малое предприятие. Важно, чтобы ведущий вид деятельности был таковым в рамках годового объема хозяйственного оборота. Это означает, что в отдельные периоды (квартал, полугодие) он может составить меньшую часть объема, зато в другой период – большую. Главное – соблюдение необходимой пропорции за год.

Применение еще одного финансового показателя - объема реализованной продукции – в нашей стране затруднено из-за незавершенности реформы ценообразования и высоких темпов инфляции.

По структуре коммерческие организации делятся на узкоспециализированные, многопрофильные и комбинированные.

Узкоспециализированными считаются организации, которые изготавливают ограниченный ассортимент продукции массового или крупносерийного производства, например, производят кирпич, цемент, керамическую плитку, железобетонные изделия, столярные изделия, выполняют специализированные виды работ (сантехнические, электромонтажные и пр.).

Многопрофильные организации , которые чаще всего встречаются в промышленности и сельском хозяйстве, выпускают продукцию широкого ассортимента и различного назначения. В промышленности они могут специализироваться одновременно на изготовлении компьютеров, морских судов, автомобилей, детских колясок, холодильников, станков, инструментов, перевозке грузов; в сельском хозяйстве - на выращивании зерна, овощей, фруктов, скота, кормов и т. д. .

По мере усиления конкуренции многие узкоспециализированные организации, экономически окрепнув, резко расширяют ассортимент продукции и услуг, захватывая новые рынки сбыта. В строительной отрасли строительно-монтажные организации приобретают профиль организаций строительной индустрии и становятся диверсифицированными. Одновременно они могут заниматься, например, выпуском кирпича, изготовлением строительно-монтажных заготовок, подрядной деятельностью, транспортными и коммерческими операциями.

Диверсификация – основное направление предпринимательской деятельности конца XX в. Некогда специализированные организации в течение короткого промежутка времени трансформировались в новую категорию - организации, выполняющие разнородные виды предпринимательской деятельности. В этом случае группировка организаций по отраслям теряет смысл - группируется только продукция.

Комбинированные организации в строительстве тоже встречаются. Суть их в том, что один вид сырья или готовой продукции в одной и той же организации превращается (параллельно или последовательно) в другой, а затем – в третий.

В соответствии с российским законодательством организации разделяются на две группы: коммерческие и некоммерческие (рис. 2.2).

Все юридические участники предпринимательской деятельности, независимо от отрасли производства, имеют четко определенные организационно-правовые формы (рис. 2.3) и могут производить продукцию, выполнять работы и оказывать услуги.

С экономической точки зрения эти три вида деятельности имеют одинаковый статус.

Анализируя ГК РФ (Ч. 1), мы видим, что организационно-правовые формы организаций по действующему законодательству коренным образом изменились:
- нет индивидуальных (семейных) частных предприятий (ИЧП);
- разделенные по своему статусу муниципальные и государственные предприятия выступают теперь в другом качестве – на праве хозяйственного ведения и на праве оперативного управления;
- имевшие одинаковый статус товарищества с ограниченной ответственностью (ТОО) и акционерные общества закрытого типа (АОЗТ) теперь фигурируют в разных качествах – как общество с ограниченной ответственностью (ООО) и закрытое акционерное общество (ЗАО);
- полные товарищества (ПТ), которые раньше не были юридическими лицами, теперь стали таковыми;
- акционерные общества (АО) стали теперь закрытыми и открытыми вместо АОЗТ и АООТ;
- объединения организаций стали некоммерческими организациями.

Рис. 2.2. Типология организаций по степени предпринимательской деятельности

Рассмотрим более подробно типы коммерческих организаций, представленных на рис. 2.3.

Рис. 2.3. Организационно-правовые формы коммерческих организаций

XT и хозяйственные общества (ХО) представляют собой коммерческие организации с разделенным на доли (вклады) учредителей (участников) уставным (складочным) капиталом. Различия между XT и ХО проявляются применительно к их более конкретным формам в способах их образования и функционирования, характеристиках субъектов, степени материальной ответственности этих субъектов и т.д.

ГК РФ четко разделяет товарищества – объединения лиц, требующие непосредственного участия учредителей в их деятельности, и общества – объединения капитала, не требующие такого участия, но предполагающие создание специальных органов управления.

ХТ могут существовать в двух формах: ПТ и товарищество на вере (коммандитное) (ТВ или КТ).

