Функции и стили педагогического общения презентация. Презентация "стили общения педагога с учащимися"
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд
Описание слайда:
2 слайд
Описание слайда:
Сущность и особенности педагогического общения раскрываются в трудах педагогов и психологов А.А. Бодалева, Н.В.Кузьминой, Я.Л. Коломинского, И.А, Зимней, А.Н.Лутошкина, А.К.Марковой.
3 слайд
Описание слайда:
Стиль как манера общения - представлен в педагогической практике тремя основными формами организации педагогического взаимодействия: - сотрудничеством педагогов и учащихся в совместном поиске знаний; - давлением педагога на учащихся и сковыванием (ограничением) их активности и творческой инициативе; - нейтральным отношением к учащимся, уходом педагога не только от проблем своих воспитанников, но и от решения собственных профессиональных задач.
4 слайд
Описание слайда:
Стиль педагогического общения - -это индивидуально-типологические особенности социально-типологического взаимодействия педагогов и обучающихся. В стиле общения находят выражение: - особенности коммуникативных возможностей педагога; - сложившийся характер взаимоотношений педагога и воспитанников; - творческая индивидуальность педагога; - особенности учебной группы,класса.
5 слайд
Описание слайда:
Авторитарный стиль - – для него характерны следующие особенности: педагог единолично определяет направление деятельности группы, класса, указывает, кто с кем должен сидеть, работать, пресекает любую инициативу учащихся, которые вынуждены довольствоваться догадками. Основные формы взаимодействия – приказ, указание, инструкция, выговор.
6 слайд
Описание слайда:
Демократический стиль - - проявляется в опоре педагога на мнение группы, класса. Педагог старается донести цель деятельности до сознания каждого, подключает всех к участию в обсуждении хода работы; видит свою задачу не только в контроле и координации, но и в воспитании. Каждый учащийся поощряется, у него появляется уверенность в себе.
7 слайд
Описание слайда:
Либеральный стиль - - педагог старается не вмешиваться в жизнь группы, класса. Не проявляет активности, вопросы рассматривает формально, легко подчиняется разным, подчас противоречивым влияниям, фактически самоустраняется от ответственности за происходящее.
8 слайд
Описание слайда:
Психолог А.К. Маркова - предлагает классификацию индивидуальных стилей педагогического общения. Она выделяет: - эмоционально - импровизационный, - эмоцинально - методичный, -рассуждающе - импровизационный, -расссуждающе - методичный стили общения.
9 слайд
Описание слайда:
Эмоционально-импровизационный стиль (ЭИС) Педагога этого стиля отличает преимущественная ориентация на процесс обучения. Объяснение нового материала такой учитель строит логично, интересно, однако в процессе объяснения у него часто отсутствует обратная связь с учениками. Во время опроса учитель обращается к большому числу учеников, в основном, сильных, интересующих его. Опрашивает их в быстром темпе, задаёт неформальные вопросы, но мало даёт им говорить, не дожидается, пока они сформулируют ответ самостоятельно.
10 слайд
Описание слайда:
Эмоционально-методический стиль (ЭМС) Для педагога этого стиля характерны ориентация на процесс и результаты обучения. Ориентируясь как на процесс, так и на результат обучения, такой педагог адекватно планирует учебно-воспитательный процесс, поэтапно отрабатывает весь учебный материал, внимательно следит за уровнем знаний всех учащихся, в его деятельности постоянно представлены закрепление и повторение учебного материала, контроль знаний учащихся. Такого педагога отличает высокая оперативность, он часто меняет виды работы на занятиях, практикует коллективные обсуждения
11 слайд
Описание слайда:
Рассуждающе-импровизационный стиль (РИС) Для педагога характерны ориентация на процесс и результаты обучения, адекватное планирование учебно-воспитательного процесса. По сравнению с педагогами эмоциональных стилей обучения, педагог, использующий РИС, проявляет меньшую изобретательность в подборе и варьировании методов обучения, не всегда способен обеспечить высокий темп работы. Реже практикует коллективные обсуждения, время спонтанной речи его учащихся на занятиях меньше, чем у педагогов с эмоциональным стилем. Педагог, применяющий РИС, меньше говорит сам, особенно во время опроса, предпочитая воздействовать на учащихся косвенным путём (посредством подсказок, уточнений и т.д.), давая возможность отвечающим самим оформить ответ.
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд
Описание слайда:
2 слайд
Описание слайда:
3 слайд
Описание слайда:
1.Что такое педагогическое общение? 2.Функции педагогического общения. 3.Этапы педагогического общения. 4.Характеристики профессиональной позиции педагога. 5.Модели,характеризующие отношения взрослого и ребёнка. 4. Стили общения и руководства 5.Анкетирование
4 слайд
Описание слайда:
Можно быть профессором в области своего предмета, но если нет взаимодействия между учителем и учениками, результатов образования не будет.
5 слайд
Описание слайда:
6 слайд
Описание слайда:
От характера педагогического общения во многом зависит эффективность воспитательно-образовательной работы в школе. Общение педагога с детьми существенным образом влияет на формирование личности ребёнка, особенности его отношения с окружающими.
7 слайд
Описание слайда:
Сущность и особенности педагогического общения раскрываются в трудах педагогов и психологов А.А. Бодалева, Н.В.Кузьминой, Я.Л. Коломинского, И.А, Зимней, А.Н.Лутошкина, А.К.Марковой.
8 слайд
Описание слайда:
Стиль как манера общения - представлен в педагогической практике тремя основными формами организации педагогического взаимодействия: - сотрудничеством педагогов и учащихся в совместном поиске знаний; - давлением педагога на учащихся и сковыванием (ограничением) их активности и творческой инициативе; - нейтральным отношением к учащимся, уходом педагога не только от проблем своих воспитанников, но и от решения собственных профессиональных задач.
