Имидж доу как средство повышения конкурентоспособности на рынке образовательных услуг. Разработка программы повышения конкурентоспособности учреждения Конкурентоспособность дошкольной организации

Цели и задачи Формы работы Методы и приемы решения проблем Ответственные Сроки выполнения
Расширение ассортимента образовательных услуг. Изучение спроса на образовательные услуги: Разработка анкет для родителей, анкетирование, анализ анкет Совместная деятельность заведующей, методиста, воспитателей. Заведующая, методист
1.1 1.2 Организация индивидуального обучения детей по индивидуальным программ. Разработка новой услуги.
Организация индивидуального обучения по индивидуальным программам. 1.Подготовка и согласование с юристом форм контрактов на оказание платных услуг.
2. Подготовка и обучение специалистов для оказания дополнительных платных образовательных услуг Направление на курсы. Методист, воспитатели
3.Разработка и согласование с родителями программ обучения.
4.Подготовка расписания индивидуальных занятий. Заведующая, методист
5.Разработка методики сбора и сохранения информации об уровне усвоения программы каждым ребенком.
1.3 Разработка и проведение рекламной компании для продвижения новой услуги 1.Разработка и оформление информационного стенда. Совместная деятельность методиста и воспитателей. Сообщение руководителя ДОУ. Знакомство с материалами рекламного стенда. Раздача индивидуальных сообщений. Представление новых программ индивидуального обучения детей. Воспитатель
2.Разработка индивидуального информационного сообщения. Заведующая, методист
3.Проведение родительского собрания на тему: «Новые дополнительные образовательные услуги в ДОУ» Воспитатели

Проверочный тест

(Выберите из предложенных только один, наиболее точный, вариант ответа)

1. Сегментация рынка – это: а) Разделение множества потенциальных покупателей на рыночные сегменты с целью предложения им различных услуг, направленных на удовлетворение потребностей; б) Определение места организации (сегмента) на рынке; в) Изучение деятельности конкурентов, действующих на рынке; г) Определение соотношения между спросом и предложением на рынке А Б В Г
2. Преимуществом тонкой (концентрированной) сегментацией является: а) Возможность создания престижного товара (услуги); б) Возможность удовлетворения различных групп потребителей; в) Низкая степень риска организации; г) Предоставление множества услуг определённому рыночному сегменту А Б В Г
3. Важнейшими условиями успешного сегментирования являются (укажите лишнее ): а) Однородность сегмента; б) Доступность сегмента; в) Измеримость сегмента; г) Незначительные, минимальные различия между выделенными сегментами А Б В Г
4. Обеспечение услуге не вызывающего сомнений, четко отличного от других, желательного места на рынке и в сознании целевых потребителей осуществляется в результате: а) Сегментирования; б) Позиционирования; в) Рекламирования; г) Ценообразования А Б В Г
5. В основе сегментации по отношению потребителей к услуге. Мотивам ее приобретения лежит следующий критерий: а) Поведенческий; б) Психологический; в) Социально-экономический; г) демографический А Б В Г



Деловая игра «Выставка дошкольных образовательных учреждений»

Назначение игры: развитие умений будущих руководителей ДОУ организовывать продвижение образовательных услуг на рынке.

Контингент играющих: студенты, возможно включение в игру руководителей-практиков.

Замысел игры : в игре моделируется деятельность руководителей ДОУ различных видов по продвижению образовательных услуг на рынке в ходе взаимодействия с родителями, выбирающими ДОУ для собственных детей.

Игровой комплекс представляет собой встречу на выставке представителей ДОУ и родителей.

