Функции и стили педагогического общения презентация. Презентация "стили общения педагога с учащимися"

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

Сущность и особенности педагогического общения раскрываются в трудах педагогов и психологов А.А. Бодалева, Н.В.Кузьминой, Я.Л. Коломинского, И.А, Зимней, А.Н.Лутошкина, А.К.Марковой.

3 слайд

Описание слайда:

Стиль как манера общения - представлен в педагогической практике тремя основными формами организации педагогического взаимодействия: - сотрудничеством педагогов и учащихся в совместном поиске знаний; - давлением педагога на учащихся и сковыванием (ограничением) их активности и творческой инициативе; - нейтральным отношением к учащимся, уходом педагога не только от проблем своих воспитанников, но и от решения собственных профессиональных задач.

4 слайд

Описание слайда:

Стиль педагогического общения - -это индивидуально-типологические особенности социально-типологического взаимодействия педагогов и обучающихся. В стиле общения находят выражение: - особенности коммуникативных возможностей педагога; - сложившийся характер взаимоотношений педагога и воспитанников; - творческая индивидуальность педагога; - особенности учебной группы,класса.

5 слайд

Описание слайда:

Авторитарный стиль - – для него характерны следующие особенности: педагог единолично определяет направление деятельности группы, класса, указывает, кто с кем должен сидеть, работать, пресекает любую инициативу учащихся, которые вынуждены довольствоваться догадками. Основные формы взаимодействия – приказ, указание, инструкция, выговор.

6 слайд

Описание слайда:

Демократический стиль - - проявляется в опоре педагога на мнение группы, класса. Педагог старается донести цель деятельности до сознания каждого, подключает всех к участию в обсуждении хода работы; видит свою задачу не только в контроле и координации, но и в воспитании. Каждый учащийся поощряется, у него появляется уверенность в себе.

7 слайд

Описание слайда:

Либеральный стиль - - педагог старается не вмешиваться в жизнь группы, класса. Не проявляет активности, вопросы рассматривает формально, легко подчиняется разным, подчас противоречивым влияниям, фактически самоустраняется от ответственности за происходящее.

8 слайд

Описание слайда:

Психолог А.К. Маркова - предлагает классификацию индивидуальных стилей педагогического общения. Она выделяет: - эмоционально - импровизационный, - эмоцинально - методичный, -рассуждающе - импровизационный, -расссуждающе - методичный стили общения.

9 слайд

Описание слайда:

Эмоционально-импровизационный стиль (ЭИС) Педагога этого стиля отличает преимущественная ориентация на процесс обучения. Объяснение нового материала такой учитель строит логично, интересно, однако в процессе объяснения у него часто отсутствует обратная связь с учениками. Во время опроса учитель обращается к большому числу учеников, в основном, сильных, интересующих его. Опрашивает их в быстром темпе, задаёт неформальные вопросы, но мало даёт им говорить, не дожидается, пока они сформулируют ответ самостоятельно.

10 слайд

Описание слайда:

Эмоционально-методический стиль (ЭМС) Для педагога этого стиля характерны ориентация на процесс и результаты обучения. Ориентируясь как на процесс, так и на результат обучения, такой педагог адекватно планирует учебно-воспитательный процесс, поэтапно отрабатывает весь учебный материал, внимательно следит за уровнем знаний всех учащихся, в его деятельности постоянно представлены закрепление и повторение учебного материала, контроль знаний учащихся. Такого педагога отличает высокая оперативность, он часто меняет виды работы на занятиях, практикует коллективные обсуждения

11 слайд

Описание слайда:

Рассуждающе-импровизационный стиль (РИС) Для педагога характерны ориентация на процесс и результаты обучения, адекватное планирование учебно-воспитательного процесса. По сравнению с педагогами эмоциональных стилей обучения, педагог, использующий РИС, проявляет меньшую изобретательность в подборе и варьировании методов обучения, не всегда способен обеспечить высокий темп работы. Реже практикует коллективные обсуждения, время спонтанной речи его учащихся на занятиях меньше, чем у педагогов с эмоциональным стилем. Педагог, применяющий РИС, меньше говорит сам, особенно во время опроса, предпочитая воздействовать на учащихся косвенным путём (посредством подсказок, уточнений и т.д.), давая возможность отвечающим самим оформить ответ.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

3 слайд

Описание слайда:

1.Что такое педагогическое общение? 2.Функции педагогического общения. 3.Этапы педагогического общения. 4.Характеристики профессиональной позиции педагога. 5.Модели,характеризующие отношения взрослого и ребёнка. 4. Стили общения и руководства 5.Анкетирование

4 слайд

Описание слайда:

Можно быть профессором в области своего предмета, но если нет взаимодействия между учителем и учениками, результатов образования не будет.

5 слайд

Описание слайда:

6 слайд

Описание слайда:

От характера педагогического общения во многом зависит эффективность воспитательно-образовательной работы в школе. Общение педагога с детьми существенным образом влияет на формирование личности ребёнка, особенности его отношения с окружающими.

7 слайд

Описание слайда:

Сущность и особенности педагогического общения раскрываются в трудах педагогов и психологов А.А. Бодалева, Н.В.Кузьминой, Я.Л. Коломинского, И.А, Зимней, А.Н.Лутошкина, А.К.Марковой.

8 слайд

Описание слайда:

Стиль как манера общения - представлен в педагогической практике тремя основными формами организации педагогического взаимодействия: - сотрудничеством педагогов и учащихся в совместном поиске знаний; - давлением педагога на учащихся и сковыванием (ограничением) их активности и творческой инициативе; - нейтральным отношением к учащимся, уходом педагога не только от проблем своих воспитанников, но и от решения собственных профессиональных задач.

