Регламент планирования и развития вэд. Деятельности

Понятие внешнеэкономической деятельности

В условиях развития современной экономики невозможно существование национального хозяйственного комплекса одной отдельно взятой страны без его связей с хозяйственными комплексами других стран. Это обусловлено географическим разделением труда и интеграционными мировыми процессами. Могут взаимодействовать целые государства, а могут и отдельные предприятия. Выход на международный рынок обеспечивает приток в страну иностранной валюты и тех товаров и услуг, которые отсутствуют в стране.

Определение 1

Внешнеэкономической деятельностью называется весь комплекс производственных, организационных и оперативно-коммерческих видов деятельности предприятий и производств, которые ориентированы на экспортно-импортные операции, с учетом особенностей их форм и методов работы, их экономической стратегии и особенностей деятельности их потенциальных партнеров.

Понятие внешнеэкономической деятельности несколько отличается от понятия «внешнеэкономические связи». Отличия состоят в том, что внешнеэкономическая деятельность предполагает действия на уровне производств (предприятий). Наряду с этим предполагается полная свобода в выборе торгового партнера и вида внешнего рынка. Предприятие само определяет ассортимент товаров и цены при проведении экспортно-импортных мероприятий.

Внешнеэкономическая деятельность является частью рыночной сферы. Поэтому она основана на критериях предпринимательства, экономической и юридической независимости.

Коммерческий расчет лежит в основе принципов внешнеэкономической деятельности. Поэтому каждый субъект этого процесса должен правильно учитывать свои материально-технические и валютные возможности, особенности возможных рисков.

Субъекты внешнеэкономической деятельности

Субъектами внешнеэкономической деятельности могут быть как государства, так и отдельные предприятия. В условиях командно-административной политической системы действуют строгие государственные планы. Все основано на государственной собственности на средства производства. Поэтому в условиях подобного общества вся внешнеэкономическая деятельность сосредоточена в руках государства.

Такая картина наблюдалась в Советском Союзе и во многих других социалистических странах в средине $ХХ$ века. Но уже в $80$-е годы произошла демократизация политической системы. Многим предприятиям была разрешена самостоятельная внешнеэкономическая деятельность. Но проходила она под контролем государственного аппарата. Это ограничивало предпринимательскую активность предприятий, а внешнеэкономическая деятельность была не всегда эффективной.

С начала $90$-х годов $XX$ века произошел коренной перелом в экономической жизни постсоциалистических стран. Их экономика перешла на рыночные отношения. Предприятия получили возможность самим определять свою экономическую стратегию и определять экономических партнеров.

Необходимость и значение планирования внешнеэкономической деятельности

Рыночная экономика имеет одну очень характерную черту – неопределенность. Очень многое зависит от колебаний спроса и предложения, От политической и экономической ситуации в мире и в регионах.

Для успешного развития предприятия необходимо планирование. Это тот инструмент, который необходимо взять у командно-административной системы и адаптировать ее к условиям рынка. Особенно важным это является для внешнеэкономической деятельности.

Замечание 1

При планировании своей будущей внешней деятельности предприятия должны учитывать особенности мировой специализации и кооперирования, многообразие связей между фирмами различных стран, особенности ценовой политики на мировом рынке.

Планирование, как инструмент управления внешнеэкономической деятельностью, позволяет правильно оценить и выбрать цели и способы достижения этих целей. С помощью краткосрочных и долгосрочных планов можно добиться наибольшей эффективности своей деятельности на внешнем рынке, избежать неоправданных рисков и потерь.

В зависимости от поставленных целей можно выделить три основных вида планирования:

  • стратегическое,
  • среднесрочное,
  • текущее.

Сами термины определяют особенности этих видов планирования (на длительный период, на средние сроки и краткосрочные планы или прогнозы).