Предварительная работа : участники игры делятся на 3 подгруппы по 4 человека («представители трех дошкольных образовательных учреждений») и 1 подгруппу из 6 человек («родители»). «Представители ДОУ» определяют специфику ДОУ, приоритетное направление работы (художественно-эстетическое, оздоровительное, коррекционное и т.д.) и разрабатывают комплекс продвижения образовательных услуг, включающих ключевое мероприятие – участие в выставке детских садов района. «Родители» создают различные образы («деловая мама», «дотошная бабушка», «богатая мама», «мама-наседка», «папа-активист» и т.д.). определяют особенности запросов каждого из этих образов.

Ход игры:

Вводная часть: участники игры объединяются по подгруппам, ведущий уточняет задание.

Группа родителей : игровая цель – на основе запросов осуществить выбор ДОУ для ребенка и обосновать его. В ходе игры продемонстрировать поведение различных типов родителей.

Группа представителей ДОУ : игровая цель – презентовать образовательное учреждение на выставке с целью привлечения наибольшего количества родителей, убедить их сделать выбор в пользу своего детского сада.

Первый этап: участники работают в подгруппах, готовятся к участию в выставке. Оформляют материалы (стенды. Плакаты. Буклеты и т.д.) и помещение. В котором она будет проходить. Следует обратить внимание участников игры на согласованность их действий, четкое распределение обязанностей. Например. В группах представителей ДОУ кто-то является «генератором идей» - предлагает концепцию рекламной компании, разрабатывает рекламные обращения; кто-то определяет техническую организацию выставки (рисует плакаты, готовит стенды, видеоматериалы о работе сада) и т.д. В группе родителей необходимо вначале определить общие требования к ДОУ (например. Наличие платных и бесплатных услуг в нем, доступность информации, интересующей родителей, четко определенная специфика сада, его отличие от других). После чего участники подгруппы родителей прописывают образ каждого родителя, определяют его харак­терные черты и, исходя из этого, прогнозируют поведение на рынке.

Второй этап: инсценируется взаимодействие представителей ДОУ и родителей в ходе выбора ими сада для ребенка.

Заключительная часть: анализ результатов и подведение ито­гов игры. Родители обосновывают свой выбор ДОУ, анализируют организа­цию маркетинговой коммуникации различных садов.

Представители ДОУ определяют типажи, выбранные «родителями», ана­лизируют их реальность, естественность поведения, трудности, испытан­ные во взаимодействии.

Далее все участники игры обсуждают организацию рекламных кампа­ний ДОУ, определяют наиболее эффективные приемы продвижения обра­зовательных услуг. Анализируют, что было труднее всего, а что легче в ходе подготовки и в процессе игры.

При подведении итогов игры участники должны прийти к выводу об эф­фективности участия каждого детского сада в выставке.

Критерии анализа и оценки результатов игры:

Концептуальность, наличие единой линии рекламной кампании ДОУ;

Соответствие выбранных средств продвижения задачам рекламной кампании;

Использование разнообразных средств продвижения услуг на рынке (реклама, стимулирование сбыта и др.);

Оригинальность, творчество в презентации ДОУ;

Эффективность внутригруппового взаимодействия игроков (распреде­ление обязанностей между участниками подгруппы, совместное принятие решений, активность участия, согласованность действий);

Принятие игровой роли, четкое определение ее содержания;

Проявление творчества, артистичности участников игры.

Дополнительное образование дошкольников является необходимым и актуальным направлением развития дошкольной организации в условиях рыночных отношений. Оно рассматривается как важнейшая составляющая образовательного пространства, социально востребовано как образование, органично сочетающее в себе воспитание, обучение и развитие личности ребенка, наиболее открыто и свободно от стандартного подхода в российском образовании.

Эффективное оказание платных образовательных услуг позволит дошкольной организации сформировать дополнительный бюджет, а полученные средства направить на развитие и улучшение методической и материально-технической базы дошкольной организации, привлечение компетентных сотрудников и повышение их квалификации.

Современные условия жизни, возросший уровень родительских притязаний и привлечение их в организации, выявили необходимость изучения потребности и спроса для определения конкурентоспособного спектра дополнительных образовательных услуг.