9 слайд

Описание слайда:

Сущность и особенности педагогического общения раскрываются в трудах педагогов и психологов А. А. Бодалева, А. А. Леонтьева, Н.В.Кузьминой, В. А. Кан-Калика, Я. Л. Коломинского, И. А. Зимней, А. А. Реана.

10 слайд

Описание слайда:

Педагогическое общение - это взаимодействие педагога с учащимися в учебно-воспитательном процессе, направленное на создание благоприятного психологического климата, способствующего более полному развитию личности.

11 слайд

Описание слайда:

Структура и функции педагогического общения: Коммуникативный компонет (обмен информацией) Перцептивный компонент (восприятие и познание людьми друг друга) Интерактивный компонент(организация и регуляция совместной деятельности).

12 слайд

Описание слайда:

13 слайд

Описание слайда:

Этапы профессионально-педагогического общения: прогностический, начальный период общения, управление общением, анализ осуществленной системы общения и моделирование системы на предстоящую деятельность.

14 слайд

Описание слайда:

15 слайд

Описание слайда:

Стадия вербального общения Стадия обратной связи Стадия вербального и невербального взаимодействия Стадия обратной связи ………….. Прогностический этап Начальный этап «коммуникативная атака» Управление общением Анализ осуществленной системы общения

16 слайд

Описание слайда:

17 слайд

Описание слайда:

Дистанционная Определение духовного расстояния между субъектами взаимодействия «далеко» «близко» «рядом» Отсутствие искренности во взаимоотношениях, формальное выполнение своих обязанностей. Педагог – «друг» для своих воспитанников, реализующий вместе с ними творческие замыслы. Уважительное отношение к своим профессиональным обязанностям, к своим подопечным, принятие их интересов и чаяний.

18 слайд

Описание слайда:

Уровневая Расположенность субъектов друг к другу «по вертикали» «на» «под» «наравне» Административное давление на ребёнка, так как «он мал, неопытен, неумел». Преклонение перед природой детства, боязнь вмешательства в процесс развития ребёнка. Педагог «превращается в обслуживающий персонал», потакающий любому капризу ребёнка. Признание Человека в ребёнке и в педагоге; при этом характерно взаимное уважение личности с обеих сторон.

19 слайд

Описание слайда:

Кинетическая Положение человека по отношению к другому в совместной деятельности, в совместном движении к цели «впереди» «сзади» «вместе» Педагог ведёт за собой своих воспитанников. Педагог – ведомый своими воспитанниками. Оба объекта вырабатывают стратегию совместных действий для достижения цели.

20 слайд

Описание слайда:

В главном – педагог «впереди», в мелочах – «сзади», в целом – «вместе» с детьми он идёт по жизни, преодолевая с ними её препятствия, приучая их к самостоятельности, к ответственности за свой выбор.

21 слайд

Описание слайда:

22 слайд

Описание слайда:

Общение на основе высоких профессиональных установок педагога Общение на основе дружеского расположения Общение-дистанция Общение-устрашение Общение-заигрывание

23 слайд

Описание слайда:

Перспективные: Общение на основе совместной творческой деятельности. Общение на основе дружеского расположения. Неперспективные: общение-устрашение. Общение заигрывание. В общении очень важно правильно определить дистанцию между воспитателем и воспитанниками. Дистанция – форма выражения отношения

24 слайд

Описание слайда:

25 слайд

Описание слайда:

Следствие: отсутствие психологического контакта, безынициативность и пассивность обучаемых

26 слайд

Описание слайда:

слабая обратная связь между учителем и обучаемыми (барьер общения) отсутствие желания к сотрудничеству с какой-либо стороны информационный, а не диалоговый характер занятия непроизвольное подчеркивание преподавателем своего статуса снисходительное отношение к обучаемым Следствие: слабое взаимодействие с обучаемыми, с их стороны - равнодушное отношение к учителю

27 слайд

Описание слайда:

избирательные отношения с обучаемыми концентрация внимания учителя на части аудитории (индикаторы) ориентировка на настроение коллектива неумение сочетать индивидуализацию обучения учащихся с фронтальным подходом Следствие: нарушается целостность акта взаимодействия в системе учитель - коллектив уч-ся, она подменяется фрагментарностью ситуативных контактов

28 слайд

Описание слайда:

учитель в общении замкнут на себя речь большей частью монологична нет реакции на слушателей эмоциональная глухота к окружающим Следствие: практически отсутствует взаимодействие между учителем и учеником вокруг ученика- поле психологического вакуума стороны процесса общения изолированы друг от друга учебно-воспитательное воздействие представлено формально

29 слайд

Описание слайда:

учитель озабочен тем, как он воспринимается окружающими межличностные отношения приобретают для него доминирующее значение сомнение в действенности своих аргументов, в правильности поступков острая реакция на нюансы психологической атмосферы обучаемых Следствие: обостренная социально-психологическая чувствительность учителя приводит к его неадекватным реакциям на реплики и действия аудитории. Для учителя возможно занятие ведомой позиции в отношениях с учащимися

30 слайд

Описание слайда:

взаимоотношения учителя и уч-ся строятся по жесткой программе четко выдержаны цели и задачи занятия дидактически оправданы методические приемы безупречная логика изложения и аргументация фактов отшлифованы мимика и жесты учитель не учитывает состав и психическое состояние уч-ся, их возрастные и этнические особенности Следствие: низкий эффект педагогического взаимодействия

31 слайд

Описание слайда:

фокусирование учебно-воспитательного процесса целиком на преподавателе отсутствие творческого взаимодействия между учителем и уч-ся подавление личной инициативы со стороны уч-ся снижение до минимума познавательной и общественной активности уч-ся Следствие: воспитывается безынициативность обучаемых, теряется творческий характер обучения, искажается мотивационная сфера познавательной активности

32 слайд

Описание слайда:

учитель находится в диалоге с уч-ся, поддерживает их в мажорном настроении, поощряет инициативу, легко схватывает изменения в психологическом климате группы и гибко реагирует на них преобладает стиль дружеского взаимодействия с сохранением ролевой дистанции Следствие: возникающие учебные, организационные и этические проблемы творчески решаются совместными усилиями

33 слайд

Описание слайда:

Стили общения и стили педагогического руководства Стиль - это совокупность приемов, способов работы, это характерная манера поведения человека. Главное для стиля - единство высокого уровня компетентности педагога и его нравственных установок.