В ПТ все его участники (полные товарищи) занимаются предпринимательской деятельностью от имени товарищества и несут полную материальную ответственность по его обязательствам своим имуществом. Каждый его участник может действовать от имени товарищества, если учредительным договором не установлен иной порядок. Прибыль ПТ распределяется между участниками, как правило, пропорционально их долям в складочном капитале. По обязательствам ПТ, его участники несут солидарную ответственность своим имуществом.

ТВ (КТ) признается такое, в котором наряду с полными товарищами имеются вкладчики (коммандитисты), не принимающие участия в предпринимательской деятельности товарищества и несущие ограниченную материальную ответственность в пределах внесенных вкладов. По существу, ТВ (КТ) является усложненной разновидностью ПТ.

ХТ могут создаваться в России в формах обществ с ограниченной и дополнительной ответственностью, а также АО.

ООО - это общество, уставный капитал которого разделен на доли участников, несущих материальную ответственность только в пределах стоимости внесенных ими вкладов. В отличие от товариществ в ООО создается исполнительный орган, осуществляющий текущее руководство его деятельностью.

Достоинствами ХТ являются объединение организационных усилий, а также материальных и финансовых средств участников, взаимодополнение и взаимозаменяемость участников в осуществлении предпринимательской деятельности, коллективизм в управлении, более высокая вероятность получения кредитов. К недостаткам следует отнести сильную зависимость от партнеров и их способностей осуществлять предпринимательскую деятельность, солидарную и полную материальную ответственность (что, впрочем, может считаться достоинством с точки зрения кредитора), недостаточность, хотя и в меньшей степени, финансовых средств (отчасти это преодолевается в ТВ (КТ)). Ряд схожих характеристик присущ и производственным кооперативам (ПрК).

Общество с дополнительной ответственностью (ОДО) является, по существу, разновидностью ООО. Его особенностями выступают: солидарная субсидиарная ответственность участников по обязательствам ОДО своим имуществом в одинаковом для всех кратном размере к стоимости их вкладов, определяемом в учредительных документах; разделение при банкротстве одного из участников ОДО его ответственности по обязательствам общества между другими участниками пропорционально их вкладам.

Общества с ограниченной и дополнительной ответственностью лишены некоторых недостатков, присущих товариществам. Принцип ограниченной ответственности позволяет вовлечь в предпринимательство дополнительные капиталы и субъекты. Однако это вовлечение не безгранично.

АО - это общество, уставный капитал которого состоит из номинальной стоимости акций общества, приобретенных акционерами, и, соответственно, разделяется на это число акций, а его участники (акционеры) несут материальную ответственность лишь в пределах стоимости принадлежащих им акций. АО подразделяются на ОАО и ЗАО. Участники ОАО могут отчуждать свои акции без согласия других акционеров, а само общество имеет право проводить открытую подписку на выпускаемые акции и их свободную продажу. В ЗАО акции распределяются по закрытой подписке только среди его учредителей или иного заранее определенного круга лиц, причем количество учредителей в российском законодательстве ограничивается 50 лицами.

ОАО отличают широкие возможности привлечения финансовых средств за счет продажи акций многочисленным покупателям, более качественный менеджмент, ограниченная материальная ответственность участников. Вместе с тем им присущи и недостатки, среди которых назовем возможность бюрократизации управления, спекулятивных операций и злоупотреблений, менее высокую оперативность деятельности, сильную зависимость от конъюнктуры фондового рынка.

ПрК представляет собой добровольное объединение граждан на основе членства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности, основанной на их личном трудовом или ином участии и объединении его членами (участниками) имущественных паевых взносов. Особенностями ПрК являются приоритетность производственной деятельности и личного трудового участия его членов, разделение имущества ПрК на паи его членов наряду с возможным образованием неделимых фондов ПрК, распределение прибыли между его членами в соответствии с их трудовым участием, необходимость согласия кооператива на передачу пая не члену ПрК, наличие количественных ограничений по минимальному числу членов (не менее 5) и др. Различные типы ПрК представлены на рис. 2.4.

Рис. 2.4. Типы кооперативов

Опыт функционирования ПрК показал невысокую эффективность организаций, находящихся в собственности трудовых коллективов. Одной из основных причин является слабость управленческой и коммерческой деятельности ПрК, ибо не все его работники могут быть менеджерами.

Не менее важным фактором, ограничивающим возможности кооперативной формы хозяйствования, является устойчивый приоритет интересов текущего потребления над потребностями развития производства и, как следствие, низкая заинтересованность в инвестировании значительных средств на цели развития.