Современное дошкольное образование осуществляет переход от установки запоминания большого количества информации к освоению новых видов деятельности - творческих, исследовательских , в связи с чем ряд исследователей видят выход в освоении креативных технологий. Систему изменения показателей с целью анализа и минимизации рисков рассматривали В. А. Ясвин, Н. Н. Поддьякова, А. А. Майер. В измерении конкурентоспособности образовательных услуг нами рассматривалась система латентных переменных на основе модели Раша .

Однако противоречие между необходимостью измерить конкурентоспособность образовательных услуг, прогнозировать результат и минимизировать риски организации дополнительного образования, разработкой этой проблемы в педагогической науке и образовании с ростом самостоятельности дошкольных образовательных организаций (ДОО) и распространением дополнительных услуг только возрастает. Выявленные противоречия обозначим необходимостью постановки задачи нашего исследования: разработка методики измерения конкурентоспособности платных образовательных услуг в ДОО.

Выполняя анализ и оценку потенциала конкурентоспособности дополнительных образовательных услуг; разработку стратегии развития ДОО, с выделением приоритетных направлений деятельности; сокращением затрат и инвестиций на развитие неперспективных сегментов - дополнительных образовательных услуг. Методами исследования нами избраны: матрица Мак-Кинзи: анкетирование, опрос, анализ спектра дополнительных образовательных услуг.

Матрица Мак-Кинзи, используется при оценке привлекательности отдельных стратегических хозяйственных единиц на основе двух координат: ось Х характеризует силу позиции стратегической хозяйственной единицы в отрасли, ось Y - привлекательность отрасли .

В связи с переходом отрасли образования в полноправные субъекты рынка, образовательные услуги будут наращивать рыночные характеристики, в том числе конкурентоспособность. Поэтому дошкольные образовательные организации поставлены в условия необходимости поиска новых методов управления, которые помогут лучше приспособиться к условиям рынка. Необходимость и возможность использования бизнес-технологий в образовании получили обоснование в ряде исследований , в нашем исследовании мы используем матричную систему, зарекомендовавшую себя многофакторную модель анализа стратегических позиций, для измерения в образовании.

Исследование проводилось на базе Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад «Золотая рыбка» № 8 г. Приморско-Ахтарска, рассматривали пять дополнительных образовательных услуг:

  1. «Волшебный карандаш» (далее сегмент 1).
  2. «Танцевальный кружок» (далее сегмент 2).
  3. Логопедические занятия (далее сегмент 3).
  4. «Умелые ручки» (далее сегмент 4).
  5. Театрализованная студия (далее сегмент 5).

Для изучения потребностей родителей, детей и социума мы определили критерии конкурентоспособности дополнительных образовательных услуг. Критерии конкурентоспособности включают в себя оценку силы услуги и бренда, ресурсных и инвестиционных возможностей организации, а также оценку уровня внутриотраслевой конкуренции. Нами использовались следующие критерии конкурентоспособности сегмента:

  1. Дополнительная образовательная услуга имеет уникальное преимущество.
  2. Сегмент удовлетворяет потребности и запросы родителей, детей и общества.
  3. Наличие в ДОО квалифицированных педагогов.
  4. Наличие необходимого методического, дидактического и наглядного оборудования.
  5. ДОО является гибкой и может быстро адаптироваться к изменениям запросов родителей.
  6. Уровень конкуренции в сегменте низкий. Каков уровень конкуренции в сегменте.
  7. Реакция со стороны конкурентов на деятельность ДОО.

После выделения всех критериев, определили каждому критерию уровень важности таким образом, чтобы сумма всех критериев была равна 100%. Наиболее важными факторами конкурентоспособности услуги являются её уникальность и способность удовлетворять потребности целевой аудитории максимально полно.