7.1 Сущность и методологические основы планирования ВЭД предприятия

Выход предприятия на внешние рынки и успех оперирования на них зависят от эффективной организации стратегического планирования на предприятии. При этом планирование деятельности фирмы следует рассматривать:

а) как средство реализации общей идеологии фирмы, ее миссии и целей;

б) как одну из функций менеджмента, предполагающую предвидение и принятие мер по управлению реализацией решений в той или иной сфере.

Соответственно, планирование ВЭД-это набор действий и решений, предпринятых руководством фирмы (предприятия, организации), которые обеспечивают достижение целей компании средствами ВЭД на длительную перспективу.

Принципы планирования ВЭД:

1. Принцип единства(холизма), предполагающий,что планирование ВЭД должно иметь системный характер, т.е. быть представлено совокупностью взаимных элементов, взаимодействие между которыми подчинено общей цели;

2. Принцип участия, означающий,что в процесс планирования ВЭД должны вовлекаться все службы и специалисты предприятия, кого он непосредственно затрагивает;

3. Принцип непрерывности и гибкости планирования, находящий отражение, в осуществлении постоянного мониторинга происходящих в результате реализации планов изменений и маневрировании и корректировки планов в случае возникновения непредвиденных обстоятельств;

4. Принцип точности, предусматривающий конкретизацию и детализацию в той степени, в какой позволяют внешние и внутренние условия деятельности фирмы.

Процесс планирования ВЭД заключается в решении задач, вязанных с выбором альтернативных действий:

· По разработке стратегических целей компании: общих и непосредственно внешнеэкономических;

· По оценке ее возможностей и ресурсов (производственных, кадровых, финансовых, управленческих и т.п.);

· По анализу тенденций в области маркетинговой деятельности на зарубежных и внутренних рынках;

· По определению стратегии на перспективу и разработке программ.



На основе решения перечисленных задач осуществляется выработка стратегии. Стратегия компании - это рассчитанная на перспективу система мер, обеспечивающая достижение намеченных компанией целей.

Формирование стратегии включает в себя три этапа:

1. Формирование общей рыночной стратегии компании, т.е. модели поведения фирмы в той или иной конкурентной рыночной ситуации. В данном случае речь идет о стратегии выбора рынков и конкуренции на них. Таким образом, на начальном этапе планирования необходим анализ и оценка внешней деловой среды по ряду факторов: конъюнктурным, научно-техническим, общеэкономическим, социальным и политическим. При выработке общей стратегии могут быть использованы методы конкурентного анализа М. Портера, портфельная модель Бостонской консультационной группы, модель «рынок-продукт».

2. На базе применения указанных моделей и обоснования условий развития деловой внешней среды далее оценивается готовность предприятия для вступления в международный бизнес и выбирается конкретная деловая стратегия:

Стратегия стабильности - сосредоточение на существующих направлениях бизнеса и их поддержка;

Стратегия роста -увеличение компании через проникновение и захват новых рынков;

Стратегия сокращения -может быть реализована на основе отказа от какого-то нерентабельного направления бизнеса;

Стратегия выживания и адаптации -предполагает приспособление компании к требованиям мировой среды, в т.ч. За счет внедрения политики управления качеством, рисками, изменениями политики ценообразования, применение эффективных маркетинговых инструментов и т.п.

3. Определение функциональных стратегий фирмы, т.е. комплекса мероприятий определенных подразделений компании, которые могут развиваться как:

Оборонительные стратегии отражают реакцию предприятия на действия конкурентов и косвенно на потребности и поведение потребителей. В данном случае предприятие может вводить защитные меры, эмитировать поведение конкурентов, занять выжидательную позицию.

Наступательные стратегии включают: активные НИОКР, ориентированные на маркетинг, стратегии слияния, приобретение и, как правило, требуют крупных инвестиций.

Одновременно, при разработке каждой из разновидностей стратегий, фирма должна учитывать объективные ограничения, к которым относятся:

1. Уровень наличных финансовых ресурсов;

2. Размер приемлемого риска;

3. Потенциальные навыки и способности;

4. Отношения в рамках коммуникаций фирмы;

5. Противодействия конкурентов.

