Занятие на тему профессия продавец. Конспект занятия по познавательному развитию «Знакомство с профессией – Продавец

Ульяна Захарова

Конспект занятия для детей средней группы по ознакомлению с окружающим

"Знакомство с профессией продавец»

составила воспитатель МДОУ детский сад "Золотые зернышки" с. Детчино Захарова У. В.

Цель: познакомить детей с профессией продавца.

Задачи:

Обучающие: обогащать представления детей о профессиях, познакомить с атрибутами, необходимыми для работы продавцу, познакомить с содержанием его трудовой деятельности, показать важность данной профессии, учить рассказывать о профессиях.

Развивающие: развивать речь, мышление, память, внимание, обогащать словарный запас, закрепить знание цифр и счета до 5.

Воспитательные: воспитывать уважительное отношение к разным видам профессий.

Предварительная работа:

Беседа с детьми о профессиях, рассматривание картинок по теме «Профессии», сюжетно – ролевая игра «Магазин»; настольная игра - лото «Профессии», физкультминутка «Мы в профессии играли», "Магазин", пальчиковая игра «Профессии!».

Оборудование и материал:

Презентация, картинки «Профессии»,атрибуты профессии продавца (весы, кассовый аппарат, атрибуты для магазинов: «Книжный магазин», «Обувной магазин», «Магазин игрушек», "Продуктовый магазин".

Методы и приёмы:

Словесные: чтение стихов, загадок, беседа.

Наглядные: презентация,рассматривание картинок, атрибутов для магазинов.

Практические: дидактические игры, гимнастика для глаз, пальчиковая гимнастика, физкультминутка.

Часть 1 Организационный момент

Воспитатель предлагает детям встать в круг и поприветствовать друг друга. Коммуникативная игра «Приветствие»:

Яркое солнышко

Встало опять,

«Доброе утро!»

Должны мы сказать!

«Доброе утро!» (Дети встают в круг и приветствуют друг друга).

Основная часть

Воспитатель: Ребята, предлагаю вам поиграть в пальчиковую игру

«Профессии»:

Много есть профессий знатных,

(Соединять пальцы правой руки с большим)

И полезных, и приятных.

(Соединять пальцы левой руки с большим).

Повар, врач, маляр, учитель,

Продавец, шахтёр, строитель…

(Последовательно соединять пальцы обеих рук с большим).

Сразу всех не называю,

(Сжимать и разжимать кулачки).

Вам продолжить предлагаю. (Выполняют движения в соответствии с текстом).

Показ детям презентации. Дети называют профессии людей, показанных на слайдах (повар, врач, шофер, строитель, пожарный, полицейский).

Воспитатель: А теперь предлагаю вам отгадать загадку и сказать, кто изображён на следующем слайде:

В магазине папа с Настей

Покупали к чаю сласти:

Шоколадный торт «Причуда»

Очень любит тётя Люба,

Три эклера, пять колец

Завернул им ….(продавец) (Дети отгадывают загадку).

Правильно, это продавец.

Беседа о труде продавца

- Воспитатель : Ребята,скажите,как мы называем человека, который продает товар? Продавец.

-Воспитатель : А как мы назовем человека, который пришел в магазин за покупками? Покупатель.

-Воспитатель: Продавец приходит в магазин ещё до его открытия, чтобы успеть расставить товар на свои места. Продавец хорошо знает свой товар. Помнит, что где лежит. Для этого ему нужна хорошая память.

Воспитатель: Как вы думаете, каким должен быть продавец (отношение к людям, внешний вид? Рассматривают слайд, отвечают на вопрос. Продавец приходит в магазин ещё до его открытия, чтобы успеть расставить товар на свои места. Он должен очень хорошо знать свой товар, помнить цены и его расположение. Значит продавцу необходима хорошая память. Немалое значение в этой профессии имеет его внешний вид. Спецодежда работника торговли должна быть чистой, прическа - аккуратной. Но главное, конечно, доброе уважительное отношение к людям, вежливость, улыбка.