34 слайд

Описание слайда:

Стиль педагогического общения - -это индивидуально-типологические особенности социально-типологического взаимодействия педагогов и обучающихся. В стиле общения находят выражение: - особенности коммуникативных возможностей педагога; - сложившийся характер взаимоотношений педагога и воспитанников; - творческая индивидуальность педагога; - особенности учебной группы,класса.

35 слайд

Описание слайда:

36 слайд

Описание слайда:

Авторитарный стиль Цели деятельности, способы ее выполнения единолично задаются педагогом. Свои действия он не объясняет, не комментирует, проявляет чрезмерную требовательность, категоричен в суждениях, не принимает возражений, с пренебрежением относится к мнениям, инициативе учащихся. Педагог постоянно проявляет свое превосходство, у него отсутствует сопереживание, сочувствие. Преобладает официальный, приказной, начальственный тон обращения, форма обращения - указание, поучение, приказ, инструкция, окрик. Общение строится на дисциплинарных воздействиях и подчинении «Делайте, как я говорю, и не рассуждайте»

37 слайд

Описание слайда:

Либеральный стиль Отсутствует система в организации деятельности и контроля. Педагог занимает позицию стороннего наблюдателя, не вникает в жизнь коллектива, в проблемы отдельной личности, довольствуется минимальными достижениями. При таком стиле руководства отсутствует целенаправленное взаимодействие «учитель-ученик». «Как все идет, так и пусть идет»

38 слайд

Описание слайда:

39 слайд

Описание слайда:

Какой стиль взаимодействия педагога и ученика выбираешь ты? авторитарно- догматический либеральный или попустительский демократический

40 слайд

Описание слайда:

Психолог А.К. Маркова - предлагает классификацию индивидуальных стилей педагогического общения. Она выделяет: - эмоционально - импровизационный, - эмоцинально - методичный, -рассуждающе - импровизационный, -расссуждающе - методичный стили общения.

41 слайд

Описание слайда:

Эмоционально-импровизационный стиль (ЭИС) Педагога этого стиля отличает преимущественная ориентация на процесс обучения. Объяснение нового материала такой учитель строит логично, интересно, однако в процессе объяснения у него часто отсутствует обратная связь с учениками. Во время опроса учитель обращается к большому числу учеников, в основном, сильных, интересующих его. Опрашивает их в быстром темпе, задаёт неформальные вопросы, но мало даёт им говорить, не дожидается, пока они сформулируют ответ самостоятельно.

42 слайд

Описание слайда:

Эмоционально-методический стиль (ЭМС) Для педагога этого стиля характерны ориентация на процесс и результаты обучения. Ориентируясь как на процесс, так и на результат обучения, такой педагог адекватно планирует учебно-воспитательный процесс, поэтапно отрабатывает весь учебный материал, внимательно следит за уровнем знаний всех учащихся, в его деятельности постоянно представлены закрепление и повторение учебного материала, контроль знаний учащихся. Такого педагога отличает высокая оперативность, он часто меняет виды работы на занятиях, практикует коллективные обсуждения

43 слайд

Описание слайда:

Рассуждающе-импровизационный стиль (РИС) Для педагога характерны ориентация на процесс и результаты обучения, адекватное планирование учебно-воспитательного процесса. По сравнению с педагогами эмоциональных стилей обучения, педагог, использующий РИС, проявляет меньшую изобретательность в подборе и варьировании методов обучения, не всегда способен обеспечить высокий темп работы. Реже практикует коллективные обсуждения, время спонтанной речи его учащихся на занятиях меньше, чем у педагогов с эмоциональным стилем. Педагог, применяющий РИС, меньше говорит сам, особенно во время опроса, предпочитая воздействовать на учащихся косвенным путём (посредством подсказок, уточнений и т.д.), давая возможность отвечающим самим оформить ответ.

44 слайд

Описание слайда:

Рассуждающе - методический стиль (РМС) Ориентируясь преимущественно на результаты обучения и адекватно планируя учебно-воспитательный процесс, педагог с этим стилем проявляет консервативность в использовании средств и способов педагогической деятельности. Высокая методичность (систематичность закрепления, повторения учебного материала, контроля знаний учащихся) сочетается с небольшим стандартным набором используемых методов обучения, предпочтением репродуктивной деятельности учащихся, редким проведением коллективных обсуждений с использованием элементов дискуссии. В процессе опроса педагог обращается к небольшому количеству учащихся, давая каждому достаточно времени на ответ, уделяя особое внимание слабым в академическом отношении воспитанникам.

45 слайд

Описание слайда:

Условно можно выделить четыре группы педагогов по степени интенсивности их общения с учащимися. - к первой группе можно отнести тех педагогов, кто постоянно общается с учащимися; вторую группу составляют педагоги, которые с уважением относятся к учащимся, пользуются их доверием и симпатией; в третью группу можно включить педагогов, которые явно стремятся к близкому общению со своими подопечными, но такового не имеют; четвёртая группа – те педагоги, которые общение с учащимися ограничивают узкими рамками деловых вопросов.