Таким образом, стратегическое планирование деятельности компании во внешнеэкономическом пространстве, с одной стороны, основывается на уникальности, более высокого качества и низких цен относительно внутреннего рынка;

· продления жизненного цикла продукции путем ее реализации на новых рынках, характеризующихся более низким уровнем потребностей и платежеспособного спроса;

· обеспечения более полной загрузки производственных мощностей и стабилизации сбыта продукции в результате кооперации;

· минимизации затрат на обновление основного капитала путем использования возможностей международного лизинга;

· повышения качества продукции посредством применения новых технологий, материалов, дизайнерских решений и других средств;

· повышения эффективности вложения капитала, прежде всего в предпринимательской форме для экономии издержек производства, оптимизации производственно-сбытовой сети (приближения к источникам сырья, дешевой рабочей силы и рынкам сбыта), диверсификации деятельности как средства обеспечения финансовой устойчивости, а также повышения прибыли на фоне снижения налоговых отчислений;

· переноса предпринимательской деятельности в страны с более стабильной политической ситуацией, более благоприятным инвестиционным климатом;

· выноса «вредного производства» в страны, в которых действует более либеральное экологическое законодательство.

При этом экономические интересы предприятия формируются в соответствии с законодательно закрепленными принципами осуществления ВЭД: с одной стороны, предприятия самостоятельны в принятии своих решений по выходу на внешние рынки,

Б. Анализ внутренних возможностей 1.Финансовые ресурсы: -нынешние и будущие поступления наличности и потребности в ней, -доступность капитала, в том числе заемного, -возможность перемещения средств, -цели отношения прибылей и дивидендов. 2.Людские ресурсы: -число работников широкого профиля, -мобильность работников. 3.Производственные ресурсы: -использование производственных мощностей и узкие места, -стандартизация продукции и процесса ее производства по международной системе стандартизации, -использование новых технологий в производственном процессе. 4.Влияние среды:-наличие стратегических партнеров-поставщиков сырья, материалов, в том числе зарубежных,-отношение собственности,-циклические и долгосрочные колебания спроса,-сравнение с другими фирмами по признаку конкурентоспособности.

Рис. 2. Схема процесса целеполагания во внешнеэкономической деятельности предприятия

выбору организационно-правовой формы, партнеров, определении цен и объемов поставок, а с другой – их ВЭД должна учитывать требования национальной экономической безопасности страны.

Экономическая безопасность в соответствии с Государственной стратегией национальной экономической безопасности РФ, принятой в 1996 г., – это состояние экономики, обеспечивающее достаточный уровень социального, политического и оборонного существования и прогрессивного развития Российской Федерации, неуязвимость и независимость ее экономических интересов по отношению к возможным внешним и внутренним угрозам и воздействиям.

К экономическим интересам государства, которые реализуются посредством ВЭД предпринимательских структур в соответствии с указанным документом, относятся:

· эффективная реализация преимуществ международного разделения труда (МРТ);

· устойчивость развития страны в условиях равноправной интеграции в мирохозяйственные связи;

· недопущения критической зависимости России от зарубежных стран или их сообществ жизненно важных вопросах экономического сотрудничества.

Сопоставление интересов государства и предпринимательских структур в сфере ВЭД свидетельствует об их несовпадении.

В результате реализуемые в рыночных условиях гражданско-правовые и имущественные отношения равноправных партнеров по бизнесу из разных стран нередко оказываются подчиненными административно-правовым отношениям, публичным нормам, формируемым государственными органами власти, что толкает предприятия – участники ВЭД искать нелегальные каналы ее реализации.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Концепция внешнеэкономической деятельности Украины. Возможности Донецкой торгово-промышленной палаты по выводу сотрудничающих с ней предприятий на внешние рынки. Анализ и совершенствование внешнеэкономической деятельности предприятия ОАО "Славтяжмаш".