Воспитатель обращает внимание на слайды с изображением атрибутов профессии продавца (весы, кассовый аппарат, объясняет для чего они нужны.

Гимнастика для глаз

Пальчик к носу движется,

А потом обратно,

На него посмотреть

Очень нам приятно!

Вытянуть вперед руку. Следить за кончиком пальца, медленно приближая его к носу, а потом так же медленно отодвигая обратно.

А теперь глаза закрой

И погладь руками,

Помечтаем мы с тобой

О любимой маме.

Закрыть глаза, погладить веки.

Воспитатель: Ребята, а теперь предлагаю вам сходить в магазин за продуктами.

Физкультминутка «Магазин»

В магазин мы все ходили и продукты там купили:

(идут по кругу)

Хлеба, мяса, молока, масла, рыбы, творога,

(взмах руками влево, вправо)

Все к обеду припасли,

(прямо, широко разводят руки)

Чуть до дома донесли.

(приседают)

Воспитатель: Молодцы, продукты закупили, идем дальше?

Упражнение "Что продается в магазине? Как называется магазин?"

Дети рассматривают прилавки магазинов с разными атрибутами и отвечают на вопросы воспитателя.

Как называется магазин, в котором продают хлеб (хлебный,книги (книжный, обувь (обувной) и т. д.

Воспитатель: Ребята, назовите предметы, которые стоят на этом прилавке.

Дети называют: машина, катер, матрешка, кукла, игрушка Буратино.

Воспитатель: как вы думаете, что делают с этими предметами?

Дети: играют

Воспитатель: Как можно назвать эти предметы одним словом?

Дети: игрушки

Воспитатель : Значит, мы с вами находимся в каком магазине?

Дети: в магазине игрушек

Воспитатель: Сосчитайте, сколько всего игрушек на прилавке.

Дети: всего 5 игрушек.

Воспитатель: Ира, какую игрушку ты хочешь купить?

Ира: матрешку.

Воспитатель: Сколько нужно заплатить рублей за матрешку.

Ира: 3 рубля

Воспитатель: Почему?

Ира: потому что написана цифра 3 (перед каждой игрушкой лежит цифра, обозначающая стоимость игрушки). Ребенок отсчитывает 3 кружочка (выполняющие функцию денег).

В ролях покупателей выступают несколько детей.

Игра «Отгадайте, что купили»

Дети закрывают глаза. Покупатель (один из детей, прячет игрушку. Затем дети открывают глаза и называют игрушку, которую он «купил». Тот, кто прятал игрушку ее показывает.

Игра проводится несколько раз. Один ребёнок убирает игрушку, остальные определяют и называют «купленную игрушку».

Часть 2 Практическая деятельность

Воспитатель: Ребята, а у нас в группе есть магазин? Как он называется? (продуктовый). Какие продукты в нем продаются? Ответы детей.

Пальчиковая гимнастика

Мы приходим в магазин,

(ходьба на месте)

Без лукошек и корзин,

(сгибают руки в локтях, прижимая кисть к поясу)

Чтобы хлеб купить, батон,

(загибают пальцы правой и левой руки)

Колбасу и макарон,

Сыр, зефир и пастилу,

Шоколад и пахлаву,

Молоко, кефир, сметану,

Кофе, чай и два банана.

Нам продал их продавец,

(руки согнуты в локтях, сгибают и разгибают пальцы рук)

Всё купили, наконец.

(рукопожатие)

Воспитатель: Ребята, я вам предлагаю пополнить полочки нашего магазина продуктом, которого у нас нет. Сейчас мы будем лепить из теста баранки.

Лепка из соленого теста баранок для магазина.

Заключительная часть

Воспитатель подводит итог, побуждает детей к общению.

О какой профессии говорили?

Каким должен быть продавец?

Что хорошо должен знать?

У кого мама работает продавцом?

Занятие окончено.







Публикации по теме:

Задачи: - познакомить детей с профессией врача и медицинской сестры; учить отвечать на вопросы; - воспитывать уважительное отношение к.