В то же время ПрК являются эффективным инструментом мобилизации материальных, трудовых и финансовых ресурсов именно мелкого производства. Только в редких случаях, когда она действительно объединяла небольшой коллектив единомышленников, кооперация показывала лучшие результаты, нежели иные формы рыночного хозяйства. Кооперация возникает только там, где эта форма востребована экономическими условиями. Искусственно созданные ПрК в начале 90-х гг. трансформировались в ООО и АО различных типов.

К государственным (ГУП) и муниципальным (МУП) унитарным предприятиям (УП) относятся предприятия, не наделенные правом собственности на закрепленное за ними собственником имущество. Это имущество находится в государственной (федеральной или субъектов РФ) или муниципальной собственности и является неделимым. Различают два вида УП (табл. 2.1) :

Основанные на праве хозяйственного ведения (обладают более широкой экономической самостоятельностью, во многом действуют как обычные товаропроизводители, причем собственник имущества, как правило, не отвечает по обязательствам такого предприятия);

Основанные на праве оперативного управления (казенные предприятия); во многом напоминают предприятия в условиях плановой экономики, государство несет субсидиарную ответственность по их обязательствам при недостаточности их имущества.

Таблица 2.1.

Виды унитарных предприятий

Унитарное предприятие

Имущество находится

Создается по решению

Ответственность предприятия

На праве хозяйственного ведения

В государственной или муниципальной собственности

Уполномоченного на то государственного (муниципального) органа

Собственник не отвечает по обязательствам предприятия

На праве оперативного управления (федеральное казенное предприятие)

В государственной собственности

Правительства РФ

Предприятие отвечает по всем своим обязательствам всем имуществом и не отвечает по обязательствам собственника. Субсидиарную ответственность по обязательствам казенного предприятия несет правительство РФ

Устав УП утверждается уполномоченным государственным (муниципальным) органом и содержит:
- наименование предприятия с указанием собственника (для казенного – с указанием на то, что оно является казенным) и места нахождения;
- порядок управления деятельностью, предмет и цели деятельности;
- размер уставного фонда, порядок и источники его формирования.

Уставный фонд УП полностью оплачивается собственником до государственной регистрации. Размер уставного фонда - не меньше 1000 размеров минимальной месячной оплаты труда на дату представления документов на регистрацию. Если стоимость чистых активов по окончании финансового года меньше размера уставного фонда, то уполномоченный орган обязан уменьшить уставный фонд, о чем предприятие извещает кредиторов. Имущественные права УП представлены в табл. 2.2. УП может создать дочерние УП путем передачи им части имущества в хозяйственное ведение .

Таблица 2.2

Имущественные права унитарного предприятия и собственника

УП на праве хозяйственного ведения

Казенное предприятие

Владеет, пользуется и распоряжается имуществом. Собственник решает вопросы: создания, реорганизации и ликвидации предприятия; определения предмета и целей его деятельности; контроля за использованием и сохранностью имущества. Собственник имеет право на получение части прибыли

Владеет и пользуется имуществом в соответствии с целями своей деятельности и заданиями собственника. Распоряжается имуществом лишь с согласия собственника. Самостоятельно реализует продукцию, если иное не установлено правовыми актами. Собственник вправе изъять лишнее или не по назначению используемое оборудование

Достоинствами УП являются нацеленность на реализацию общественно значимых задач и более высокая степень защищенности; главным недостатком - ограниченная экономическая самостоятельность (особенно у казенных предприятий).

Принимая решение о выборе организационно-правовой формы, учредитель, во-первых, определяет требуемый уровень и объем возможных прав и обязательств в зависимости от профиля и содержания будущей предпринимательской деятельности, возможного круга партнеров, существующего законодательства. Одно дело, когда предприниматель планирует осуществлять ряд разовых деловых проектов, но совсем другое - когда предпринимательская идея сводится к долговременному повторению одного и того же производственного цикла. В одних случаях предпринимательская идея может осуществляться более или менее изолированно от обязательных партнерских связей, без тесной кооперации с партнерами в процессе производства (к примеру, в консультационной организации), в других – такая кооперация необходима (например, при строительной деятельности).

При этом выбор наиболее целесообразной (с точки зрения предпринимателя) формы организации деятельности следует соотносить с возможностями, которые предоставляет действующее законодательство, особенно при решении о зарубежном инвестировании. При осмыслении этих проблем предприниматель принимает решение о правовом статусе учреждаемой организации.

На рис. 2.5 представлена схема взаимодействия участников ХТ или ХО, в табл. 2.3 – сравнение организаций различных организационно-правовых форм на примере АО и ООО .