Далее оцениваем конкурентоспособность сегмента, оценка проводится путем присвоения каждому фактору балла от 1 до 10, где 1 - самый низкий балл, означающий, что данный фактор определяет низкую привлекательность рынка и конкурентоспособность организации в сегменте, а 10 - максимальный балл, означающий, что по данному фактору сегмент является очень привлекательным и конкурентоспособность организации в данном сегменте потенциально высокая.

После того, как каждому фактору присвоен балл, рассчитываем сводный балл фактора с учетом его веса или важности. Данная операция производится в отдельной строке путем умножения веса фактора на присвоенный балл.

Итоговая оценка равна: вес фактора, оценка выраженности фактора.

Данные оценки сегментов по критерию «конкурентоспособность» представлены в табл. 1.

Таблица 1

Оценка сегментов по критерию «конкурентоспособность»

Критерии

конкурентоспособности

Вес фактора

Оценка выраженности фактора от 1 до 10

Сегмент 1

Сегмент 2

Сегмент 3

Сегмент 4

Сегмент 5

Дополнительная образовательная услуга имеет уникальное преимущество

Сегмент удовлетворяет потребности, запросы родителей, детей, общества.

Наличие в ДОО квалифицированных педагогов

Наличие необходимого методического, дидактического и наглядного оборудования

ДОО может быстро адаптироваться к изменениям запросов родителей

Уровень конкуренции в сегменте низкий

Медленная реакция со стороны конкурентов на деятельность ДОО

Итоговая оценка

Привлекательность сегмента для организации - второй ключевой параметр матрицы Мак Кинзи. Привлекательность сегмента влияет на целесообразность вложений в развитие сегмента на данном рынке, является индикатором для получения прибыли в сегменте. Критерии привлекательности рынка включают в себя оценку внутри рыночных факторов, оценку спроса и тенденции развития рынка. Нами использовались следующие критерии привлекательности сегмента:

  1. Объём востребованности сегмента - высокий
  2. Темпы роста сегмента - высоки.
  3. Количество организаций в сегменте - незначительно.
  4. Инвестиции в рекламу в сегменте - отсутствуют или находятся на низком уровне.
  5. Существуют возможности для расширения ассортимента в сегменте.
  6. Низкий уровень культуры использования продукта.
  7. Сила конкурирующих брендов - не велика.
  8. На рынке существуют неудовлетворённые и скрытые потребности.
  9. Прогнозируется долгосрочный рост сегмента.
  10. Риски влияния внешних факторов минимальны.

Методы аналитической деятельности: изучение спектра дополнительных образовательных услуг, предоставляемых другими образовательными организациями, анализ деятельности ДОО, проведение анкетирования, опроса родителей.

После перечисления всех критериев, поставили каждому критерию уровень важности таким образом, чтобы сумма важности всех критериев была равна 100%. Наиболее важными факторами привлекательности рынка являются наличие свободных рыночных ниш, неудовлетворенный спрос, и темпы роста сегмента.

Данные оценки сегментов по критерию «привлекательности» представлены в табл. 2.

Таблица 2

Оценка сегментов по критерию «привлекательность»

После того, как по критерию привлекательности сегмента и критерию конкурентоспособности ДОО в сегменте получены итоговые баллы, переходим непосредственно к построению матрицы Mckinsey/General Electric (GE).

Располагаем анализируемые сегменты и услуги в матрице согласно количеству набранных баллов.

В зависимости от того, какой итоговый балл получил сегмент по конкурентоспособности и привлекательности, зависит его положение в матрице:

Интерпретация полученных значений:

от 0-3 баллов: низкая.

от 4-7 баллов: средняя.

от 8-10 баллов: высокая.

Расположение анализируемых сегментов в матрице по количеству набранных баллов представлено на рисунке.

Привлекательность сегмента

Сегмент 3

Сегмент 1

Сегмент 2

Сегмент 5

Сегмент 4

Конкурентоспособность дополнительных образовательных услуг в сегменте

Расположение сегментов в матрице

От положения услуги или сегмента рынка в матрице зависит маркетинговая стратегия.