9 слайд
Описание слайда:
Сущность и особенности педагогического общения раскрываются в трудах педагогов и психологов А. А. Бодалева, А. А. Леонтьева, Н.В.Кузьминой, В. А. Кан-Калика, Я. Л. Коломинского, И. А. Зимней, А. А. Реана.
10 слайд
Описание слайда:
Педагогическое общение - это взаимодействие педагога с учащимися в учебно-воспитательном процессе, направленное на создание благоприятного психологического климата, способствующего более полному развитию личности.
11 слайд
Описание слайда:
Структура и функции педагогического общения: Коммуникативный компонет (обмен информацией) Перцептивный компонент (восприятие и познание людьми друг друга) Интерактивный компонент(организация и регуляция совместной деятельности).
12 слайд
Описание слайда:
13 слайд
Описание слайда:
Этапы профессионально-педагогического общения: прогностический, начальный период общения, управление общением, анализ осуществленной системы общения и моделирование системы на предстоящую деятельность.
14 слайд
Описание слайда:
15 слайд
Описание слайда:
Стадия вербального общения Стадия обратной связи Стадия вербального и невербального взаимодействия Стадия обратной связи ………….. Прогностический этап Начальный этап «коммуникативная атака» Управление общением Анализ осуществленной системы общения
16 слайд
Описание слайда:
17 слайд
Описание слайда:
Дистанционная Определение духовного расстояния между субъектами взаимодействия «далеко» «близко» «рядом» Отсутствие искренности во взаимоотношениях, формальное выполнение своих обязанностей. Педагог – «друг» для своих воспитанников, реализующий вместе с ними творческие замыслы. Уважительное отношение к своим профессиональным обязанностям, к своим подопечным, принятие их интересов и чаяний.
18 слайд
Описание слайда:
Уровневая Расположенность субъектов друг к другу «по вертикали» «на» «под» «наравне» Административное давление на ребёнка, так как «он мал, неопытен, неумел». Преклонение перед природой детства, боязнь вмешательства в процесс развития ребёнка. Педагог «превращается в обслуживающий персонал», потакающий любому капризу ребёнка. Признание Человека в ребёнке и в педагоге; при этом характерно взаимное уважение личности с обеих сторон.
19 слайд
Описание слайда:
Кинетическая Положение человека по отношению к другому в совместной деятельности, в совместном движении к цели «впереди» «сзади» «вместе» Педагог ведёт за собой своих воспитанников. Педагог – ведомый своими воспитанниками. Оба объекта вырабатывают стратегию совместных действий для достижения цели.
20 слайд
Описание слайда:
В главном – педагог «впереди», в мелочах – «сзади», в целом – «вместе» с детьми он идёт по жизни, преодолевая с ними её препятствия, приучая их к самостоятельности, к ответственности за свой выбор.
21 слайд
Описание слайда:
22 слайд
Описание слайда:
Общение на основе высоких профессиональных установок педагога Общение на основе дружеского расположения Общение-дистанция Общение-устрашение Общение-заигрывание
23 слайд
Описание слайда:
Перспективные: Общение на основе совместной творческой деятельности. Общение на основе дружеского расположения. Неперспективные: общение-устрашение. Общение заигрывание. В общении очень важно правильно определить дистанцию между воспитателем и воспитанниками. Дистанция – форма выражения отношения
24 слайд
Описание слайда:
25 слайд
Описание слайда:
Следствие: отсутствие психологического контакта, безынициативность и пассивность обучаемых
26 слайд
Описание слайда:
слабая обратная связь между учителем и обучаемыми (барьер общения) отсутствие желания к сотрудничеству с какой-либо стороны информационный, а не диалоговый характер занятия непроизвольное подчеркивание преподавателем своего статуса снисходительное отношение к обучаемым Следствие: слабое взаимодействие с обучаемыми, с их стороны - равнодушное отношение к учителю
27 слайд
Описание слайда:
избирательные отношения с обучаемыми концентрация внимания учителя на части аудитории (индикаторы) ориентировка на настроение коллектива неумение сочетать индивидуализацию обучения учащихся с фронтальным подходом Следствие: нарушается целостность акта взаимодействия в системе учитель - коллектив уч-ся, она подменяется фрагментарностью ситуативных контактов
28 слайд
Описание слайда:
учитель в общении замкнут на себя речь большей частью монологична нет реакции на слушателей эмоциональная глухота к окружающим Следствие: практически отсутствует взаимодействие между учителем и учеником вокруг ученика- поле психологического вакуума стороны процесса общения изолированы друг от друга учебно-воспитательное воздействие представлено формально
29 слайд
Описание слайда:
учитель озабочен тем, как он воспринимается окружающими межличностные отношения приобретают для него доминирующее значение сомнение в действенности своих аргументов, в правильности поступков острая реакция на нюансы психологической атмосферы обучаемых Следствие: обостренная социально-психологическая чувствительность учителя приводит к его неадекватным реакциям на реплики и действия аудитории. Для учителя возможно занятие ведомой позиции в отношениях с учащимися
30 слайд
Описание слайда:
взаимоотношения учителя и уч-ся строятся по жесткой программе четко выдержаны цели и задачи занятия дидактически оправданы методические приемы безупречная логика изложения и аргументация фактов отшлифованы мимика и жесты учитель не учитывает состав и психическое состояние уч-ся, их возрастные и этнические особенности Следствие: низкий эффект педагогического взаимодействия
31 слайд
Описание слайда:
фокусирование учебно-воспитательного процесса целиком на преподавателе отсутствие творческого взаимодействия между учителем и уч-ся подавление личной инициативы со стороны уч-ся снижение до минимума познавательной и общественной активности уч-ся Следствие: воспитывается безынициативность обучаемых, теряется творческий характер обучения, искажается мотивационная сфера познавательной активности
32 слайд
Описание слайда:
учитель находится в диалоге с уч-ся, поддерживает их в мажорном настроении, поощряет инициативу, легко схватывает изменения в психологическом климате группы и гибко реагирует на них преобладает стиль дружеского взаимодействия с сохранением ролевой дистанции Следствие: возникающие учебные, организационные и этические проблемы творчески решаются совместными усилиями
33 слайд
Описание слайда:
Стили общения и стили педагогического руководства Стиль - это совокупность приемов, способов работы, это характерная манера поведения человека. Главное для стиля - единство высокого уровня компетентности педагога и его нравственных установок.