Рис. 2.5. Взаимодействие участников хозяйственных товариществ и обществ

Таблица 2.3

Сравнение акционерного общества и общества с ограниченной ответственностью

Признаки

Акционерное общество (АО)

Общество с ограниченной ответственностью (ООО)

Деление уставного капитала

Разделение на акции одинаковой номинальной стоимости

Разделение на доли определенного размера

Ответственность участников

Участники (акционеры) не отвечают по обязательствам АО, несут риск убытков в пределах их акций

То же

Солидарная ответственность

Если вклад внесен не полностью, акционеры несут солидарную ответственность в пределах неоплаченной части вклада пропорционально их части акций

Правовое положение

Регламентировано ГК и законом

Максимальное число участников

В открытом АО – не ограничено, в закрытом – не более 50

Не более 50

Минимальное число участников

Не может иметь единственного учредителя другое общество, состоящее из одного лица

Учредительные документы

Определены законом: учредительный договор, устав

Размер уставного капитала

Минимальный размер определен законом: для открытых АО – 1000 МРОТ, для закрытых – 100 МРОТ

Не менее 100 МРОТ

Ограничение по акциям (долям)

Доля привилегированных акций – не более 25% от их числа

Не устанавливается

Органы управления

Строго регламентированы законом: общее собрание, совет директоров (наблюдательный совет), правление

Определено в общих чертах – собрание и исполнительный орган (коллективный и единоличный)

Публикация сведений

Открытое акционерное общество публикует сведения в открытой печати: годовой отчет, бухгалтерский баланс, счет прибылей и убытков

Публикация не требуется

Переход доли

В открытых АО – не регламентирован, в закрытых АО – преимущественное право предоставлено акционерам этого АО

Прежде всего участникам ООО, допускается третьим лицам, наследникам, с согласия остальных

Выход участника

Независимо от других участников

Реорганизация и ликвидация

Добровольно – на основании общего собрания или по суду

Правовая форма организации, ее права и обязанности закрепляются в уставе. Устав принимается (одобряется, утверждается) исключительно учредителем. Если в качестве такового выступает группа лиц, то устав рассматривается и принимается всеми учредителями на общем собрании или конференции. Это находит отражение в учредительном договоре, который подписывают все его участники. Они же подписывают и устав. Эти документы (плюс протокол собрания или конференции учредителей) необходимы для государственной регистрации учреждаемой организации и внесения его в государственный реестр.

Устав является важным юридическим документом и к его составлению нужно относиться предельно внимательно. При разработке устава следует исходить из требований законодательных актов, действующих на территории РФ, которыми определяются права собственности, а также права и обязанности организаций в процессе осуществления хозяйственной деятельности. В уставе частной организации должны быть отражены:
- наименование организации с указанием ее организационно-правовой формы, фамилия собственника имущества и название организации. В наименовании организации могут не фигурировать указания на вид хозяйственной деятельности, т. е. "коммерческое", "производственное";
- данные об учредителе (учредителях); если в организации приняли участие несколько членов семьи - их фамилии, имена, отчества, места жительства;
- адрес организации;
- предмет и виды деятельности;
- порядок образования имущества, в том числе право собственности на имущество организации;
- порядок распределения прибыли и покрытия убытков;
- управление организацией и компетенция органов управления;
- условия ликвидации и реорганизации организации .

ГК РФ предусматривает обязательное образование уставных (складочных) капиталов во всех ХТ и ХО. Образование уставного фонда предусмотрено и в УП, и в ПрК. При этом следует отметить, что уставный (складочный) капитал представляет собой общую стоимость имущества, вносимого всеми учредителями (участниками) в качестве оплаты приобретаемого права в ХО или ХТ .

Имущественной основой деятельности ХО служит уставный капитал, а ХТ ¾ складочный капитал. Вклад в уставный (складочный) капитал организации признается финансовым вложением на основании соответствующей записи в учредительных документах создаваемой организации. Порядок и сроки внесения вкладов в уставные (складочные) капиталы определяются следующими документами: для ХТ - учредительным договором, для ООО - уставом и учредительным договором, для АО - договором об учреждении.

При учреждении АО уставной капитал разбивается на акции, которые должны быть распределены среди учредителей. После выпуска акций (эмиссии) АО обязаны зарегистрировать в региональном отделении Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг (РО ФКЦБ) отчеты о первичной эмиссии. В противном случае, с точки зрения закона, считается что у АО нет уставного капитала и в дальнейшем ему запрещаются любые действия со своими ценными бумагами. ФКЦБ своим решением может приостановить и размещение первичного выпуска акций, а также налагать штрафы.