Задачи: - познакомить детей с профессией шофёра; учить логично, отвечать на вопросы; - закреплять знания об устройстве машины; - воспитывать.

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром «Путешествие в Африку и знакомство с ее обитателями» Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром: «Путешествие в Африку, знакомство с ее обитателями». Воспитатель: Моргунова Алина Алексеевна.

"Знакомство с насекомыми» Цель:: познакомить детей с насекомыми. Задачи: Образовательные: Научить слушать и воспроизводить на слух задания.

Конспект занятия по познавательному развитию

«Знакомство с профессией – Продавец»

Цель : Познакомить дошкольников с профессией продавец.

Задачи:

1. Вызывать у детей интерес к окружающему миру.

2. Познакомить детей с профессией - продавец

4. Воспитывать уважительное отношение к труду людей.

5. Развивать познавательную активность

Ход занятия:

Воспитатель : Дорогие ребята, сегодня мы поговорим с вами об интересной профессии, посмотрите на картинку и угадайте, о ком пойдет сегодня речь.

В магазине, на базаре, и в буфете наконец,

Всюду, где б вы не бывали, вас встречает (продавец)

Воспитатель: Вы уже встречались с этой профессией, когда делали покупки вместе с родителями. Чем занимается продавец? (Ответы детей)

Воспитатель: Профессия продавца связана с продажей товаров людям, оказание помощи покупателям в выборе товара. Давайте вспомним какие магазины бывают.

Профессия продавца подразделяется на несколько специальностей, в зависимости от того, в каком магазине он работает: есть продавцы непродовольственных товаров (одежды, игрушек, цветов, и т.д.) и продавцы продовольственных товаров (продукты питания: овощи, фрукты, колбасы, и т.д.) Послушайте стихотворение:

Продавец - молодец!

Он товары продает -

Молоко, сметану, мед.

А другой - морковь, томаты,

Выбор у него богатый!

Третий продает сапожки,

Туфельки и босоножки.

А четвертый - стол и шкаф,

Стулья, вешалки для шляп.

Продавцы товары знают.

Даром время не теряют.

Все, что просим, продадут.

Это их привычный труд!

Воспитатель: Из чего же складывается работа продавца? (Ответы детей)

Работники приходят в магазин до его открытия. Им надо успеть подготовить товар к продаже, разложить на витрине и прилавке. Продавец должен прекрасно знать свой товар, помнить цены, размеры, расположение товаров. Значит, продавцу необходима хорошая память!

Физкультминутка «Профессии» . Выполняют движения по тексту.

Мы в профессии играли –

Вмиг мы лётчиками стали!

В самолёте полетали

И шофёрами вдруг стали!

Руль теперь в руках у нас-

Быстро едем мы вот класс!

А теперь на стройке мы

Кладём ровно кирпичи.

Раз- кирпич и два, и три –

Строим дом мы, посмотри!

Воспитатель : Немалое значение в этой профессии имеет его внешний вид! Спецодежда работника торговли должна быть чистой, прическа - аккуратной. Согласитесь, у мрачного, неряшливо одетого продавца не хочется покупать товар!

Воспитатель: Но главное, конечно, доброе уважительное отношение к людям, вежливость, улыбка.

Каким людям стоит выбрать профессию продавца? (ответы детей).

Тем, кто любит общаться с людьми. Ведь большую часть времени продавец находится на людях.

Велика роль взрослого, который обращает внимание ребёнка на то, как появилась и развивалась та или иная профессия, на значимость труда представителей любой профессии для жизни общества. , стимулирует желание детей в дальнейшем получить интересную и нужную профессию и заниматься полезным трудом на благо своей Родины.

Знакомство детей старшего дошкольного возраста с миром профессий предполагает решение разнообразных задач трудового воспитания.

В процессе знакомства необходимо придерживаться определённой системы, формируя у детей чёткие представления о:

— названии профессии;

— месте работы человека этой профессии;

— материале для труда;

— орудиях труда;

— трудовых действиях;

— результатах труда;

— личностных качествах, важных для представителя этой профессии;

— пользе труда для общества.