Чем выше конкурентоспособность услуги, и чем выше привлекательность рынка - тем выше потенциал достижения успехов в данном направлении

Чем слабее услуги организации относительно конкурентов, чем ниже привлекательность отрасли - тем ниже возможности для роста в данном направлении

Сегмент оценивается как перспективный для входа, если он имеет высокие оценки как минимум по одному из критериев: либо «высокий по привлекательности», либо «высокий по конкурентоспособности».

Сегменты, отмеченные серым цветом в матрице, могут быть рассмотрены как целевые в случае: существуют положительные прогнозы, что привлекательность или конкурентоспособность сегмента повысится в ближайшие года (на основе оценки потенциала рынка); или выход в данные сегменты обеспечит более легкое проникновение в будущем в наиболее привлекательные сегменты.

Сегменты, имеющие оценку «низкий» по одному из критериев, должны рассматриваться с особой осторожностью, так как обладают высокими рисками.

Таким образом, анализ дополнительных образовательных услуг с использованием матрицы Мак-Кинзи, показал, что Волшебный карандаш (сегмент 1), Танцевальный кружок (сегмент 2), Театрализованная студия (сегмент 5) отмечены серым цветом в матрице, то есть данные сегменты могут быть рассмотрены как целевые: существуют положительные прогнозы, в том, что привлекательность или конкурентоспособность сегмента повысится.

Логопедические занятия (сегмент 3) сегмент оценивается как перспективный для входа.

Умелые ручки (сегмент 4) имеет оценку «низкий» он рассматриваться с особой осторожностью, так как обладают высокими рисками.

Можно сделать вывод, что с помощью матрицы Мак-Кинзи можно определить сектор дополнительных образовательных услуг, разработать правильную стратегию развития, с наименьшими рисками вводить дополнительное образование. В нашем исследовании рассматривались риски конкурентоспособности услуг ДОО только с позиции экономической привлекательности. Услуги в отрасли образования подвержены рискам, связанным с формированием ценностей, развитием детей, становлением их мировоззрения . В связи с этим предложенную нами методику измерения нельзя считать завершённой, работа по её совершенствованию будет продолжена.

В работе решены следующие задачи: - изучены теоретические аспекты разработки и реализации программы повышения конкурентоспособности учреждения; - проанализированы результаты финансово-хозяйственной деятельности и маркетинговую деятельность МБДОУ Детский сад № 48 Солнечный Зайчик; - обоснована комплексная маркетинговая программа повышения конкурентоспособности МБДОУ Детский сад № 48 Солнечный Зайчик; - оценена экономическая эффективность предложенного для МБДОУ Детский сад № 48 Солнечный Зайчик комплекса маркетинговых мероприятий. Сама...