    дипломная работа , добавлен 25.05.2010

    Анализ производственной, сбытовой, снабженческой и финансовой деятельности предприятия. Оценка управления и организации внешнеэкономической деятельности АО "Айгул". Перспективы развития внешнеэкономической деятельности предприятий Кыргызской Республики.

    дипломная работа , добавлен 21.03.2014

    Понятие, сущность и роль управления внешнеэкономической деятельностью в рыночной экономике. Правовые основы. Основные виды и этапы осуществления внешнеэкономических операций. Анализ финансово-хозяйственной и внешнеэкономической деятельности предприятия.

    дипломная работа , добавлен 07.01.2017

    Сущность, формы и условия развития внешнеэкономической деятельности. Значение внешнеэкономических связей для экономики России. Перспективы России в мировой экономике и международной торговле. Расчет и анализ показателей внешнеэкономической деятельности.

    курсовая работа , добавлен 29.05.2010

    Теоретические основы деятельности предприятия во внешнеэкономической сфере. Анализ структуры производства продукции ОАО "Электроагрегат" и её внешнеэкономической составляющей. Разработка рекомендаций по совершенствованию службы маркетинга и сбыта.

    дипломная работа , добавлен 25.12.2010

    Особенности товара и товарной политики предприятия во внешнеэкономической деятельности. Конкурентоспособность предприятий и их продукции на внешнем рынке. Анализ состояния и перспектив развития внешнеэкономической деятельности предприятия ООО "Стайл-К".

    дипломная работа , добавлен 04.06.2011

    Сущность внешнеэкономической деятельности регионов России и оценка факторов интенсивности. Ростовская, Ставропольская и Краснодарская области как участники внешнеэкономической деятельности. Основные пути активизации внешнеэкономической деятельности ЮФО.

    курсовая работа , добавлен 22.06.2010

    Характер деятельности ООО "Дельта С" на рынке расходных материалов для офисной техники: продвижение продукции под собственным брэндом. Анализ экономических показателей функционирования предприятия. Совершенствование внешнеэкономической деятельности фирмы.

    Планирование внешнеэкономической деятельности предприятия

    В соответствии с действующими в России законами любое предприятие (организация) может выступать как экспортером, так и импортером. В практике выделяются три основных стимула развития внешнеэкономической деятельности предприятий:

    · расширение сбыта;

    · приобретение ресурсов;

    · диверсификация источников снабжения и сбыта.

    Необходимость стратегического планирования внешнеэкономической деятельности определяется существенными переменами в структуре мирового рынка и попытками предприятий, осуществляющих международную деятельность методом проб и ошибок, выработать адекватные меры, гарантирующие им защиту от чрезмерных потерь в результате неверных действий или ошибочных представлений о перспективах макроэкономических процессов.

    В основе любой формы внешнеэкономических связей лежит идея взаимовыгодного международного обмена. В принципе международный обмен всегда выгоден. Это справедливо в отношении промышленно развитых и слаборазвитых стран.

    Международный обмен продукцией (изделиями) целесообразен для страны, если она затрачивает на производство экспортной продукции (изделий) меньше общественного труда, чем должна затратить на производство продукции (изделий) взамен импортируемой (на средства, вырученные от экспорта).

    Следовательно, товарообмен может быть выгоден всем странам при условии правильного формирования структуры экспорта и импорта. Поэтому необходимо увеличивать масштабы внешнеторгового обмена. При этом экспорт первичен, так как страна должна, получив за экспортную продукцию (изделия) валюту, обеспечить себе возможность импорта продукции (изделий). Для достижения наибольшего экономического эффекта от участия в международном разделении труда следует развивать производство экспортной продукции (изделий), которая позволяет получить наибольшую валютную выручку на единицу затрат общественного труда, и импортировать ту продукцию (изделия), собственное производство которой потребовало бы наибольших затрат общественного труда на единицу затрачиваемых валютных средств. Наибольший эффект достигается от экспорта наукоемкой готовой продукции (изделий). В мировой торговой практике сложилось такое соотношение: 40 % международного товарооборота приходится на сырьевую продукцию, 60 % - на готовую промышленную продукцию (изделия). В структуре же экспорта России сложилось обратное соотношение - 70 % и 30 %.