На рис. 2.6 и в табл. 2.4 показаны способы участия, права и обязанности участников ХТ, а также обеспечение права собственности их участников, выражающееся в свободе выхода из ХТ и получении своей доли.

Рис. 2.6. Участие членов хозяйственных обществ и товариществ в управлении

Таблица 2.4

Права и обязанности участников хозяйственных обществ и товариществ

Права

Обязанности

Участвовать в управлении делами товарищества (кроме вкладчиков ХТ и владельцев привилегированных акций АО). Получать информацию о деятельности ХО (ХТ) и знакомиться с его документацией. Принимать участие в распределении прибыли. Получать часть оставшегося при ликвидации ХО (ХТ) имущества.

При ликвидации ХТ на вере вкладчики имеют преимущественное право на получение вкладов перед товарищами

Вносить вклады, оговоренные учредительными документами. Участники ХТ должны внести не менее половины своего вклада к моменту регистрации ХТ, остальное - в сроки, установленные учредительным договором.

При нарушении – участник вносит 10% годовых с невнесенной части вклада и возмещает убытки.

Не разглашать конфиденциальную информацию о ХО (ХТ)

Когда речь идет о типе организаций, чаще всего подразумевается способ принятия решений, а уже потом – форма собственности. Согласно этому критерию выделяют два типа организаций: 1) предпринимательские организации – производственные структуры, в которых предприниматель берет на себя функцию единоличного принятия решений; 2) самоуправляющиеся организации – производственные структуры, в которых решения, касающиеся деятельности организации, принимаются на коллективной основе. В состав правления организации в таком случае входят представители коллектива работающих . Такой тип организаций характерен для скандинавских стран.

Органами управления АО являются (рис. 2.7):
- общее собрание акционеров (высший орган);
- совет директоров (наблюдательный орган);
- единоличный исполнительный орган (генеральный директор) или коллегиальный исполнительный орган (исполнительная дирекция);
- ревизионная комиссия, которая является органом внутреннего контроля за финансово-хозяйственной и правовой деятельностью общества.

Рис. 2.7. Корпоративное руководство в открытом акционерном обществе (возможный вариант)

Право на участие в управлении делами владельцы голосующих акций реализуют через участие в собрании акционеров общества. Однако общее собрание акционеров может рассматривать и принимать решения только по вопросам, отнесенным федеральным законом "Об акционерных обществах" к его компетенции , причем перечень данных вопросов не может быть расширен (но может быть сужен) по усмотрению самих акционеров. Эти вопросы разделены на 4 группы:

1) вопросы, составляющие исключительную компетенцию общего собрания. Они не могут быть переданы в компетенцию совета директоров и исполнительных органов общества;

2) вопросы, которые, хотя и отнесены Законом к исключительной компетенции общего собрания, но могут быть переданы в ведение совета директоров (образование исполнительного органа общества и досрочное прекращение его полномочий, принятие решения об увеличении уставного капитала и внесение соответствующих изменений и дополнений в устав общества);

3) вопросы, которые из ведения общего собрания могут быть переданы либо совету директоров, либо исполнительному (коллегиальному или единоличному) органу;

4) вопросы, решения по которым наряду с общим собранием могут принимать и другие органы общества (например, решение о проверке финансово-хозяйственной деятельности общества ревизионной комиссией или аудитором).

В уставе может содержаться ограничение на право собрания принимать решения по определенным вопросам его компетенции. Закон устанавливает, что общее собрание может рассматривать ряд важных вопросов только по предложению совета директоров (если иное не предусмотрено уставом). Общие собрания и заседания совета директоров в соответствии с уставом ведет председатель совета директоров.

На рис. 2.7 отражена схема управления, предполагающая наличие или назначение сильного единоличного исполнительного органа (генерального директора). Однако в соответствии с Законом АО может управлять наемный менеджер, назначаемый советом директоров, с ежегодным продлением его полномочий (рис. 2.8). Место "сильного" генерального директора, избираемого общим собранием, в данной схеме занимает председатель совета директоров (который, как правило, является крупнейшим акционером).

Рис. 2.8. Корпоративное руководство в открытом АО (возможный вариант)

Конкретный механизм образования, функционирования, реорганизации и ликвидации АО подробно описан в ГК и в федеральном законе "Об акционерных обществах".

На рис. 2.9 представлена схема управления ПрК. По способу принятия решений ПрК относится к самоуправляющимся организациям, где решения принимаются на основе "один человек - один голос" .