46 слайд

Описание слайда:

КЛЮЧ ДЛЯ ОБРАБОТКИ ОТВЕТОВ. Варианты ответов Вопросы 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 А 2 3 2 2 3 1 2 3 1 2 Б 3 1 3 1 2 2 3 1 2 1 В 1 2 1 3 1 3 1 2 3 3

47 слайд

Описание слайда:

25-30 баллов – предпочтение демократического стиля; 20-24 балла - склонность к авторитарному стилю; 10 –19 баллов – выраженность либерального стиля общения. Итоги анкетирования

48 слайд

Описание слайда:

Барьеры восприятия в общении Эффект ореола – распространение общего оценочного впечатления о человеке на все его ещё неизвестные личностные качества и свойства, действия и поступки. Ранее сложившееся представление мешает по- настоящему понять человека. Эффект первого впечатления - 0бусловленность восприятия и оценивания человека по первому впечатлению о нём, которое может оказаться ошибочным. Эффект первичности - придание большого значения при восприятии и оценивании незнакомого воспитанника или группы той информации о нём, которая поступила раньше.

49 слайд

Описание слайда:

Эффект новизны - придание большого значения более поздней информации при восприятии и оценивании знакомого человека. Эффект проекции - приписывание своих достоинств приятным воспитанникам или другим людям, и своих недостатков - неприятным. Эффект стереотипизации - использование в процессе межличностного восприятия устойчивого образа человека. Приводит к упрощению в познании человека, построению неточного образа другого, к возникновению предубеждения.

50 слайд

Описание слайда:

Качества личности учителя значимые для продуктивного общения Глубокое знание психологии другого человека (его ценностей, идеалов, направленности, потребностей, интересов, уровня притязаний). Социальная установка на человека (аттракция). Безусловное принятие ребёнка – принцип предвосхищающего уважения. способность к педагогической импровизации. Воспитанность эмоциональной сферы: умения сопереживать и сочувствовать – готовность к эмпатии. Самопознание и самооценка: педагогическая рефлексия (способствует умению правильно настраиваться на другого человека, выбирать соответствующий способ поведения. Коммуникативные умения – умения вступать в общение, выбирать или создавать новые способы коммуникации. Владения техникой общения. Гибкость, оперативно-творческое мышление; Педагогическая интуиция. Умение прогнозировать возможные педагогические ситуации; умение управлять собой;

52 слайд

Описание слайда:

ПРАВИЛА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ. 1. Проявлять педагогический такт (в каждом конкретном случае применять метод, поддерживающий чувство достоинства ребенка); 2. Уметь слушать; 3. Уметь по внешним признакам определить состояние ребенка, мимикой, позой поддерживать высказывание собеседника, выслушивать с вниманием и уважением, не прерывать собеседника; 4. Уметь говорить: - владеть культурой речи (доступность, образность, логичность высказывания, лаконичность); - управлять голосом (интонация, дикция); - управлять мимикой и жестами; - уменьшение речевой деятельности, ведение диалога, а не монолога; 5. Уметь управлять своим состоянием, чувствами; вытеснение отрицательных мыслей из сознания, установка на положительное восприятие собеседника, излучение тепла, доброжелательности.

53 слайд

Описание слайда:

НЕГАТИВНАЯ УСТАНОВКА ПОЗИТИВНАЯ УСТАНОВКА меньше времени на ответ дольше ждет ответа на вопрос не использует наводящие вопросы и подсказки, при затруднении задает наводящие вопросы при неверном ответе спешит переадресовать вопрос другому уч-ся или отвечает сам при неверном ответе не спешит с оценкой, а старается подкорректировать его чаще порицает и меньше поощряет вопрос поощряет улыбкой, взглядом не реагирует на удачное действие уч-ся и не замечает его успехов чаще обращается к уч-ся взглядом в ходе занятия иногда вообще не работает с ним на занятии

54 слайд

Описание слайда:

Основные идеи педагогики сотрудничества: требовательные и уважительные отношения с учениками; исключение принуждения в обучении и воспитании за счёт дифференциации учебного материала и обеспечения свободного выбора учащимися уровня сложности заданий; конкретная целенаправленность обучения; развитие памяти учащихся с помощью опорных конспектов и сигналов, специальных упражнений; изучение учебного материала крупными блоками с использованием активных формой методов; опережение в обучении за счёт использования заданий на развитие взаимосвязей; комплексная оценка учебной деятельности, возможность изменить любую оценку;

56 слайд

Описание слайда:

1. Мать Маши пришла в школу узнать, как учится и ведет себя ее дочь. Только она успела переступить порог учительской, как услышала: Ваша дочь – законченная лентяйка! А, Машина мама, наконец – то.. . Хорошо, что пришли, я уж и сам собирался вас вызвать: болтает дочь на уроках, никакого сладу с ней! Но вот в учительской появилась Машина классная руководительниц. Она берет женщину под руку и уводит ее в укромный уголок. И они уже разговаривают о чем – то шепотом. Классная руководительница обязательно найдет что – то такое, от чего Машино положение не будет казаться маме совсем безнадежным. Она непременно расскажет, какая Маша добрая, как любят ее в классе, как близко к сердцу принимает она все классные дела. И только потом разговор пойдет о "двойке" за последний диктант, о невыученном уроке истории, о разговорах на уроках математики. И спустя уже несколько минут уже слышится голос Машиной мамы: "Спасибо, голубушка. Уж я постараюсь, прослежу". И уходит она из школы не раздраженная, а озабоченная новыми задачами, которые придется решать вместе с классной руководительницей. Какие чувства испытала мать Маши, войдя в учительскую? Дайте оценку поведения учителей. Как следует вести беседу с родителями? Чем объяснить взаимопонимание, возникшее в беседе классной руководительницы с мамой? Педагогические ситуации.