    Такое состояние внешнеэкономических связей, естественно, никого не устраивает, а учитывая их потенциально высокую рентабельность, задача совершенствования внешнеэкономической деятельности становится одной из первоочередных. И не случайно перестройка хозяйственного механизма России началась с совершенствования внешнеэкономической деятельности.

    Начало реформирования внешнеэкономической деятельности в какой-то степени началось с 1985 г., однако в нормативных актах это было отражено лишь в 1986 г. в постановлении № 991 «О мерах по совершенствованию управления внешнеэкономическими связями», с выходом которого начался первый этап реформы внешнеэкономической деятельности. Его можно охарактеризовать как «разрешительный» этап. Действительно, в этот период времени было разрешено самостоятельно выходить на внешний рынок, формировать валютные фонды, организовывать внешнеторговые фирмы. Получили право на существование такие прогрессивные формы внешнеэкономических связей, как прямые связи, совместное предпринимательство.

    Второй этап начался в 1989 г. с выходом известного постановления № 203 «О мерах государственного регулирования внешнеэкономической деятельности». Этим постановлением устанавливались достаточно жесткие рамки, по сути свертывающие процесс демократизации внешнеэкономической деятельности. Были введены: обязательность регистрации такой деятельности, процедура квотирования, жесткая система планирования. Данный этап закончился в 1991 г. Сначала отдельные республики, а в декабре 1991 г. и Россия заявили о новом подходе к организации внешнеэкономической деятельности в своих странах. Начался третий этап реформы - этап либерализации внешнеэкономической деятельности.

    В России началом третьего этапа можно считать указ Президента РФ от 15 ноября 1991 г. № 213 «О либерализации внешнеэкономической деятельности». Вслед за данным eказом появился ряд нормативных актов, определяющих процедуру осуществления внешнеэкономической деятельности.

    Основные правила осуществления внешнеэкономической деятельности в России предусматривают следующее: внешнеэкономическая деятельность разрешена всем зарегистрированным на территории России предприятиям независимо от форм собственности; разрешена посредническая деятельность; значительно сокращен список лицензируемой продукции (изделий); введена аукционная продажа квот и лицензий; сняты ограничения на открытие валютных счетов; разрешено проведение валютных операций, при этом курс рубля к иностранным валютам определяется спросом и предложением. Введено понятие коммерческого курса рубля; введена и система обязательных валютных отчислений; введены экспортные тарифы (пошлины) на отдельные группы продукции (изделий). При этом экспортная пошлина подлежит оплате до или в момент предъявления продукции (изделий) к таможенному контролю. Взимание экспортных пошлин производится в рублях. Ставка пошлины в иностранной валюте подлежит пересчету по рыночному курсу рубля, устанавливаемому ЦБ РФ на момент уплаты пошлины.

    В отношении экспортных операций, по которым в соответствии с действующим законодательством не требуется обязательная продажа части валютной выручки в валютный резерв России, устанавливается надбавка к экспортной пошлине.

    Правительством России намечена стратегия развития внешнеэкономической деятельности, включающая в себя четыре этапа, причем первый (подготовительный) считается пройденным. Важнейшим этапом стратегии является второй, предусматривающий мероприятия, закладывающие каркас всей модели внешнеэкономической деятельности на ближайшие годы. Основные из них - изменение практики лицензирования и контроля за экспортом и введение единого валютного курса рубля.