Предлагаем вашему вниманию занятие по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с профессиями.

Занятие «Много профессий разных»

Программные задачи: познакомить детей с многообразием мира профессий в обществе, историей их появления; формировать познавательный интерес к людям труда и их профессиям; расширять кругозор; воспитывать уважение к труду и людям любой профессии.

Материал и оборудование: костюм Знайки, доска, .

Ход занятия

Воспитатель (В.). Ребята, послушайте стихотворение.

Ничто никогда не выходит само:

Само не приходит к нам на дом письмо,

Само не способно смолоться зерно,

Само стать костюмом не может сукно,

Само не умеет свариться варенье,

Само не напишется стихотворение.

Мы делать всё это обязаны сами,

Своей головой и своими руками.

В. Лунин

О чём говорится в этом стихотворении? (Ответы детей.) Ничего само по себе не сделается, нужен труд людей разных профессий. Сегодня мы с вами узнаем много интересного о профессиях. К нам в гости пришёл Знайка. (Появляется взрослый в образе Знайки.) Он хорошо знаком с разными профессиями и может рассказать нам о них.

Знайка. Здравствуйте, ребята! А вы знаете, что обозначает слово «профессия»? (Ответы детей.) Какие профессии вы знаете? Чтобы вспомнить и назвать, какие существуют профессии, давайте совершим с вами маленькое путешествие. Сейчас мы находимся с вами в детском саду. Здесь работают люди разных профессий. Кто ухаживает за детьми и воспитывает их? (Воспитатель, помощник воспитателя.) Кто готовит пищу для детей? (Повар.) Кто стирает бельё? (Прачка.) Кто убирает территорию детского сада? (Дворник.)

Вечером за вами придут родители, чтобы забрать домой. Кем работают ваши мамы и папы? (Ответы детей.) Вместе с родителями вы пойдёте домой, может быть, посетите магазин. Кто работает в магазине? (Продавец, кассир.)

Воспитатель на доске размещает иллюстрации с изображением соответствующих профессий.

В. Вы садитесь в автобус, кто им управляет? (Водитель.) Вы входите в дом. Кто его построил? (Строители.) Перед сном вам мама читает книгу. Кто написал её? (Писатель или поэт.) Вот сколько разных профессий мы смогли вспомнить только за одно маленькое путешествие.

Сейчас давайте проверим, насколько хорошо вы знаете профессии и трудовые действия людей этих профессий.

Дидактическая игра «Угадай профессию по трудовым действиям»

Цель: совершенствование умения детей соотносить действия людей с их профессией.

Ход игры

Педагог с детьми становится в круг, в центре которого ребёнок. Все идут по кругу и говорят:

Что ты делаешь - не знаем.

Поглядим и угадаем.

Ребёнок в центре имитирует трудовые действия, показывая их не только движениями, но и по возможности передаёт звуками. Например, чистит пылесосом пол, едет на машине, стрижёт волосы, стирает бельё, кружится в танце, поёт в микрофон и т.д. Дети угадывают, кто это делает, и называют трудовое действие.

Знайка. Как вы думаете, ребята, профессии были всегда? (Ответы детей.) В давние-давние времена мужчины занимались охотой, рыбалкой, изготовлением орудий для охоты и труда, строительством жилища. Женщины собирали плоды и ягоды, работали в поле, шили одежду из шкур животных, готовили пищу, поддерживали огонь в очаге, растили детей.

Со временем появились мастера: одни из них хорошо делали оружие, другие - посуду, третьи шили одежду. Так возникали профессии. Со временем их становилось всё больше. Одни профессии появлялись, а другие исчезали. Так, вначале была профессия землекопа (это человек, который с помощью лопаты выкапывал ямы, траншеи). Но появились экскаваторы, а с ними и профессия экскаваторщика, а профессия землекопа исчезла за ненадобностью. Долгое время существовала профессия извозчика (этот человек управлял повозкой, в которую были запряжены лошади), но появились автомобили, с ними и профессия водителя, а профессия извозчика исчезла.