Рис. 2.9. Органы управления в производственном кооперативе

ГК РФ (ст. 49) наделил лица, занимающиеся предпринимательством (исключение составляют УП), общей, а не специальной (целевой) правоспособностью. Это дает им возможность участвовать во всех видах предпринимательской деятельности без изменения учредительных документов и осуществлять любые виды деятельности, не запрещенные законом. Вместе с тем отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, можно заниматься только на основании специального разрешения (лицензии).

Согласно ГК РФ (ст. 48) юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом; может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные имущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юридические лица должны иметь самостоятельный баланс и смету .

Различие между юридическим и неюридическим лицом состоит в следующем:
- юридическое лицо действует на основании устава; его права и обязанности определены законом. Неюридическое лицо действует на основании положения, утвержденного вышестоящим органом;
- юридическое лицо целиком и полностью отвечает по своим обязательствам принадлежащим ему имуществом. Неюридическое лицо тоже отвечает по своим обязательствам, однако, если этой ответственности недостаточно, то по его обязательствам отвечает орган, утвердивший положение;
- в форме неюридического лица могут выступать филиалы и представительства.

Настоящий обзор был бы неполным, если бы мы не рассмотрели некоммерческие организации. В соответствии со ст. 50, п. 3 ГК РФ некоммерческие организации – это организации, не ставящие извлечение прибыли в качестве основной цели. Предпринимательство при этом осуществляется лишь в той степени, в какой это служит достижению уставных целей.

Потребительский кооператив (ПК) создается на основе добровольного объединения граждан и юридических лиц с целью удовлетворения материальных и иных потребностей участников путем объединения имущественных паевых взносов.

Доходы от предпринимательской деятельности распределяются между членами ПК. Устав ПК должен содержать: 1) наименование (включает указание на основную цель деятельности и слова "Кооператив", или "Потребительский союз", или "Потребительское общество"; 2) место нахождения; 3) порядок управления деятельностью, состав и компетенцию органов управления, порядок принятия решений; 4) размер паевых взносов, порядок их внесения и ответственность за просрочку; 5) порядок возмещения членам ПК понесенных ими убытков. Виды таких ПК – ЖСК, ГСК и т. д.

Общественные и религиозные организации – добровольные объединения граждан на основе общности интересов для удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей. Участники не отвечают по обязательствам организации, а организация – по обязательствам участников. Предпринимательская деятельность допускается только в соответствии с целями организации, например, продажа книг Союзом писателей.

Фонды создаются на основе добровольных взносов для реализации общественно полезных целей гражданами и юридическими лицами, которые не отвечают по обязательствам фонда, так же как фонд – по обязательствам своих учредителей. Предпринимательская деятельность допускается только в соответствии с целями фонда. Фонд вправе создавать ХО или участвовать в нем.

Учреждения создаются собственниками имущества для осуществления управленческих, социально-культурных и иных функций некоммерческого характера, финансируемых (полностью или частично) учредителем. Отвечают по обязательствам своими средствами, при их недостаточности субсидиарную ответственность несет собственник. Учреждение владеет и пользуется имуществом в соответствии с целями своей деятельности и заданиями собственника.

Отдельного внимания заслуживают хозяйственные объединения, которые могут быть как коммерческими, так и некоммерческим (рис. 2.10). Они создаются по договору для защиты общих интересов и в целях координации и не отвечают по обязательствам членов, в то время как члены объединений отвечают в порядке, определенном в учредительных документах.

Рис. 2.10. Классификация видов хозяйственных объединений, функционирующих в России

При необходимости ведения предпринимательской деятельности объединение преобразуется в ХТ или ХО, либо создает ХО для этих целей. Учредительными документами объединения являются учредительный договор, подписываемый членами объединения, и устав, утверждаемый членами объединения. Структура устава включает: наименование с указанием на предмет деятельности и слово "Союз" или "Ассоциация"; место нахождения; порядок управления деятельностью, состав и компетенцию органов управления и порядок принятия решений; сведения о судьбе имущества при ликвидации объединения. Члены объединения могут безвозмездно пользоваться его услугами.

По окончании финансового года член объединения вправе выйти из него или может быть исключен по решению остающихся участников в порядке, установленном учредительными документами. Выходящий (исключенный) член объединения несет субсидиарную ответственность по обязательствам объединения в течение двух лет с момента выхода.