    На этом этапе сокращен перечень квотируемой экспортной продукции (изделий) при одновременном расширении конкурсной продажи остающихся квот. Отменен специальный коммерческий курс рубля. При этом обязательную продажу валютной выручки предусмотрено производить по рыночному курсу.

    Стратегия предусматривает также поддержание плавающего по текущим операциям, а затем и фиксированного рыночного курса рубля по инвестиционным операциям с постепенным их выравниванием.

    Формы внешнеэкономической деятельности предприятия

    Деловые взаимоотношения между предприятиями двух и более стран, преследующих в конечном счете получение прибыли, могут включать различные направления и хозяйственные операции.

    Производственно-хозяйственная внешнеэкономическая деятельность предприятия, содержание которой - кооперация в сферах производства и обращения, в инновационной, внедренческой и сервисной областях, может осуществляться с использованием ассоциаций делового сотрудничества (дома делового сотрудничества), производственно-сбытовых предприятий (торговые дела), концессий, консорциумов, акционерных обществ, совместных предприятий, зон свободного предпринимательства, предоставления услуг (сервисные организации, рекламные бюро, лизинговые организации, технические центры и др.), совместных объектов производственного и инфраструктурного назначения, открытых городов и районов, международных экономических организаций и других форм.

    Эффективной формой привлечения иностранного капитала в Россию является создание в нашей стране совместных предприятий. При этом могут быть поставлены следующие цели :

    · привлечение передовой зарубежной технологии и управленческого опыта;

    · насыщение внутреннего рынка высококачественной продукцией;

    · привлечение в страну (на предприятие) дополнительных материальных и финансовых ресурсов;

    · замещение импорта;

    · развитие экспортного потенциала;

    · обучение национальных кадров.

    При планировании экспортных и импортных операций цели внешнеэкономической

    деятельности предприятия детализируются в зависимости от его общих целей (табл. 1).

    Таблица 1. Цели экспортно-импортных операций предприятия

    Выработка эффективных целей внешнеэкономической деятельности усиливает побудительные мотивы, устанавливает четкие стандарты и долгосрочные ориентиры работы. Руководители высшего звена определяют стратегические цели, направленные на решение общих проблем и относящиеся к предприятию в целом. Они должны охватывать следующие основные области:

    · нововведения;

    · человеческие, материальные и финансовые ресурсы;

    · производительность;

    · социальная ответственность;

    · прибыль.

    Управляющие среднего звена устанавливают тактические цели, направленные на

    Планирование внешнеэкономической деятельности предприятия осуществляется в рамках внутрифирменного планирования и предполагает составление отдельного раздела сводного внутрифирменного плана - плана внешнеэкономической деятельности.

    План ВЭД включает показатели по экспорту и импорту с разбивкой по товарам и видам услуг, по странам и регионам в денежном и физическом выражении на определенный период (обычно на год).

    Для планирования ВЭД необходимо специальное подразделение либо во внешнеэкономической службе предприятия, либо в составе отдела планирования предприятия. Группа планирования должна заниматься составлением планов ВЭД и вносить коррективы в текущие планы по мере изменения условий на рынке.

    Планирование ВЭД основано на непрерывном анализе поступающей маркетинговой информации, превращении ее в стратегические решения, закрепляемые в планах производства и сбыта экспортной продукции.

    Планы ВЭД часто сопровождаются бизнес-планами проектов развития и совершенствования работы предприятия за рубежом, в которых приводится обоснование необходимости привлечения соответствующих средств из внешних источников и доказывается общая эффективность проекта.

    У нас самая большая информационная база в рунете, поэтому Вы всегда можете найти походите запросы

    Эта тема принадлежит разделу:

    Организация ВЭД предприятия

    Внешнеэкономическая деятельность ВЭД: сущность, формы, структуры управления, планирование. Развития ВЭД в РФ. Деятельность предприятий. Международные расчеты. Риски внешнеэкономической деятельности.