34 слайд
Описание слайда:
Стиль педагогического общения - -это индивидуально-типологические особенности социально-типологического взаимодействия педагогов и обучающихся. В стиле общения находят выражение: - особенности коммуникативных возможностей педагога; - сложившийся характер взаимоотношений педагога и воспитанников; - творческая индивидуальность педагога; - особенности учебной группы,класса.
35 слайд
Описание слайда:
36 слайд
Описание слайда:
Авторитарный стиль Цели деятельности, способы ее выполнения единолично задаются педагогом. Свои действия он не объясняет, не комментирует, проявляет чрезмерную требовательность, категоричен в суждениях, не принимает возражений, с пренебрежением относится к мнениям, инициативе учащихся. Педагог постоянно проявляет свое превосходство, у него отсутствует сопереживание, сочувствие. Преобладает официальный, приказной, начальственный тон обращения, форма обращения - указание, поучение, приказ, инструкция, окрик. Общение строится на дисциплинарных воздействиях и подчинении «Делайте, как я говорю, и не рассуждайте»
37 слайд
Описание слайда:
Либеральный стиль Отсутствует система в организации деятельности и контроля. Педагог занимает позицию стороннего наблюдателя, не вникает в жизнь коллектива, в проблемы отдельной личности, довольствуется минимальными достижениями. При таком стиле руководства отсутствует целенаправленное взаимодействие «учитель-ученик». «Как все идет, так и пусть идет»
38 слайд
Описание слайда:
39 слайд
Описание слайда:
Какой стиль взаимодействия педагога и ученика выбираешь ты? авторитарно- догматический либеральный или попустительский демократический
40 слайд
Описание слайда:
Психолог А.К. Маркова - предлагает классификацию индивидуальных стилей педагогического общения. Она выделяет: - эмоционально - импровизационный, - эмоцинально - методичный, -рассуждающе - импровизационный, -расссуждающе - методичный стили общения.
41 слайд
Описание слайда:
Эмоционально-импровизационный стиль (ЭИС) Педагога этого стиля отличает преимущественная ориентация на процесс обучения. Объяснение нового материала такой учитель строит логично, интересно, однако в процессе объяснения у него часто отсутствует обратная связь с учениками. Во время опроса учитель обращается к большому числу учеников, в основном, сильных, интересующих его. Опрашивает их в быстром темпе, задаёт неформальные вопросы, но мало даёт им говорить, не дожидается, пока они сформулируют ответ самостоятельно.
42 слайд
Описание слайда:
Эмоционально-методический стиль (ЭМС) Для педагога этого стиля характерны ориентация на процесс и результаты обучения. Ориентируясь как на процесс, так и на результат обучения, такой педагог адекватно планирует учебно-воспитательный процесс, поэтапно отрабатывает весь учебный материал, внимательно следит за уровнем знаний всех учащихся, в его деятельности постоянно представлены закрепление и повторение учебного материала, контроль знаний учащихся. Такого педагога отличает высокая оперативность, он часто меняет виды работы на занятиях, практикует коллективные обсуждения
43 слайд
Описание слайда:
Рассуждающе-импровизационный стиль (РИС) Для педагога характерны ориентация на процесс и результаты обучения, адекватное планирование учебно-воспитательного процесса. По сравнению с педагогами эмоциональных стилей обучения, педагог, использующий РИС, проявляет меньшую изобретательность в подборе и варьировании методов обучения, не всегда способен обеспечить высокий темп работы. Реже практикует коллективные обсуждения, время спонтанной речи его учащихся на занятиях меньше, чем у педагогов с эмоциональным стилем. Педагог, применяющий РИС, меньше говорит сам, особенно во время опроса, предпочитая воздействовать на учащихся косвенным путём (посредством подсказок, уточнений и т.д.), давая возможность отвечающим самим оформить ответ.
44 слайд
Описание слайда:
Рассуждающе - методический стиль (РМС) Ориентируясь преимущественно на результаты обучения и адекватно планируя учебно-воспитательный процесс, педагог с этим стилем проявляет консервативность в использовании средств и способов педагогической деятельности. Высокая методичность (систематичность закрепления, повторения учебного материала, контроля знаний учащихся) сочетается с небольшим стандартным набором используемых методов обучения, предпочтением репродуктивной деятельности учащихся, редким проведением коллективных обсуждений с использованием элементов дискуссии. В процессе опроса педагог обращается к небольшому количеству учащихся, давая каждому достаточно времени на ответ, уделяя особое внимание слабым в академическом отношении воспитанникам.
45 слайд
Описание слайда:
Условно можно выделить четыре группы педагогов по степени интенсивности их общения с учащимися. - к первой группе можно отнести тех педагогов, кто постоянно общается с учащимися; вторую группу составляют педагоги, которые с уважением относятся к учащимся, пользуются их доверием и симпатией; в третью группу можно включить педагогов, которые явно стремятся к близкому общению со своими подопечными, но такового не имеют; четвёртая группа – те педагоги, которые общение с учащимися ограничивают узкими рамками деловых вопросов.