57 слайд

Описание слайда:

2.Молодая учительница литературы, войдя в VIII класс, в ответ на свое приветствие услышала: "Честь, имею!", которое Сергей сопроводил характерным рыцарским жестом и поклоном. Как прореагировать? А. Не отдавая должного великосветской галантности юного паладина, выставить его за дверь: "Пойди, прогуляйся и обдумай свое поведение". Б. Не обратить внимание и начинать урок. В. Не обратить внимание, но на уроке неожиданно вызвать или дать задачу потруднее, показав неуместность его шуток при неглубокой подготовке. Г. Принять приветствие: "О, поклонник литературы! Мне как раз нужна ваша помощь (раздать тетради, оформить доску, управлять ТСО и пр.)". Д. Ваше решение. Проанализируйте действия учителя, определите их влияние на характер общения. Определите. Какие из предложенных примеров демонстрируют совпадение целей педагога и восьмиклассники.

59 слайд

Описание слайда:

Стили руководства индивидуально-типические особенности целостной,
относительно устойчивой системы способов, методов
воздействия руководителя на коллектив с целью эффективного
и качественного выполнения управленческих
функций.(Журавлев)
целостная специфическая система устойчиво повторяющихся
особенностей деятельности руководителя, обладающая
внутренней гармонией и выработанная для эффективного
осуществления функций управления в определенных
условиях.(Шакуров)
интегративная характеристика деятельности руководителя, в
которой отражаются личные качества руководителя,
взаимоотношения с подчиненными и особенности
деятельности.(Ревенко)
стабильно проявляющиеся особенности взаимодействия
руководителя с коллективом, формирующиеся под влиянием
как объективных и субъективных условий управления, так и
индивидуально-психологических особенностей личности
руководителя.(Русалинова)

Три основных стиля руководства (по К.Левину):

Авторитарный;
Демократический;
Попустительский (либеральный).

Авторитарный

учащемуся принадлежит изначально
подчинённая роль, обучение и воспитание
осуществляется как целенаправленное
воздействие.

Демократический

есть определённая регламентация ролей
участников диалога, но она не ущемляет
свободы проявления индивидуальных
склонностей и особенностей характера.

Попустительский

внешне позволяет достичь раскованных
отношений, но чреват возможностью
утраты контроля педагога над поведением
воспитанников.

В стиле педагогической деятельности находят выражение

особенности коммуникативных
возможностей педагога;
достигнутый уровень
взаимоотношений;
творческая индивидуальность педагога;
особенности студенческого коллектива.

Существует несколько классификаций стилей педагогической деятельности.

I.
Регламентир
ованный
Импровизационный

Регламентированный
стиль
Импровизационный стиль
предусматривает
позволяет спонтанно
строгое
находить решение
подразделение и
каждой, вновь
ограничение ролей
возникающей
участников
ситуации.
педагогического
процесса, следование
определённым
шаблонам и
правилам.

II.Стили деятельности учителя (А.К. Маркова)

Эмоциональный
Регламентированный
(методический)
Импровизационный
Рассуждающий

Стили деятельности учителя (А.К. Маркова)

Стили
Ориентаци Планирова
я
на ние
процесс/рез
ультат
учебный
материал
Ориентаци Операти
я
на вность
учеников
Методич гибкость
ность
Эмоциональ на процесс недостаточн
нообучения
о
импровизац
адекватное
ионный
наиболее
интересный
материал
для урока
на сильных высокая
учеников
низкая
Интуитивность,
чуткое
и
зависимость
от проницатель
ситуации
на ное
уроке, гибкость и
импульсивность
Эмоциональ
нометодическ
ий
на результат адекватное
и
на
процесс
обучения
поэтапная
отработка
высокая
высокая
Рассуждаю
щеимпровизац
ионный
на процесс адекватное
и
результаты
высокая
Недостат
очно
высокая
чувствителен
к чуткое
и
изменениям
проницатель
ситуации
на ное
уроке, личностно
тревожен
сочетание
интуитивности и
рефлективности,
осторожность,
традиционность
Рассуждаю
щеметодическ
ий
на
результаты
обучения
консерват
ивность
Высокая
адекватное
рефлексивность,
малая
чувствительность
к
изменениям
ситуаций
на
уроке,
осторожность
Отношение
к
учащимся

III.Стили педагогического общения (В. А. Кан-Калик):

Общение на основе увлеченности
совместной деятельностью.
Общение на основе дружеского
расположения.
Общение – дистанция.
Общение – устрашение.
Общение – заигрывание.
Общение – превосходство.

IV.Американские психологи выявили три типа педагогов:

"Проактивный",
"Реактивный",
"Сверхреактивный".

"Проактивный" педагог

"Проактивный" педагог
инициативен в организации общения в
группе, как группового, так и парного
(учитель-ученик). Он четко
индивидуализирует свои контакты со
студентами. Но его установки меняются в
соответствии с опытом. Он знает, чего
хочет, и понимает, что в его собственном
поведении или поведении студентов
способствует достижению этой цели.

"Реактивный" педагог

"Реактивный" педагог
тоже гибок в своих установках, но он
внутренне слаб, подчинен "стихии
общения". Не он сам, а студенты
диктуют характер его общения с
группой. У него расплывчатые цели, он
приспосабливается и подстраивается к
студентам.