В. И сегодня существует очень много профессий. Все они важны и нужны, потому что приносят пользу людям. Как нужно относиться к людям разных профессий? (Нужно уважать людей всех профессий, ценить их труд.)

Давайте сейчас мы с вами поиграем.

Дидактическая игра «Не пропусти профессию»

Цель: развитие у детей умения выделять из множества слов те, которые обозначают названия профессий.

Ход игры

В. Становимся в круг. Я буду называть разные слова. Когда встречается название профессии, вы подпрыгиваете на месте. Слушайте внимательно: лампа, врач, ножницы, шофёр, болтун, роза, строитель, архитектор, фантазия, воробей, маляр, осень, гроза, листок, парикмахер, продавец, санки, мышь, библиотекарь, камень, доярка.

Знайка. А как человек выбирает профессию? Почему один хочет стать учителем, другой - строителем, третий - космонавтом? (Ответы детей.) Правильно, человек выбирает профессию в зависимости от того, что ему нравится. Некоторые с самого детства выбирают свою будущую профессию, мечтают о ней. Ребята, а кем вы хотите стать, когда вырастете? (Ответы детей.) Что нужно делать человеку, чтобы его мечта о профессии воплотилась в жизнь? (Нужно хорошо учиться, много знать, стремиться осуществить свою мечту.)

В. Что необходимо человеку, чтобы люди его ценили и уважали? (Стать умелым, самым лучшим в своей профессии, таким, чтобы люди сказали: «У него золотые руки», «Он - мастер своего дела».)

Знайка. Существует множество разных и интересных профессий. Каждый из вас, когда вырастет, решит, чем заниматься и на какой профессии остановить свой выбор.

На свете много профессий разных,

И все они людям нужны,

От самых простых и до самых важных,

Все они в жизни важны.

С. Масинчер

Очень важно, чтобы человек подобрал себе дело по душе. Счастлив тот, кто занимается любимым делом и зарабатывает деньги, кто правильно выбрал себе профессию.

В. Давайте вспомним о каких профессиях мы сегодня говорили? (Ответы детей.)

Н. Литвина, Е. Смолер

Куда бы мы ни зашли: в магазин у дома или сетевой гипермаркет, там будет продавец. Даже кризис 2008 года, опустошив рынок вакансий, продавцов не тронул: в каждой организации они оставались нужны. В преддверии профессионального праздника – Дня торгового работника – попытаемся расширить свои знания о продавцах.

История профессии

История профессии продавца напрямую связана с развитием торговли в нашей стране и в мире. Процесс натурального обмена (или бартера) появился задолго до денег, но и то, что происходило, можно назвать торговлей. Просто товары обменивались друг на друга без использования какого-либо эквивалента.

С появление денег, процесс обмена видоизменился и упростился: стало возможным легко обменивать любые товары на деньги. Чеканные монеты были введены в обращение с VII века до н. э.

Понятие «продавец » появилось в русском языке не сразу. Когда-то главной фигурой в торговле был купец. Он продавал, скупал, перепродавал. Также был прасол-скупщик. Он ездил по деревням и скупал сельские продукты, скот, рыбу, а затем формировал из них партии и выгодно перепродавал более крупным торговцам. И только с появление крупных торговых предприятий и универмагов в конце XIX века, закрепился термин «продавец».

Продавец сегодня: типология и должностные обязанности

Будучи такой массовой, профессия продавца, открывает свои двери многим: и тем, кто действительно любит эту профессию, и тем, кто хочет временно подзаработать. Потому что у профессии продавца широкая типология: от человека, работающего в продуктовом магазине, до человека, отвечающего за переговоры и сбыт продукции в крупной корпорации.
Любой продавец, прежде всего, должен быть хорошим психологом и уметь общаться, уметь расположить к себе любого незнакомого человека. Среди частых требований к вакансии продавца: грамотная речь, коммуникабельность, вежливость, ответственность, активная жизненная позиция и т. д.