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.вшм>

13725. Разработка направлений повышения конкурентоспособности ООО «РОХО» 264.26 KB
Сущность и содержание конкурентоспособности предприятия. Методы анализа конкурентоспособности предприятия. Факторы конкурентоспособности предприятия. Краткая характеристика предприятия.
9987. Разработка бизнес-плана туристской фирмы с целью повышения ее конкурентоспособности 104.88 KB
Задачами курсовой работы являются: рассмотреть теоретические аспекты бизнес планирования и создания турфирмы; разработать бизнес-план для туристской фирмы г. В любом случае туристский бизнес останется таким же интересным для деловых людей ввиду того что он не требует существенных вложений и бумажной бюрократии в сравнении с другими видами предпринимательской деятельности...
11976. Разработка программы повышения мощности действующих энергоблоков с реакторами ВВЭР-1000 (на опыте Балаковской атомной электростанции) 17.27 KB
Разработаны способы и технические предложения повышения номинальной мощности на 4 действующих энергоблоков АЭС с реакторами ВВЭР1000 при обеспечении всех нормативных критериев безопасности. Совместно с разработчиками реакторной установки РУ В320 и энергоблоков БалАЭС с участием специалистов Балаковской АЭС выполнен значительный объем расчетов и обоснований с целью модернизации технического проекта реакторной установки энергоблока № 2 Балаковской АЭС обоснования безопасной эксплуатации на уровне тепловой мощности 104 и подтверждения...
18541. Пути повышения конкурентоспособности предприятия 104.96 KB
Теоретические аспекты конкурентоспособности предприятия. Методы и критерии оценки конкурентоспособности предприятия. Анализ конкурентоспособности предприятия. Анализ платежеспособности предприятия и оценка эффективности хозяйственной деятельности.
17094. БРЕНДИНГОВАЯ ПОЛИТИКА КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ 195.85 KB
Современный переход к постиндустриальной экономике знаменуется возрастанием роли нематериальных активов организации. Однако как отмечают сами исследователи преждевременно говорить о наличии научных школ позволяющих в полной мере представить методологию управления конкурентоспособностью организации. Организации рассчитывающей на долговременный успех необходимо прежде всего стать интеллектуальным лидером задумать свой рынок которого еще нет и начать создавать его.
18063. Пути повышения конкурентоспособности предприятий АПК Республики Казахстан 141.25 KB
Конкретизировать теоретические подходы к потенциалу функционирования кластеров в современной экономике; интенсифицировать сущность понятия кластеров как инновационной формы управления производством; раскрыть и систематизировать специфику системы функционирования национального агропромышленного комплекса как предпосылки создания и развития кластеров;
5701. РАЗРАБОТКА ВЕБ-САЙТА ДЛЯ УЧРЕЖДЕНИЯ СИСТЕМЫ НПО 593.43 KB
Создание и функционирование сайта направлено на решение следующих задач: формирование целостного позитивного имиджа образовательного учреждения; совершенствование информированности общественности о качестве образовательных услуг в учреждении; создание условий для взаимодействия участников образовательного процесса социальных партнеров образовательного учреждения; создание условий для распространения педагогического опыта; стимулирование творческой активности педагогов и...
19667. Основные пути совершенствования управленческой деятельности в целях повышения конкурентоспособности ТОО «Легмаш» 121.53 KB
Процесс принятия решений и его структура. Основные характеристики влияющие на процесс принятия управленческих решений. Сущность и виды ответственности руководителей за принимаемые решения. Современное экономическое состояние и анализ процесса принятия управленческих решений в компании ТОО Легмаш.
16932. Технологическая модернизация аграрного сектора как фактор повышения конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции 19.83 KB
Поэтому целью доклада является попытка анализа предпосылок и условий технологической модернизации аграрного сектора с тем чтобы углубить понимание источников экономического роста в отечественном сельском хозяйстве и сельской местности в целом возрождение которых отвечает интересам самого государства и всего общества более того будет способствовать как заявлено превращению России в продовольственную державу. Традиционно развитие производительных сил являлось базисом производства так общеизвестным является высказывание классика...
16478. Автономные учреждения как новый тип государственного (муниципального) учреждения культуры 11.95 KB
С другой стороны показатель числа бюджетных учреждений переведенных в статус автономных включен в перечень показателей утвержденных Президентом РФ для оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления2. При переходе БУ в АУ сохраняются: орган выполняющий функции учредителя; форма собственности; организационно-правовая форма; цели и виды основной деятельности; закрепленные ранее за БУ имущество и земельный участок; гарантированное финансирование из соответствующего бюджета....

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Понятие конкурентоспособности товара. Содержание маркетинговой деятельности на предприятии по повышению конкурентоспособности продукции. Подходы и методики оценки уровня конкурентоспособности продукции. Направления повышения конкурентоспособности товара.

    дипломная работа , добавлен 24.06.2010

    Понятие, факторы и стратегии конкурентоспособности. Основные маркетинговые методы оценки и повышения конкурентоспособности компании. Состояние конкуренции на рынке строительных услуг. Рекламная политика как инструмент повышения конкурентоспособности.