46 слайд
Описание слайда:
КЛЮЧ ДЛЯ ОБРАБОТКИ ОТВЕТОВ. Варианты ответов Вопросы 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 А 2 3 2 2 3 1 2 3 1 2 Б 3 1 3 1 2 2 3 1 2 1 В 1 2 1 3 1 3 1 2 3 3
47 слайд
Описание слайда:
25-30 баллов – предпочтение демократического стиля; 20-24 балла - склонность к авторитарному стилю; 10 –19 баллов – выраженность либерального стиля общения. Итоги анкетирования
48 слайд
Описание слайда:
Барьеры восприятия в общении Эффект ореола – распространение общего оценочного впечатления о человеке на все его ещё неизвестные личностные качества и свойства, действия и поступки. Ранее сложившееся представление мешает по- настоящему понять человека. Эффект первого впечатления - 0бусловленность восприятия и оценивания человека по первому впечатлению о нём, которое может оказаться ошибочным. Эффект первичности - придание большого значения при восприятии и оценивании незнакомого воспитанника или группы той информации о нём, которая поступила раньше.
49 слайд
Описание слайда:
Эффект новизны - придание большого значения более поздней информации при восприятии и оценивании знакомого человека. Эффект проекции - приписывание своих достоинств приятным воспитанникам или другим людям, и своих недостатков - неприятным. Эффект стереотипизации - использование в процессе межличностного восприятия устойчивого образа человека. Приводит к упрощению в познании человека, построению неточного образа другого, к возникновению предубеждения.
50 слайд
Описание слайда:
Качества личности учителя значимые для продуктивного общения Глубокое знание психологии другого человека (его ценностей, идеалов, направленности, потребностей, интересов, уровня притязаний). Социальная установка на человека (аттракция). Безусловное принятие ребёнка – принцип предвосхищающего уважения. способность к педагогической импровизации. Воспитанность эмоциональной сферы: умения сопереживать и сочувствовать – готовность к эмпатии. Самопознание и самооценка: педагогическая рефлексия (способствует умению правильно настраиваться на другого человека, выбирать соответствующий способ поведения. Коммуникативные умения – умения вступать в общение, выбирать или создавать новые способы коммуникации. Владения техникой общения. Гибкость, оперативно-творческое мышление; Педагогическая интуиция. Умение прогнозировать возможные педагогические ситуации; умение управлять собой;
52 слайд
Описание слайда:
ПРАВИЛА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ. 1. Проявлять педагогический такт (в каждом конкретном случае применять метод, поддерживающий чувство достоинства ребенка); 2. Уметь слушать; 3. Уметь по внешним признакам определить состояние ребенка, мимикой, позой поддерживать высказывание собеседника, выслушивать с вниманием и уважением, не прерывать собеседника; 4. Уметь говорить: - владеть культурой речи (доступность, образность, логичность высказывания, лаконичность); - управлять голосом (интонация, дикция); - управлять мимикой и жестами; - уменьшение речевой деятельности, ведение диалога, а не монолога; 5. Уметь управлять своим состоянием, чувствами; вытеснение отрицательных мыслей из сознания, установка на положительное восприятие собеседника, излучение тепла, доброжелательности.
53 слайд
Описание слайда:
НЕГАТИВНАЯ УСТАНОВКА ПОЗИТИВНАЯ УСТАНОВКА меньше времени на ответ дольше ждет ответа на вопрос не использует наводящие вопросы и подсказки, при затруднении задает наводящие вопросы при неверном ответе спешит переадресовать вопрос другому уч-ся или отвечает сам при неверном ответе не спешит с оценкой, а старается подкорректировать его чаще порицает и меньше поощряет вопрос поощряет улыбкой, взглядом не реагирует на удачное действие уч-ся и не замечает его успехов чаще обращается к уч-ся взглядом в ходе занятия иногда вообще не работает с ним на занятии
54 слайд
Описание слайда:
Основные идеи педагогики сотрудничества: требовательные и уважительные отношения с учениками; исключение принуждения в обучении и воспитании за счёт дифференциации учебного материала и обеспечения свободного выбора учащимися уровня сложности заданий; конкретная целенаправленность обучения; развитие памяти учащихся с помощью опорных конспектов и сигналов, специальных упражнений; изучение учебного материала крупными блоками с использованием активных формой методов; опережение в обучении за счёт использования заданий на развитие взаимосвязей; комплексная оценка учебной деятельности, возможность изменить любую оценку;
56 слайд
Описание слайда:
1. Мать Маши пришла в школу узнать, как учится и ведет себя ее дочь. Только она успела переступить порог учительской, как услышала: Ваша дочь – законченная лентяйка! А, Машина мама, наконец – то.. . Хорошо, что пришли, я уж и сам собирался вас вызвать: болтает дочь на уроках, никакого сладу с ней! Но вот в учительской появилась Машина классная руководительниц. Она берет женщину под руку и уводит ее в укромный уголок. И они уже разговаривают о чем – то шепотом. Классная руководительница обязательно найдет что – то такое, от чего Машино положение не будет казаться маме совсем безнадежным. Она непременно расскажет, какая Маша добрая, как любят ее в классе, как близко к сердцу принимает она все классные дела. И только потом разговор пойдет о "двойке" за последний диктант, о невыученном уроке истории, о разговорах на уроках математики. И спустя уже несколько минут уже слышится голос Машиной мамы: "Спасибо, голубушка. Уж я постараюсь, прослежу". И уходит она из школы не раздраженная, а озабоченная новыми задачами, которые придется решать вместе с классной руководительницей. Какие чувства испытала мать Маши, войдя в учительскую? Дайте оценку поведения учителей. Как следует вести беседу с родителями? Чем объяснить взаимопонимание, возникшее в беседе классной руководительницы с мамой? Педагогические ситуации.