Почти всегда продавцы – это молодые люди от 18 до 40 лет. Пожилых людей не берут из-за специфики работы – весь день на ногах. Моложе 18 лет не берут, потому что продавец – это материально-ответственное лицо.

Правила хорошего продавца

  • Не манипулировать покупателем

Продавец должен соблюдать баланс. С одной стороны, он выступает в роли советчика, пытается расположить к себе покупателя и помочь ему. С другой стороны, он мотивирован продать как можно больше товара/услуг. Но манипулировать покупателем, пытаться навязать ему свой вкус или продать что-то любой ценой – плохой признак. К такому продавцу покупатель второй раз не придет, а в условиях жесткой конкуренции, лояльность покупателя и его желание вернуться – куда важнее случайной выручки.

  • Не быть навязчивым

Хороший продавец предложит помощь покупателю только тогда, когда она потребуется. Он стоит в сторонке и ждет. Навязчивый сервис, когда покупатель только перешел порог магазина, а на некого уже кидается консультант, вызывает только раздражение и злость.

  • Быть вежливым

Как часто от наших людей или туристов можно услышать истории о том, как груб был с ними продавец. Мы объясняем это Советской закалкой, суровым климатом, плохой погодой – чем угодно, но мириться с этим не готовы. Поэтому многие люди порой готовы переплатить, но получить вежливое обращение, чем надеяться, что в этот раз не нахамят /не проигнорируют.

Мнения о профессии

Пошла работать продавцом в киоск после школы. У меня было среднее специальное образование бухгалтера, продолжала учиться в ВУЗе на заочке. Из плюсов: взяли без опыта, пошел стаж, и можно было покупать продукты по закупочной цене. Наталья

Однажды зашел молодой человек и говорит: «Девушка, почему вы мне не улыбаетесь? Вы обязаны мне улыбаться!». И ничего не скажешь, если своей работой дорожишь, ведь покупатель всегда прав. Отзыв с форума

Я работала консультантом и меня это не напрягало. Но целый день на ногах. С людьми очень полезное общение: учишься налаживать контакт, становишься более сдержанной. И из продавцов очень много администраторов, менеджеров вырастает. Если правильно себя ведешь, можно карьеру выстроить неплохую. Отзыв с форума

Мы поздравляем с Днем работников торговли, бытового обслуживания населения и жилищно-коммунального хозяйства всех работников этой отрасли. Желаем профессиональных успехов и личного благополучия!

профориентационная работа с обучающимися

с обучающимися 1-4 классов

на тему: «Профессия – продавец»

педагога-психолога

ÌÊÎÓ "Óñòü-Íåðñêàÿ основная общеобразовательная

школа с коррекционными классами "

Паскал Виктории Викторовны

п. Усть-Нера, 2013 г

Игра «Умелый продавец»

Педагог раздает детям карточки с рисунками разных вещей и продуктов. Один из детей - покупатель. Покупатель по очереди про­сит продавцов рассказать о своих вещах или продуктах так, чтобы их захотелось купить.

После того как все продавцы расскажут о своих вещах или про­дуктах, покупатель выбирает то, что ему больше всего понравилось. Продавец, представлявший купленную вещь или продукт, становит­ся покупателем, и игра продолжается.

Перед вторым туром игры педагог собирает карточки, переме­шивает их и заново раздает детям.

Лучший продавец тот, у кого купят больше всего вещей или про­дуктов. Этот продавец награждается призом.

Вопросы и задания для беседы:

Если бы ты был продавцом, что ты хотел бы продавать?

Как ты думаешь, что легче продавать: вещи или продукты?

Представь, что ты продавец, и тебе надо продать какой-то товар,

Который не очень хорошо продается, Что ты предпримешь, что­бы этот товар стали покупать?

Как ты думаешь, что произойдет с людьми, если продавцы однажды не выйдут на работу?

Какими качествами должен обладать хороший продавец?