    дипломная работа , добавлен 22.01.2015

    Взаимосвязь маркетинга и конкурентоспособности образовательного учреждения. Повышение конкурентоспособности ФГОУ СПО "Оренбургский государственный колледж" посредством совершенствования маркетинговой деятельности учреждения профессионального образования.

    дипломная работа , добавлен 16.07.2015

    Методы оценки конкурентоспособности предприятия. Оптимальное удовлетворение потребностей потребителей как способ повышения конкурентоспособности продукции. Анализ маркетинговой деятельности и эффективность предложений по повышению конкурентоспособности.

    курсовая работа , добавлен 08.08.2011

    Понятие конкурентоспособности продукции в маркетинге. Параметры конкурентоспособности товара. Методология оценки конкурентоспособности товара. Разработка программы по конкурентоспособности товара. Наличие эффективной стратегии маркетинга и сбыта.

    курсовая работа , добавлен 11.12.2006

    дипломная работа , добавлен 23.05.2012

    Объективная необходимость обеспечения конкурентоспособности банка в условиях рыночной экономики. Управление маркетингом как фактор повышения рентабельности. Исследование уровня конкурентоспособности услуг АО "Нурбанк" и разработка путей ее повышения.

    дипломная работа , добавлен 26.02.2011

    Понятие конкурентоспособности товара. Исследование конкурентоспособности продуктов и эффективности маркетинговой деятельности. Конкурентоспособность и качество, их место в стратегии маркетинга. Вицы конкуренции и оценка состояния конкурентной среды.

    курсовая работа , добавлен 09.10.2004

Ольга Хвостикова
Повышение конкурентноспособности ДОУ

ПОВЫШЕНИЕ КОНКУРЕНТНОСПОСОБНОСТИ ДЕТСКОГО САДА ПОСРЕДСТВОМ ФОРМИРОВАНИЯ ЕГО ИМИДЖА

Хвостикова Ольга Витальевна,

заведующий муниципального

бюджетного дошкольного

образовательного учреждения

«Детский сад №79» ,

г. Каменск-Уральский,

Свердловская область

С каждым годом возрастает конкуренция между дошкольными образовательными учреждениями. В ближайшее время многие детские сады будут вынуждены задуматься о том, в чем же их преимущество по сравнению с другими. А у родителей появится возможность выбирать то учреждение, которое удовлетворяет все его потребности.

В тоже время повышение социального статуса дошкольного образования, является одной из целей Федерального государственного образовательного стандарта. Согласно данному стандарту создание образовательной среды должно обеспечивать открытость дошкольного образования. В данных обстоятельствах создание положительного имиджа детского сада представляется необходимым элементом повышения его конкурентоспособности .

Основным преимуществом имиджа является созданные представления о детском саде как об успешном, престижном, комфортном учреждении, оказывающем влияние не только на внешнюю среду, но и на внутреннюю.

Именно с этой целью в нашем учреждении разработан корпоративный проект имидж-продвижения «Территория детства» .

Цель проекта : формирование единого педагогического пространства и положительного отношения к детскому саду.

Задачи проекта :

­ поддержание устойчивого качества образовательных услуг, отслеживание при этом запросов потребителей и качества продукта конкурентов ;

­ создание системы индивидуальности образовательного учреждения через разработку образовательных запросов;

­ трансляция информации об инновационных мероприятиях детского сада в СМИ;

­ обеспечение устойчивого положения в целевом сегменте рынка образовательных услуг, формирование необходимых коммуникаций;

­ представление потребителю системы ценностей ДОУ.