В российской экономике практически завершилась первоначальная стадия формирования корпоративного ("среднего") звена хозяйствования. В основном это звено представлено финансово-промышленными корпорациями (и не только имеющими официальный статус "финансово-промышленная группа" (ФПГ)). В перспективе роль интегрированных корпоративных структур в отечественной экономике будет возрастать, в связи с чем будет повышаться уровень требований не только к обоснованию общей стратегии и тактики поведения участников корпорации на рынках (в том числе и на инвестиционно-строительном), но и к налаживанию механизмов взаимодействия между управляющими компаниями корпораций и остальными участниками; подготовке и реализации совместных инвестиционных программ, аккумулированию финансовых ресурсов отдельных организаций-участников, проведению консолидированных подходов к управленческому учету и анализу, задействованию ответственности и т.д.

В этот период резко актуализируются задачи отработки рациональных форм и методов взаимодействия крупных корпораций с региональными органами власти.


В западной экономической науке выделяют специальный раздел – теорию экономики, управляемой трудом. Эта теория связана с изучением организаций, основанных на кооперативных (в основном) началах, т. е. самоуправляющихся организаций, в которых решения принимаются на основе принципа "один человек – один голос".

Предыдущая

Жизнеспособность современной организации обеспечивается обменными процессами с со средой, которые ускладняються с развитием технико-технологических средств производства, усилением в них роли человека, требуют изменения концепции менеджмента, ориентации его на комплексное управление экономическими и социальными процессами.

Система управления организацией формирует основу любой социально-экономической системы. Она состоит из следующих компонентов (подсистем):

Управляющей подсистемы, которая содержит статическую (субъекты управления) и динамическую (процессы управления - планирование, организация, анализ, контроль, учет и т.д., которые обеспечивают реализацию общих и конкретных функций управления) функциональные подсистемы;

Подсистем обеспечения (нормативно-правовое, организационное, учетно-аналитическое, финансовое, кадровое, информационное и т.д.), должны создавать благоприятные условия для функционирования основных подсистем управления организацией;

Механизма управления (совокупность организационных, экономических, социально-психологических и других методов управления), который определяет, в частности, цели, принципы, способы управления объектами и процессами.

Механизм - (от греческого mechodos - машина) последовательность состояний, процессов, определяющих собой определенное явление, действие.

В научной литературе термин "механизм управления" является широко применяемым, но существует много различных точек зрения относительно его формулировки. В общем в экономической и управленческой науке "механизм" означает "внутреннее строение, систему чего-либо".

Механизм содержит определенную последовательность экономических явлений: его составляющими элементами одновременно выступают входящие и исходящие явления, а также весь процесс, который происходит в интервалах между ними. Механизм является естественной системой, определяет необходимый взаимосвязь, которая возникает между различными экономическими явлениями .

Различают также два основных подхода к определению понятия "механизм":

Структурно-организационный;

Структурно-функциональный.

Структурно-организационный подход определяет механизм как совокупность определенных составных элементов, создающих организационную основу определенных явлений и процессов.

Структурно-функциональный подход акцентирует внимание не только на организационной основе его построения, но и на его динамике, реальном функционировании.

Статику механизма управления определяют субъекты и объекты управления, составляют организационно-структурную основу механизма, а динамику - комплекс связей и взаимодействие между ними.

Механизм управления рассматривают как составную часть системы управления, обеспечивает действенное влияние на факторы, состояние которых обусловливает результат деятельности объекта управления.

Комплексный механизм управления должен быть построен как относительно самостоятельная система, то есть необходимо определить его структуру, установить взаимосвязь между элементами, проанализировать их функции и способность действовать целенаправленно со своими особенностями. Это позволяет рассматривать его как результативный способ познания реальной действительности и научно обоснованного влияния на процессы, которые происходят в организации, отвечающей требованиям системного подхода.

Кроме того, механизм управления как сложная управленческая категория включает :

Цели управления (ЦУ)

Количественный аналог целей (КУ) - критерии управления;

Факторы управления (ЧУ) - элементы управления и их связи на которые осуществляется воздействие для достижения поставленных целей;

Методы взаимодействия на указанные факторы управления (МВ)

Ресурсы управления (РУ) - материальные и финансовые ресурсы, социальный потенциал, с помощью которых и при использовании соответствующего метода управления обеспечивается достижения указанной цели.

Соответственно, для конкретного объекта механизм управления можно отобразить функционалом:

Синхронизация основных функций отдельных механизмов управления в составе комплексного механизма способствует созданию таких условий функционирования, которые бы обеспечили максимальную эффективность и результативность менеджмента.

- это взаимосвязанная система элементов организационно-экономического, мотивационного и правового воздействия на процесс управления организацией.