Как ты думаешь, от чего зависит, что некоторые товары продают

Преимущественно женщины или мужчины?

ВОЛШЕБНАЯ МОНЕТКА

Л. Скребцова

По улицам небольшого города бродил худощавый маль­чик. Его карие глаза ничего не видели сквозь слезы, а губы шептали один и тот же вопрос: «Почему Гос­подь забрал мою мамочку?» Встречные сочувствен­но говорили мальчику: «Не горюй, Томас, мы помо­жем тебе, а твою младшую сестренку определим в приют».

«Не отдам сестру»! - хотел крикнуть Томас, но со страхом вспом­нил, что ему не на что купить даже хлеба.

Порыв холодного ветра заставил мальчика сунуть в карманы замерзшие руки. Вдруг пальцы его нащупали монетку. Томас вытащил находку и вспомнил, что эту потертую монетку подарил ему дедушка, хозяин продуктового магазина.

«Береги ее, - сказал тогда дедушка, - эта неразменная монетка выручит тебя, но использовать ее можно только в крайнем случае». Потом дедушка умер, магазин продали, а монетка затерялась. «По крайней мере, я куплю на нес хлеба», - подумал Томас.

Мальчик поднял глаза и обнаружил, что стоит перед бывшим дедушкиным магазином. Томас открыл дверь и застыл на пороге, с изумлением глядя на пыльные полки и запустение. Хозяин Ян, уви­дев Томаса, вскочил и забормотал виновато:

Заходи, сынок. Оба мы осиротели. Моя голубушка жена тоже
ушла из этого мира, и с тех пор все у меня из рук валится.

Я только хлеба зашел купить, - попятился мальчик.

Вот бери, а денег мне не нужно, - перебил его хозяин магазина. Старый Ян еще что-то говорил, но Томас положил на прилавок монетку, взял буханку хлеба и выскочил за дверь.

На следующий день Томас с удивлением обнаружил, что дедуш­кина монетка по-прежнему лежит в его кармане. «Надо отдать ее Хозяину магазина», - подумал мальчик. Когда Томас вошел в мага­зин, старый Ян обрадовано заговорил:

Я ждал тебя, Томас, и привез молоко для твоей сестренки. Томас, покраснев, протянул Яну старую монетку.

«Как только заработаю деньги, обязательно верну долг Яну», думал Томас, бережно неся домой бутылку с молоком. К своему удивлению, дома он снова обнаружил дедушкину монету в кармане. Целую неделю покупал Томас продукты и каждый раз со страхом думал: «Почему хозяин магазина не замечает, что я не плачу?»

Наконец, мальчик не выдержал и рассказал обо всем Яну.

Зачем ты наговариваешь на себя, Томас? - удивился старик. - Ты платишь исправно. Мне легко посчитать твои монетки. С тех пор как умерла моя жена, покупатели обходят мою лавку стороной. Господин Ян, я вам помогу завтра прибраться в лавке, - пообе­щал мальчик.

На следующий день Томас пришел к старику Яну вместе с сес­тренкой. К вечеру до блеска вымытая витрина улыбалась, а над вхо­дом Томас красивыми буквами написал: «Мы вам рады!»

Но покупатели не пришли в лавку старого Яна.

«Что же делать, как помочь господину Яну?» - думал Томас, шагая домой. Задумавшись, он чуть не столкнулся со старушкой.

Осторожнее, мальчик. Я еле на ногах держусь. Сегодня моя спина так ноет, что боюсь даже до магазина не дойду.

Вам и не нужно ходить, госпожа, - вдруг осенила Томаса мысль. - Я принесу вам из магазина все, что нужно.

Когда Томас выполнил заказ старушки, она не знала, как благода­рить мальчика.

Вечером Томас рассказывал своей сестренке Ане: «Потом я еще помог одной молодой девушке, у которой заболел ребенок. Купил для нее продукты и лекарства. У старика Яна давно не было такой выручки, как сегодня.