57 слайд
Описание слайда:
2.Молодая учительница литературы, войдя в VIII класс, в ответ на свое приветствие услышала: "Честь, имею!", которое Сергей сопроводил характерным рыцарским жестом и поклоном. Как прореагировать? А. Не отдавая должного великосветской галантности юного паладина, выставить его за дверь: "Пойди, прогуляйся и обдумай свое поведение". Б. Не обратить внимание и начинать урок. В. Не обратить внимание, но на уроке неожиданно вызвать или дать задачу потруднее, показав неуместность его шуток при неглубокой подготовке. Г. Принять приветствие: "О, поклонник литературы! Мне как раз нужна ваша помощь (раздать тетради, оформить доску, управлять ТСО и пр.)". Д. Ваше решение. Проанализируйте действия учителя, определите их влияние на характер общения. Определите. Какие из предложенных примеров демонстрируют совпадение целей педагога и восьмиклассники.
59 слайдОписание слайда:
Стили руководства индивидуально-типические особенности целостной,
относительно устойчивой системы способов, методов
воздействия руководителя на коллектив с целью эффективного
и качественного выполнения управленческих
функций.(Журавлев)
целостная специфическая система устойчиво повторяющихся
особенностей деятельности руководителя, обладающая
внутренней гармонией и выработанная для эффективного
осуществления функций управления в определенных
условиях.(Шакуров)
интегративная характеристика деятельности руководителя, в
которой отражаются личные качества руководителя,
взаимоотношения с подчиненными и особенности
деятельности.(Ревенко)
стабильно проявляющиеся особенности взаимодействия
руководителя с коллективом, формирующиеся под влиянием
как объективных и субъективных условий управления, так и
индивидуально-психологических особенностей личности
руководителя.(Русалинова)
Три основных стиля руководства (по К.Левину):
Авторитарный;Демократический;
Попустительский (либеральный).
Авторитарный
учащемуся принадлежит изначальноподчинённая роль, обучение и воспитание
осуществляется как целенаправленное
воздействие.
Демократический
есть определённая регламентация ролейучастников диалога, но она не ущемляет
свободы проявления индивидуальных
склонностей и особенностей характера.
Попустительский
внешне позволяет достичь раскованныхотношений, но чреват возможностью
утраты контроля педагога над поведением
воспитанников.
В стиле педагогической деятельности находят выражение
особенности коммуникативныхвозможностей педагога;
достигнутый уровень
взаимоотношений;
творческая индивидуальность педагога;
особенности студенческого коллектива.
Существует несколько классификаций стилей педагогической деятельности.
I.Регламентир
ованный
ИмпровизационныйРегламентированный
стиль
Импровизационный стиль
предусматривает
позволяет спонтанно
строгое
находить решение
подразделение и
каждой, вновь
ограничение ролей
возникающей
участников
ситуации.
педагогического
процесса, следование
определённым
шаблонам и
правилам.
II.Стили деятельности учителя (А.К. Маркова)
ЭмоциональныйРегламентированный
(методический)
Импровизационный
Рассуждающий
Стили деятельности учителя (А.К. Маркова)
СтилиОриентаци Планирова
я
на ние
процесс/рез
ультат
учебный
материал
Ориентаци Операти
я
на вность
учеников
Методич гибкость
ность
Эмоциональ на процесс недостаточн
нообучения
о
импровизац
адекватное
ионный
наиболее
интересный
материал
для урока
на сильных высокая
учеников
низкая
Интуитивность,
чуткое
и
зависимость
от проницатель
ситуации
на ное
уроке, гибкость и
импульсивность
Эмоциональ
нометодическ
ий
на результат адекватное
и
на
процесс
обучения
поэтапная
отработка
высокая
высокая
Рассуждаю
щеимпровизац
ионный
на процесс адекватное
и
результаты
высокая
Недостат
очно
высокая
чувствителен
к чуткое
и
изменениям
проницатель
ситуации
на ное
уроке, личностно
тревожен
сочетание
интуитивности и
рефлективности,
осторожность,
традиционность
Рассуждаю
щеметодическ
ий
на
результаты
обучения
консерват
ивность
Высокая
адекватное
рефлексивность,
малая
чувствительность
к
изменениям
ситуаций
на
уроке,
осторожность
Отношение
к
учащимся
III.Стили педагогического общения (В. А. Кан-Калик):
Общение на основе увлеченностисовместной деятельностью.
Общение на основе дружеского
расположения.
Общение – дистанция.
Общение – устрашение.
Общение – заигрывание.
Общение – превосходство.
IV.Американские психологи выявили три типа педагогов:
"Проактивный","Реактивный",
"Сверхреактивный".
"Проактивный" педагог
"Проактивный" педагогинициативен в организации общения в
группе, как группового, так и парного
(учитель-ученик). Он четко
индивидуализирует свои контакты со
студентами. Но его установки меняются в
соответствии с опытом. Он знает, чего
хочет, и понимает, что в его собственном
поведении или поведении студентов
способствует достижению этой цели.
"Реактивный" педагог
"Реактивный" педагогтоже гибок в своих установках, но он
внутренне слаб, подчинен "стихии
общения". Не он сам, а студенты
диктуют характер его общения с
группой. У него расплывчатые цели, он
приспосабливается и подстраивается к
студентам.
"Сверхреактивный" педагог,
"Сверхреактивный"педагог,
замечая индивидуальные различия, тут же
строит нереальную модель,
преувеличивающую эти различия. Такой
педагог имеет дело не с реальными, а с
выдуманными им студентами и ведет себя
соответствующим образом. Студенты при
этом - его личные враги, а его поведение род защитного психологического
механизма.
V.Типология профессиональных позиций учителей, предложенная М. Таленом.
МОДЕЛЬ 1 – «СОКРАТ».МОДЕЛЬ 2 – «РУКОВОДИТЕЛЬ
ГРУППОВОЙ ДИСКУССИИ».
МОДЕЛЬ 3 – «МАСТЕР».
МОДЕЛЬ 4 – «ГЕНЕРАЛ».