"Сверхреактивный" педагог,

"Сверхреактивный"
педагог,
замечая индивидуальные различия, тут же
строит нереальную модель,
преувеличивающую эти различия. Такой
педагог имеет дело не с реальными, а с
выдуманными им студентами и ведет себя
соответствующим образом. Студенты при
этом - его личные враги, а его поведение род защитного психологического
механизма.

V.Типология профессиональных позиций учителей, предложенная М. Таленом.

МОДЕЛЬ 1 – «СОКРАТ».
МОДЕЛЬ 2 – «РУКОВОДИТЕЛЬ
ГРУППОВОЙ ДИСКУССИИ».
МОДЕЛЬ 3 – «МАСТЕР».
МОДЕЛЬ 4 – «ГЕНЕРАЛ».
МОДЕЛЬ 5 – «МЕНЕДЖЕР».
МОДЕЛЬ 6 – «ТРЕНЕР».
МОДЕЛЬ 7 – «ГИД».

МОДЕЛЬ 1 – «СОКРАТ»

Это педагог с репутацией любителя
споров и дискуссий, намеренно их провоцирующий на занятиях. Ему свойственны
индивидуализм, несистематичность в
учебном процессе из-за постоянной
конфронтации; учащиеся на его занятиях
усиливают защиту
собственных позиций,
учатся их отстаивать.

МОДЕЛЬ 2 – «РУКОВОДИТЕЛЬ ГРУППОВОЙ ДИСКУССИИ»

Главным в учебно-воспитательном
процессе считает достижение согласия и
установление сотрудничества между
учащимися, отводя себе роль посредника,
для которого поиск
демократического согласия
важнее результата дискуссии.

МОДЕЛЬ 3 – «МАСТЕР»

Педагог выступает как образец для
подражания, подлежащий безусловному
копированию, и прежде всего не столько в
учебном процессе, сколько в отношении к
жизни вообще.

МОДЕЛЬ 4 – «ГЕНЕРАЛ»

Избегает всякой двусмысленности,
подчеркнуто требователен, жестко добивается
послушания, так как считает, что всегда и во
всем прав, а учащийся должен беспрекословно
подчиняться отдаваемым приказам.

МОДЕЛЬ 5 – «МЕНЕДЖЕР»

Стиль, сопряженный с атмосферой
эффективной деятельности коллектива,
поощрением их инициативы и
самостоятельности. Педагог стремится к
обсуждению с каждым
учащимся смысла решаемой
задачи, качественному
контролю и оценке
конечного результата.

МОДЕЛЬ 6 – «ТРЕНЕР»

Атмосфера общения пронизана духом
корпоративности. Учащиеся подобны
игрокам одной команды, где каждый в
отдельности не важен как индивидуальность,
но все вместе они могут многое. Педагогу
отводится роль вдохновителя
групповых усилий, для
которого главное – конечный
результат, победа.

МОДЕЛЬ 7 – «ГИД»

Воплощенный образ ходячей
энциклопедии. Лаконичен, точен,
сдержан. Ответы на все вопросы ему
известны заранее, как и сами вопросы.
Технически безупречен и именно
поэтому зачастую откровенно
скучен.

Вопрос! Чем отличаются модели: «Сократ» и «Руководитель групповой дискуссии»? «Менеджер» и «Тренер»?

Основание, заложенное в типологизацию
М.Талена:
выбор роли педагогом, исходя из
собственных потребностей, а не
потребностей учащихся.
Вопрос!
Чем отличаются модели:
«Сократ» и «Руководитель групповой дискуссии»?
«Менеджер» и «Тренер»?

Если рассматривать общение как сквозной процесс в обучении, то необходимо выделить две основные модели общения:

–учебно-дисциплинарную;
–личностно-ориентированную.

1. Учебно-дисциплинарная модель общения.

Для рассматриваемой модели общения
характерен авторитарный стиль общения,
где:
– Способы общения: наставления, разъяснения,
запреты, требования, угрозы, наказания,
нотации, окрик.
– Тактика общения: диктат или опека.
– Личностная позиция: удовлетворить
требования руководства и контролирующих
инстанций.

2. Личностно-ориентированная модель общения.

Для этой модели общения характерен
диалогический тип общения.
- Способы общения: понимание, признание и
принятие личности учащегося.
- Тактика общения: сотрудничество, создание и
использование ситуаций, требующих проявления
интеллектуальной и нравственной активности
учащихся.
- Личностная позиция педагога: исходить из
интересов учащегося и перспектив его
дальнейшего развития.



Функции общения

Характеристика

Информационная

Обмен сообщениями, т.е. приём-передача каких-либо сведений в ответ на запрос, а также обмен мнениями.

Контактная

Установление контакта как состояния обоюдной готовности к приёму и передаче сообщения.

Побудительная

Стимуляция активности партнера по общению, направляющая его на выполнение тех или иных действий.

Координационная

Взаимное ориентирование и согласование действий при организации совместной деятельности.

Понимания

Не только адекватное восприятие и понимание смысла сообщения, но и понимания партнёрами друг друга.

Установление отношений

Осознание и фиксирование своего места в системе ролевых, деловых, межличностных связей сообщества, в котором предстоит действовать педагогу.


  • Авторитарная (разящие стрелы). Учитель единолично определяет направление деятельности группы, указывает, кто с кем должен сидеть, работать, пресекает всякую инициативу учащихся, учащиеся живут в мире догадок. Основные формы взаимодействия - приказ, указание, инструкция, выговор.
  • Демократическая (возвращающийся бумеранг). Проявляется в опоре руководителя на мнение коллектива, учитель старается донести цель деятельности до сознания каждого. Основные способы общения у такого учителя - просьба, совет, информация.
  • Либеральная(плывущий плот) . Учитель старается не вмешиваться в жизнь коллектива, не проявляет активности, вопросы рассматривает формально, легко подчиняется другим противоречивым влияниям.