Структурные компоненты имиджа Детского сада №79 представлены на следующем слайде :

Внешний имидж – это символы, которые в сознании окружающих ассоциируются с детским садом. В нашем саду это :

Эмблема ДОУ, где отражено название детского сада;

Летопись детского сада, т. е. книга отзывов для родителей и гостей ДОУ,

фотоальбомы;

Бейдж сотрудника;

РR-мероприятия : организация дней открытых дверей, презентаций, участие в специализированных выставках;

Деловой этикет, профессиональная этика;

Презентационные фильмы;

Благоустроенность территории ДОУ.

Внутренний имидж – это взгляд на Детский сад глазами сотрудников, а также глазами родителей и детей при общении с ними. Он проявляется в отношении сотрудников к работе, руководителю и родителям, их энтузиазме, преданности детскому саду.

Корпоративная культура ДОУ, под которой понимается совокупность убеждений, отношений, норм и принципов поведения, традиций, общих для

всех сотрудников.

Этапы реализации проекта

I. Организация мероприятий самим детским садом.

Цель проведения таких мероприятий - формирование положительного отношения к образовательному учреждению. Они направлены как на внутренние, так и на внешние целевые аудитории.

На мероприятиях такого рода осуществляется передача своего позиционированного продукта целевому сегменту с помощью маркетинговых коммуникаций : пресс-релизов, PR-акций (слайд-презентаций, специальных акций (открытых мероприятий с привлечением родителей, выпускников детского сада, ветеранов труда и пенсионеров ДОУ и т. д., презентация проектов.

II. Участие в совместных мероприятиях с заинтересованными партнерами.

На этом уровне продвигался положительный имидж ДОУ посредством маркетинговых действий. Они направлены на внешние целевые аудитории и осуществляются с целью удовлетворения интереса к ДОУ и его образовательным услугам. Информация передается через различные каналы на бесплатной основе : выставки детского творчества на остановках общественного транспорта, фотогалерея на сайте детского сада. Результатом косвенного стимулирования потребителей образовательных услуг должно стать создание благоприятного общественного мнения.

Важно привлечение средств массовой информации (телевидение, печать, обобщение опыта, привлекаемых для «паблисити» . Определенную роль играет и депутат округа, который лоббирует интересы ДОУ в органах власти и формирует позитивное общественное мнение (оказание спонсорской помощи) .

III. Участие в мероприятиях сторонних организаций

Цель участия в мероприятиях такого уровня - позиционирование ДОУ через различные виды коммуникаций. Участием в мероприятиях сторонних организаций образовательное учреждение заявило о степени значимости своих образовательных запросов, отслеживало мониторинг рынка образовательных услуг и разработало перспективный перечень образовательных услуг с учетом запросов, значимых не только для своего сегмента рынка.

К основным компонентам проекта можно отнести :

­ Создание предметно-развивающей среды на территории ДОУ (участки детского сада оборудованы как стандартным, так и нестандартным оборудованием, в разработке проект «Тропа здоровья» );

­ Создание средств визуальной информации, интернет (стенды, газета и сайт детского сада, который служит средством самопрезентации : педагоги имеют возможность представить здесь свои педагогические находки и опубликовать плоды своего творчества);

­ Сотрудничество со СМИ (освещение в СМИ инновационных мероприятий) ;

­ Участие в конкурсах на всех уровнях (городские, региональные, всероссийские) ;

­ PR – мероприятия;

­ Трансляция педагогического опыта (стажерские площадки для городского педагогического сообщества и методические объединения для начинающих педагогов).

Для увеличения количества и повышения качества предоставляемых услуг в детском саду разрабатывается план-прогноз по организации студийно - кружковых образовательных услуг с учётом потребностей родителей и желания воспитанников, что является еще и стимулом для здоровой конкуренции среди самих педагогов.

Благодаря реализации данного проекта воспитанники и сотрудники детского сада все чаще становятся призерами как городских, так и всероссийских конкурсов .

С уверенностью можно сказать, что успех образовательного учреждения сегодня определяется адекватностью и скоростью реакции детского сада на изменения внешней среды.