МОДЕЛЬ 5 – «МЕНЕДЖЕР».
МОДЕЛЬ 6 – «ТРЕНЕР».
МОДЕЛЬ 7 – «ГИД».
МОДЕЛЬ 1 – «СОКРАТ»
Это педагог с репутацией любителяспоров и дискуссий, намеренно их провоцирующий на занятиях. Ему свойственны
индивидуализм, несистематичность в
учебном процессе из-за постоянной
конфронтации; учащиеся на его занятиях
усиливают защиту
собственных позиций,
учатся их отстаивать.
МОДЕЛЬ 2 – «РУКОВОДИТЕЛЬ ГРУППОВОЙ ДИСКУССИИ»
Главным в учебно-воспитательномпроцессе считает достижение согласия и
установление сотрудничества между
учащимися, отводя себе роль посредника,
для которого поиск
демократического согласия
важнее результата дискуссии.
МОДЕЛЬ 3 – «МАСТЕР»
Педагог выступает как образец дляподражания, подлежащий безусловному
копированию, и прежде всего не столько в
учебном процессе, сколько в отношении к
жизни вообще.
МОДЕЛЬ 4 – «ГЕНЕРАЛ»
Избегает всякой двусмысленности,подчеркнуто требователен, жестко добивается
послушания, так как считает, что всегда и во
всем прав, а учащийся должен беспрекословно
подчиняться отдаваемым приказам.
МОДЕЛЬ 5 – «МЕНЕДЖЕР»
Стиль, сопряженный с атмосферойэффективной деятельности коллектива,
поощрением их инициативы и
самостоятельности. Педагог стремится к
обсуждению с каждым
учащимся смысла решаемой
задачи, качественному
контролю и оценке
конечного результата.
МОДЕЛЬ 6 – «ТРЕНЕР»
Атмосфера общения пронизана духомкорпоративности. Учащиеся подобны
игрокам одной команды, где каждый в
отдельности не важен как индивидуальность,
но все вместе они могут многое. Педагогу
отводится роль вдохновителя
групповых усилий, для
которого главное – конечный
результат, победа.
МОДЕЛЬ 7 – «ГИД»
Воплощенный образ ходячейэнциклопедии. Лаконичен, точен,
сдержан. Ответы на все вопросы ему
известны заранее, как и сами вопросы.
Технически безупречен и именно
поэтому зачастую откровенно
скучен.
Вопрос! Чем отличаются модели: «Сократ» и «Руководитель групповой дискуссии»? «Менеджер» и «Тренер»?
Основание, заложенное в типологизациюМ.Талена:
выбор роли педагогом, исходя из
собственных потребностей, а не
потребностей учащихся.
Вопрос!
Чем отличаются модели:
«Сократ» и «Руководитель групповой дискуссии»?
«Менеджер» и «Тренер»?
Если рассматривать общение как сквозной процесс в обучении, то необходимо выделить две основные модели общения:
–учебно-дисциплинарную;–личностно-ориентированную.
1. Учебно-дисциплинарная модель общения.
Для рассматриваемой модели общенияхарактерен авторитарный стиль общения,
где:
– Способы общения: наставления, разъяснения,
запреты, требования, угрозы, наказания,
нотации, окрик.
– Тактика общения: диктат или опека.
– Личностная позиция: удовлетворить
требования руководства и контролирующих
инстанций.
2. Личностно-ориентированная модель общения.
Для этой модели общения характерендиалогический тип общения.
- Способы общения: понимание, признание и
принятие личности учащегося.
- Тактика общения: сотрудничество, создание и
использование ситуаций, требующих проявления
интеллектуальной и нравственной активности
учащихся.
- Личностная позиция педагога: исходить из
интересов учащегося и перспектив его
дальнейшего развития.
Функции общения
Характеристика
Информационная
Обмен сообщениями, т.е. приём-передача каких-либо сведений в ответ на запрос, а также обмен мнениями.
Контактная
Установление контакта как состояния обоюдной готовности к приёму и передаче сообщения.
Побудительная
Стимуляция активности партнера по общению, направляющая его на выполнение тех или иных действий.
Координационная
Взаимное ориентирование и согласование действий при организации совместной деятельности.
Понимания
Не только адекватное восприятие и понимание смысла сообщения, но и понимания партнёрами друг друга.
Установление отношений
Осознание и фиксирование своего места в системе ролевых, деловых, межличностных связей сообщества, в котором предстоит действовать педагогу.
- Авторитарная (разящие стрелы). Учитель единолично определяет направление деятельности группы, указывает, кто с кем должен сидеть, работать, пресекает всякую инициативу учащихся, учащиеся живут в мире догадок. Основные формы взаимодействия - приказ, указание, инструкция, выговор.
- Демократическая (возвращающийся бумеранг). Проявляется в опоре руководителя на мнение коллектива, учитель старается донести цель деятельности до сознания каждого. Основные способы общения у такого учителя - просьба, совет, информация.
- Либеральная(плывущий плот) . Учитель старается не вмешиваться в жизнь коллектива, не проявляет активности, вопросы рассматривает формально, легко подчиняется другим противоречивым влияниям.
- Общение на основе увлеченности совместной деятельностью.
- Общение на основе дружеского расположения.
- Общение-диалог.
- Общение-дистанция.
- Общение-устрашение.
- Общение-заигрывание.
название моделей
характеристика
1. Модель дикторская ("Монблан").
следствие
Педагогические функции сведены к информационному общению при отсутствии личностного взаимодействия.
2. Модель неконтактная ("Китайская стена").
отсутствие психологического контакта, безынициативность и пассивность обучаемых.
Между педагогом и обучаемым существует слабая обратная связь ввиду барьеров общения: отсутствие желания к сотрудничеству, информационный, а не диалоговый характер занятия.