  • Общение на основе увлеченности совместной деятельностью.
  • Общение на основе дружеского расположения.
  • Общение-диалог.
  • Общение-дистанция.
  • Общение-устрашение.
  • Общение-заигрывание.

название моделей

характеристика

1. Модель дикторская ("Монблан").

следствие

Педагогические функции сведены к информационному общению при отсутствии личностного взаимодействия.

2. Модель неконтактная ("Китайская стена").

отсутствие психологического контакта, безынициативность и пассивность обучаемых.

Между педагогом и обучаемым существует слабая обратная связь ввиду барьеров общения: отсутствие желания к сотрудничеству, информационный, а не диалоговый характер занятия.

3. Модель дифференцированного внимания ("Локатор")

4. Модель гипорефлексивная ("Тетерев").

слабое взаимодействие с обучаемыми, а с их стороны - равнодушное отношение к педагогу.

Основана на избирательных отношениях с обучаемыми. Педагоги ориентированы не на весь состав аудитории, а лишь на часть, допустим на талантливых, слабых, лидеров.

нарушается целостность взаимодействия в системе "педагог-коллектив", она подменяется фрагментарностью ситуативных контактов.

Педагог в общении как бы замкнут в себе: его речь большей частью монологична. Такой педагог проявляет эмоциональную глухоту к окружающим.

5. Модель гиперрефлексивная ("Гамлет").

практически отсутствует взаимодействие между обучаемым и обучающим(поле психологического вакуума).

Педагог озабочен не столько содержательной стороной взаимодействия, сколько тем, как он воспринимается окружающими. Межличностные отношения принимают для него доминирующее значение.

обостренная социально-психологическая чувствительность педагога, приводящая его к неадекватным реакциям на реплики и действия аудитории; бразды правления могут оказаться в руках обучаемых.

название моделей

характеристика

6. Модель негибкого реагирования ("Робот").

Взаимоотношения педагога с обучаемыми строятся по жесткой программе, но педагог не обладает чувством постоянно меняющейся ситуации общения. Им не учитываются состав и психологическое состояние обучаемых, их возрастные и этнические особенности.

следствие

Учебный процесс целиком фокусируется на педагоге. Он - главное и единственное действующее лицо. От него исходят вопросы и ответы, суждения и аргументы.

8. Модель активного взаимодействия ("Союз").

низкий эффект социального взаимодействия.

Педагог постоянно находится в диалоге с обучаемыми, держит их в мажорном настроении, поощряет инициативу, легко схватывает изменения в психологическом климате коллектива и гибко реагирует на них. Преобладает стиль дружеского взаимодействия с сохранением ролевой дистанции.

воспитывается безынициативность, теряется творческий характер обучения, искажается мотивационная сфера познавательной активности.

Следствие: возникающие учебные, организационные, этические и др. проблемы творчески решаются совместными усилиями. Такая модель наиболее продуктивна.





  • Своевременная помощь в подборе адекватной лексики, правильном

построении высказываний;

  • Обучение коммуникативным приёмам, технике выступления и общения;
  • Позитивная критика (если такая необходима) поведения учащегося в диалоге с преподавателем;
  • Демонстрация вербальными и невербальными средствами заинтересованного внимания к учащимся, поддержка их стремления к участию в диалоге с преподавателем.

  • Побуждение к активному взаимодействию с преподавателем на занятии;
  • Мотивирование перед группой поощрений за проявленную инициативу;
  • Критика собственных ошибок в качестве демонстрации эталона отношения к ним;
  • «Игровая провокация».

Выбор учащимися личностных качеств преподавателя.

  • Справедливость
  • Умение поставить себя на место другого
  • Доброта
  • Сдержанность
  • Терпимость
  • Красота, стиль
  • Хорошие вербальные способности
  • Доступность изложения материала
  • Строгость
  • Интерес к людям и работе с ними; Гибкость, оперативно-творческое мышление; Умение ощущать и поддерживать обратную связь в общении; Умение управлять собой; Эмпатия (способность поставить себя на место другого); Способность к спонтанности коммуникаций; Умение прогнозировать возможные педагогические ситуации, последствия своих воздействий; Хорошие вербальные способности: культура, развитость речи, богатый лексический запас, правильный отбор языковых средств; Способность к педагогической импровизации, умение применять всё разнообразие средств воздействия (убеждение, внушение, применение различных приёмов воздействия)
  • Интерес к людям и работе с ними;
  • Гибкость, оперативно-творческое мышление;
  • Умение ощущать и поддерживать обратную связь в общении;
  • Умение управлять собой;
  • Эмпатия (способность поставить себя на место другого);
  • Способность к спонтанности коммуникаций;
  • Умение прогнозировать возможные педагогические ситуации, последствия своих воздействий;
  • Хорошие вербальные способности: культура, развитость речи, богатый лексический запас, правильный отбор языковых средств;
  • Способность к педагогической импровизации, умение применять всё разнообразие средств воздействия (убеждение, внушение, применение различных приёмов воздействия)

Слайд 2

Педагогическое общение - специфическая форма общения, имеющая свои особенности, и в то же время подчиняющаяся общим психологическим закономерностям, присущим общению как форме взаимодействия человека с другими людьми, включающей коммуникативный, интерактивный и перцептивный компоненты.

Слайд 3

Достижение положительного результата общения и взаимодействия связано с накоплением и правильным обобщением информации друг о друге, зависит от уровня развития коммуникативных умений педагога, его способности к эмпатии и рефлексии, к наблюдательности, от умения слушать, понимать ученика, воздействовать на него посредством убеждения, внушения, эмоционального заражения, изменения стилей и позиций общения, умения преодолевать манипуляции и конфликты. Важную роль играют психолого-педагогическая компетентность преподавателя в области психологических особенностей и закономерностей общения, взаимодействия.