Знаешь, Аня, дедушка рассказывал мне, что в молодости он был бродячим торговцем, ходил с товаром от поселка к поселку. Все его любили и принимали как дорогого гостя. Я теперь стал как дедушка».

Вскоре дела в лавке старого Яна пошли в гору. Чего только не придумывал Томас. Он принес из дома старенький радиоприемник, и в магазине звучала музыка. Перед магазином маленькая Анечка посадила цветы. Старый Ян больше не жаловался на отсутствие ее покупателей. Наоборот, они все чаще задерживались в лавке, чтобы поболтать или новости послушать.

Однажды Томас увидел на улице плачущую старушку.

Что с Вами, бабушка? - участливо спросил он. - Если вам тя­жело ходить в магазин, я принесу вам все, что нужно.

Ничего мне не надо, - всхлипнула старушка, - я из дома ушла, чтобы не быть обузой. Сын мой, игрушечных дел мастер, остался без работы. Детям не нужны больше деревянные игрушки.

В этот момент Томас нащупал в кармане свою волшебную мо­нетку и вдруг решительно протянул ее бабушке.

Возьмите эту монетку, пожалуйста. Она неразменная, и ее можно использовать только в крайнем случае, но у вас как раз такой слу­чай. Меня она недавно тоже спасла, но сейчас я хорошо зарабаты­ваю в магазине старого Яна.

Старушка поблагодарила Томаса, но по ее глазам было видно, что она не поверила мальчику. Однако через три дня она принесла в магазин полную сумку деревянных игрушек и взволнованно сказала:

Сынок, монетка твоя и вправду волшебная. Уже три дня поку­паем мы на нее хлеб и молоко. Эти игрушки тебе мой сын послал в подарок, делай с ними, что хочешь. Томас разложил игрушки на низеньком столике.

«К нам часто приходят мамы с детьми. Пока они делают покуп­ки, малыши будут играть», - подумал он и оказался прав. Теперь детей невозможно было увести домой без полюбившейся игрушки. Томас уговорил старика Яна выделить для продажи деревянных иг­рушек отдельную полку. Старушка, мать мастера-игрушечника, вско­ре вернула Томасу волшебную монетку и сказала:

Забери ее, сынок, пусть эта монетка еще кому-нибудь послужит. Она не только неразменная, но и счастливая. В городе снова стали модными наши игрушки, и у нас теперь отбоя нет от заказчиков.

Вскоре Томас придумал еще одно новшество. Прежде чем сде­лать покупку, желающие могли проверить любой товар: ножницы - на остроту, нитки - на прочность, сыр - на вкус. На маленьких столиках Томас устраивал целые выставки разных товаров и продуктов.

Ян не мог нарадоваться на своего смышленого помощника и од­нажды сказал:

Знаешь, Томас, нам придется строить новый магазин, чтобы мы могли вместить всех желающих. Ты удивительный продавец. За несколько месяцев ты добился того, о чем я мечтал всю жизнь: мой магазин дарит людям радость.

Это все благодаря неразменной монетке, которую подарил мне мой дедушка, - улыбнулся Томас.

Вопросы и задания:

Почему Томас все время придумывал что-то новое для своего магазина?

Если бы к вам попала волшебная монетка, что бы вы на нее купили, и почему?

Представь, что тебе надо набрать штат продавцов. Чем ты будешь руководствоваться в своем выборе?

Перечисли три основных качества, необходимые продавцу.

Почему продукты в основном продают женщины, а технику, например, мужчины?

Представь, что ты попал в магазин будущего. Расскажи про этот

Магазин.

Сценка «Продавец и покупатель»

Дети делятся на пары. Один человек в паре - покупатель, другой - продавец. Каждая пара должна придумать небольшую сценку-диа­лог между покупателем и продавцом.

Рисунок «Наш магазин»

Дети делятся на группы и получают по листу ватмана. Каждая группа должна нарисовать новый магазин. Каждый ребенок рисует свой отдел товаров в магазине, но предварительно дети должны до­говориться, что будет продаваться в их магазине.