3. Модель дифференцированного внимания ("Локатор")
4. Модель гипорефлексивная ("Тетерев").
слабое взаимодействие с обучаемыми, а с их стороны - равнодушное отношение к педагогу.
Основана на избирательных отношениях с обучаемыми. Педагоги ориентированы не на весь состав аудитории, а лишь на часть, допустим на талантливых, слабых, лидеров.
нарушается целостность взаимодействия в системе "педагог-коллектив", она подменяется фрагментарностью ситуативных контактов.
Педагог в общении как бы замкнут в себе: его речь большей частью монологична. Такой педагог проявляет эмоциональную глухоту к окружающим.
5. Модель гиперрефлексивная ("Гамлет").
практически отсутствует взаимодействие между обучаемым и обучающим(поле психологического вакуума).
Педагог озабочен не столько содержательной стороной взаимодействия, сколько тем, как он воспринимается окружающими. Межличностные отношения принимают для него доминирующее значение.
обостренная социально-психологическая чувствительность педагога, приводящая его к неадекватным реакциям на реплики и действия аудитории; бразды правления могут оказаться в руках обучаемых.
название моделей
характеристика
6. Модель негибкого реагирования ("Робот").
Взаимоотношения педагога с обучаемыми строятся по жесткой программе, но педагог не обладает чувством постоянно меняющейся ситуации общения. Им не учитываются состав и психологическое состояние обучаемых, их возрастные и этнические особенности.
следствие
Учебный процесс целиком фокусируется на педагоге. Он - главное и единственное действующее лицо. От него исходят вопросы и ответы, суждения и аргументы.
8. Модель активного взаимодействия ("Союз").
низкий эффект социального взаимодействия.
Педагог постоянно находится в диалоге с обучаемыми, держит их в мажорном настроении, поощряет инициативу, легко схватывает изменения в психологическом климате коллектива и гибко реагирует на них. Преобладает стиль дружеского взаимодействия с сохранением ролевой дистанции.
воспитывается безынициативность, теряется творческий характер обучения, искажается мотивационная сфера познавательной активности.
Следствие: возникающие учебные, организационные, этические и др. проблемы творчески решаются совместными усилиями. Такая модель наиболее продуктивна.
- Своевременная помощь в подборе адекватной лексики, правильном
построении высказываний;
- Обучение коммуникативным приёмам, технике выступления и общения;
- Позитивная критика (если такая необходима) поведения учащегося в диалоге с преподавателем;
- Демонстрация вербальными и невербальными средствами заинтересованного внимания к учащимся, поддержка их стремления к участию в диалоге с преподавателем.
- Побуждение к активному взаимодействию с преподавателем на занятии;
- Мотивирование перед группой поощрений за проявленную инициативу;
- Критика собственных ошибок в качестве демонстрации эталона отношения к ним;
- «Игровая провокация».
Выбор учащимися личностных качеств преподавателя.
- Справедливость
- Умение поставить себя на место другого
- Доброта
- Сдержанность
- Терпимость
- Красота, стиль
- Хорошие вербальные способности
- Доступность изложения материала
- Строгость
- Интерес к людям и работе с ними; Гибкость, оперативно-творческое мышление; Умение ощущать и поддерживать обратную связь в общении; Умение управлять собой; Эмпатия (способность поставить себя на место другого); Способность к спонтанности коммуникаций; Умение прогнозировать возможные педагогические ситуации, последствия своих воздействий; Хорошие вербальные способности: культура, развитость речи, богатый лексический запас, правильный отбор языковых средств; Способность к педагогической импровизации, умение применять всё разнообразие средств воздействия (убеждение, внушение, применение различных приёмов воздействия)
- Интерес к людям и работе с ними;
- Гибкость, оперативно-творческое мышление;
- Умение ощущать и поддерживать обратную связь в общении;
- Умение управлять собой;
- Эмпатия (способность поставить себя на место другого);
- Способность к спонтанности коммуникаций;
- Умение прогнозировать возможные педагогические ситуации, последствия своих воздействий;
- Хорошие вербальные способности: культура, развитость речи, богатый лексический запас, правильный отбор языковых средств;
- Способность к педагогической импровизации, умение применять всё разнообразие средств воздействия (убеждение, внушение, применение различных приёмов воздействия)
Слайд 2
Педагогическое общение - специфическая форма общения, имеющая свои особенности, и в то же время подчиняющаяся общим психологическим закономерностям, присущим общению как форме взаимодействия человека с другими людьми, включающей коммуникативный, интерактивный и перцептивный компоненты.
Слайд 3
Достижение положительного результата общения и взаимодействия связано с накоплением и правильным обобщением информации друг о друге, зависит от уровня развития коммуникативных умений педагога, его способности к эмпатии и рефлексии, к наблюдательности, от умения слушать, понимать ученика, воздействовать на него посредством убеждения, внушения, эмоционального заражения, изменения стилей и позиций общения, умения преодолевать манипуляции и конфликты. Важную роль играют психолого-педагогическая компетентность преподавателя в области психологических особенностей и закономерностей общения, взаимодействия.
Слайд 4
Стили педагогического общения Можно выделить шесть основных стилей руководства преподавателем учащихся: - автократический (самовластный стиль руководства), когда преподаватель осуществляет единоличное управление коллективом учащихся, не позволяя им высказывать свои взгляды и критические замечания, педагог последовательно предъявляет к учащимся требования и осуществляет жесткий контроль за их исполнением; - авторитарный (властный) стиль руководства допускает возможность для уч-ся участвовать в обсуждении вопросов учебной или коллективной жизни, но решение, в конечном счете, принимает преподаватель в соответствии со своими установками;
Слайд 5
Демократический стиль предполагает внимание и учет преподавателем мнений уч-ся, он стремится понять их, убедить, а не приказывать, ведет диалогическое общение на равных; - игнорирующий стиль характеризуется тем, что преподаватель стремится меньше вмешиваться в жизнедеятельность уч-ся, практически устраняется от руководства ими, ограничиваясь формальным выполнением обязанностей передачи учебной и административной информации;
Слайд 6
Попустительский, конформный стиль проявляется в том случае, когда преподаватель устраняется от руководства группой уч-ся либо идет на поводу их желаний; - непоследовательный, алогичный стиль - преподаватель в зависимости от внешних обстоятельств и собственного эмоционального состояния осуществляет любой из названных стилей руководства, что ведет к дезорганизации и ситуативности системы взаимоотношений преподавателя со уч-ся, к появлению конфликтных ситуаций.