является сложным и системным образованием, органично сочетает в себе такие составляющие элементы (механизмы) (рис. 3.1):

Рис. 3.1 -

- Экономический (методы планирования и прогнозирования, методы и инструменты управления материально-технической, финансовой, инвестиционной и инновационной подсистемой)

- Мотивационный (совокупность командно-административных и социально-экономических стимулов, побуждающих персонал к высокоэффективной работы);

- Организационный (объекты, субъекты управления, их цели, задачи, функции, методы управления, организационные структуры и результативность их функционирования);

- Правовой (нормативно-правовое обеспечение управления: Хозяйственный кодекс, Кодекс законов о труде, Гражданский кодекс, Налоговый кодекс, законы и постановления Верховной Рады Украины, постановления и распоряжения Кабинета министров Украины, методические рекомендации и инструкции).

Рассмотрим более подробно элементы и инструменты приведенных механизмов.

Экономический механизм определяет возможные способы поддержания надлежащего состояния объектов управления, обоснованные пути развития системы и методы привлечения ресурсов для этого.

Экономический механизм имеет целью сбалансировать общую эффективность управления функционированием организации и формирует систему аналитических соотношений, на базе которых устанавливается система результативных взаимосвязанных индикаторов.

Экономические методы управления - это способы достижения экономических целей управления на основе реализации требований экономических законов (финансирование, ценообразование, хозяйственный расчет, коммерческий расчет и т.п.). Традиционно экономические инструменты рассматриваются как управленческий контроль за принятием решений в текущей деятельности организации с целью роста прибыльности, рентабельности и укрепления финансового состояния организации.

Мотивационный механизм должен выступать комплексом методов, способов и форм заинтересованности в достижении лучших социально-экономических результатов управления элементами системы. Заинтересованность способствует возникновению стимулов для достижения субъектами управления определенных целей, чем обусловливается инициирования определенной активности субъектов управления в динамических условиях внешней и внутренней среды.

Среди многообразия экономических методов мотивации можно выделить, например, методы экономического стимулирования. Экономическое стимулирование - это метод управления, который опирается на экономические интересы работников. Его основу составляет формирование доходов предприятия и каждого работника в зависимости от личного вклада.

Экономическое стимулирование опирается на следующие основные принципы:

Взаимосвязь и согласованность целей экономического стимулирования с целями развития организации;

Дифференциация экономического стимулирования, направленная на реализацию необходимых изменений в структуре производства;

Сочетание экономического стимулирования с другими методами мотивации;

Сочетание экономического стимулирования экономические санкции, предусматривающие материальную ответственность работников.

Организационный механизм управления предприятием - это совокупность различных по своей природе конкретных организационных действий, призванных организовать эффективную деятельность организации как открытой производственно-хозяйственной и социальной системы, действующей в условиях нестабильности внешней среды.

В основе организационного механизма лежат такие процессы, как формирование органов управления организацией, распределение компетенции между ними, формирование системы внутреннего и внешнего документооборота, формирования и закрепления регламентов взаимодействия между управляющей и управляемой подсистемами.

Основным назначением организационного механизма в составе комплексного механизма управления является формирование и усиление организационного потенциала компании как составляющей ресурсов управления, обеспечивающих влияние на факторы производства.

Формирование организационного потенциала достигается путем:

Проектирование структуры организации и ее формирования как целенаправленной производственно-хозяйственной социотехнической системы;

Организации деятельности компании в соответствии с установленными целями деятельности;

Организации информационного обеспечения управления деятельностью компании;

Реструктуризации компании и реорганизации ее деятельности в соответствии с изменениями потребностей общества, целей организации и состояния внешней среды;

Развития мотивации рационализации организационных структур и систем управления.

Правовой механизм должен обеспечивать регулирование правоотношений между субъектами управления. На практике одни правовые нормы усиливают влияние одного из указанных механизмов, а другие правовые нормы при этом теряют потенциальную силу воздействия. Основной задачей правового механизма является устранение количества противоречий из правоотношений участников процесса управления и предоставления им оптимального содержания.

Основной формой реализации и применения административно-правовых методов управления распорядительство и оперативное вмешательство в процесс управления с целью координации усилий участников для выполнения поставленных перед ними задач. Эти методы отличаются от других методов управления четкой адресностью директив, обязательностью выполнения распоряжений и указаний; их невыполнение рассматривается как прямое нарушение исполнительской дисциплины и влечет за собой определенные взыскания.

Приведенные механизмы в совокупности способны обеспечить сбалансированное и эффективное функционирование организации. Каждый отдельный из указанных механизмов должен способствовать конечной цели в процессе управления организацией.