Слайд 7
Известный психолог В.А. Кан-Калик выделял следующие стили педагогического общения
Слайд 8
1. Общение на основе высоких профессиональных установок педагога, его отношения к педагогической деятельности в целом. О таких говорят: "За ним дети буквально по пятам ходят!" 2. Общение на основе дружеского расположения. Оно предполагает увлеченность общим делом. Педагог выполняет роль наставника, старшего товарища, участника совместной учебной деятельности. 3. Общение-дистанция относится к самым распространенным типам педагогического общения. В этом случае во взаимоотношениях постоянно прослеживается дистанция во всех сферах, в обучении, со ссылкой на авторитет и профессионализм, в воспитании со ссылкой на жизненный опыт и возраст. Такой стиль формирует отношение "учитель - ученики".
Слайд 9
4. Общение-устрашение - негативная форма общения, антигуманная, вскрывающая педагогическую несостоятельность прибегающего к нему преподавателя. 5. Общение-заигрывание - характерно для молодых преподавателей, стремящихся к популярности. Такое общение обеспечивает лишь ложный, дешевый авторитет.
10
Слайд 10
Чаще всего в педагогической практике наблюдается сочетание стилей в той или иной пропорции, когда доминирует один из них. Из числа разработанных в последние годы за рубежом классификаций стилей педагогического общения интересной представляется типология профессиональных позиций учителей, предложенная М. Таленом.
11
Слайд 11
Модель I - "Сократ ". Это учитель с репутацией любителя споров и дискуссий, намеренно их провоцирующий на занятиях. Ему свойственны индивидуализм, несистематичность в учебном процессе из-за постоянной конфронтации; учащиеся усиливают защиту собственных позиций, учатся их отстаивать. Модель II - "Руководитель групповой дискуссии ". Главным в учебно-воспитательном процессе считает достижение согласия и установление сотрудничества между учащимися, отводя себе роль посредника, для которого поиск демократического согласия важнее результата дискуссии. Модель III - "Мастер". Учитель выступает как образец для подражания, подлежащий безусловному копированию и прежде всего не столько в учебном процессе, сколько в отношении к жизни вообще.
12
Слайд 12
Модель IV - "Генерал". Избегает всякой двусмысленности, подчеркнуто требователен, жестко добивается послушания, так как считает, что всегда и во всем прав, а ученик, как армейский новобранец, должен беспрекословно подчиняться отдаваемым приказам. По данным автора типологии, этот стиль наиболее распространен, чем все вместе взятые, в педагогической практике. Модель V - "Менеджер". Стиль, получивший распространение в радикально ориентированных школах и сопряженный с атмосферой эффективной деятельности класса, поощрением их инициативы и самостоятельности. Учитель стремится к обсуждению с каждым учащимся смысла решаемой задачи, качественному контролю и оценке конечного результата.
13
Слайд 13
Модель VI - "Тренер". Атмосфера общения в классе пронизана духом корпоративности. Учащиеся в данном случае подобны игрокам одной команды, где каждый в отдельности не важен как индивидуальность, но все вместе они могут многое. Учителю отводится роль вдохновителя групповых усилий, для которого главное - конечный результат, блестящий успех, победа. Модель VII - "Гид". Воплощенный образ ходячей энциклопедии. Лаконичен, точен, сдержан. Ответы на все вопросы ему известны зара --нее, как и сами вопросы. Технически безупречен и именно поэтому зачастую откровенно скучен.
14
Слайд 14
Профессионально-важные качества педагогического общения 1) интерес к людям и работе с ними, наличие ПОТРЕБНОСТИ и умений общения, общительность, коммуникативные качества; 2) способность эмоциональной ЭМПАТИИ и понимания людей; 3) ГИБКОСТЬ, оперативно-творческое мышление, обеспечивающее умение быстро и правильно ориентироваться в меняющихся условиях общения, быстро изменять речевое воздействие э зависимости от ситуации общения, индивидуальных особенностей уч-ся; 4) умение ощущать и поддерживать ОБРАТНУЮ СВЯЗЬ в общении; 5) умение УПРАВЛЯТЬ СОБОЙ, управлять своими психическими состояниями, своим телом, голосом, мимикой, умение управлять настроением, мыслями, чувствами, умение снимать мышечные зажимы; 6) способность к СПОНТАННОСТИ (неподготовленной) коммуникации; 7) умение ПРОГНОЗИРОВАТЬ возможные педагогические ситуации, последствия своих воздействий; 8) хорошие ВЕРБАЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ: культура, развитость речи, богатый лексический запас, правильный отбор языковых средств; 9) владение искусством ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ПЕРЕЖИВАНИЙ, которые представляют сплав жизненных, естественных переживаний педагога и педагогически целесообразных переживаний, способных повлиять на уч-ся в требуемом направлении; 10) способность к ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ИМПРОВИЗАЦИИ, умение применять все разнообразие средств воздействия (убеждение, внушение, заражение, применением различных приемов воздействия, "приспособлений" и "пристроек").
15
Последний слайд презентации: Педагогические стили общения
Таким образом, особую роль в наши дни в педагогическом общении, в том, обречено оно на неудачи или, наоборот, на успех, играет личность педагога…