Слайд 4

Стили педагогического общения Можно выделить шесть основных стилей руководства преподавателем учащихся: - автократический (самовластный стиль руководства), когда преподаватель осуществляет единоличное управление коллективом учащихся, не позволяя им высказывать свои взгляды и критические замечания, педагог последовательно предъявляет к учащимся требования и осуществляет жесткий контроль за их исполнением; - авторитарный (властный) стиль руководства допускает возможность для уч-ся участвовать в обсуждении вопросов учебной или коллективной жизни, но решение, в конечном счете, принимает преподаватель в соответствии со своими установками;

Слайд 5

Демократический стиль предполагает внимание и учет преподавателем мнений уч-ся, он стремится понять их, убедить, а не приказывать, ведет диалогическое общение на равных; - игнорирующий стиль характеризуется тем, что преподаватель стремится меньше вмешиваться в жизнедеятельность уч-ся, практически устраняется от руководства ими, ограничиваясь формальным выполнением обязанностей передачи учебной и административной информации;

Слайд 6

Попустительский, конформный стиль проявляется в том случае, когда преподаватель устраняется от руководства группой уч-ся либо идет на поводу их желаний; - непоследовательный, алогичный стиль - преподаватель в зависимости от внешних обстоятельств и собственного эмоционального состояния осуществляет любой из названных стилей руководства, что ведет к дезорганизации и ситуативности системы взаимоотношений преподавателя со уч-ся, к появлению конфликтных ситуаций.

Слайд 7

Известный психолог В.А. Кан-Калик выделял следующие стили педагогического общения

Слайд 8

1. Общение на основе высоких профессиональных установок педагога, его отношения к педагогической деятельности в целом. О таких говорят: "За ним дети буквально по пятам ходят!" 2. Общение на основе дружеского расположения. Оно предполагает увлеченность общим делом. Педагог выполняет роль наставника, старшего товарища, участника совместной учебной деятельности. 3. Общение-дистанция относится к самым распространенным типам педагогического общения. В этом случае во взаимоотношениях постоянно прослеживается дистанция во всех сферах, в обучении, со ссылкой на авторитет и профессионализм, в воспитании со ссылкой на жизненный опыт и возраст. Такой стиль формирует отношение "учитель - ученики".

Слайд 9

4. Общение-устрашение - негативная форма общения, антигуманная, вскрывающая педагогическую несостоятельность прибегающего к нему преподавателя. 5. Общение-заигрывание - характерно для молодых преподавателей, стремящихся к популярности. Такое общение обеспечивает лишь ложный, дешевый авторитет.

10

Слайд 10

Чаще всего в педагогической практике наблюдается сочетание стилей в той или иной пропорции, когда доминирует один из них. Из числа разработанных в последние годы за рубежом классификаций стилей педагогического общения интересной представляется типология профессиональных позиций учителей, предложенная М. Таленом.

11

Слайд 11

Модель I - "Сократ ". Это учитель с репутацией любителя споров и дискуссий, намеренно их провоцирующий на занятиях. Ему свойственны индивидуализм, несистематичность в учебном процессе из-за постоянной конфронтации; учащиеся усиливают защиту собственных позиций, учатся их отстаивать. Модель II - "Руководитель групповой дискуссии ". Главным в учебно-воспитательном процессе считает достижение согласия и установление сотрудничества между учащимися, отводя себе роль посредника, для которого поиск демократического согласия важнее результата дискуссии. Модель III - "Мастер". Учитель выступает как образец для подражания, подлежащий безусловному копированию и прежде всего не столько в учебном процессе, сколько в отношении к жизни вообще.

12

Слайд 12

Модель IV - "Генерал". Избегает всякой двусмысленности, подчеркнуто требователен, жестко добивается послушания, так как считает, что всегда и во всем прав, а ученик, как армейский новобранец, должен беспрекословно подчиняться отдаваемым приказам. По данным автора типологии, этот стиль наиболее распространен, чем все вместе взятые, в педагогической практике. Модель V - "Менеджер". Стиль, получивший распространение в радикально ориентированных школах и сопряженный с атмосферой эффективной деятельности класса, поощрением их инициативы и самостоятельности. Учитель стремится к обсуждению с каждым учащимся смысла решаемой задачи, качественному контролю и оценке конечного результата.

13

Слайд 13

Модель VI - "Тренер". Атмосфера общения в классе пронизана духом корпоративности. Учащиеся в данном случае подобны игрокам одной команды, где каждый в отдельности не важен как индивидуальность, но все вместе они могут многое. Учителю отводится роль вдохновителя групповых усилий, для которого главное - конечный результат, блестящий успех, победа. Модель VII - "Гид". Воплощенный образ ходячей энциклопедии. Лаконичен, точен, сдержан. Ответы на все вопросы ему известны зара --нее, как и сами вопросы. Технически безупречен и именно поэтому зачастую откровенно скучен.

14

Слайд 14

Профессионально-важные качества педагогического общения 1) интерес к людям и работе с ними, наличие ПОТРЕБНОСТИ и умений общения, общительность, коммуникативные качества; 2) способность эмоциональной ЭМПАТИИ и понимания людей; 3) ГИБКОСТЬ, оперативно-творческое мышление, обеспечивающее умение быстро и правильно ориентироваться в меняющихся условиях общения, быстро изменять речевое воздействие э зависимости от ситуации общения, индивидуальных особенностей уч-ся; 4) умение ощущать и поддерживать ОБРАТНУЮ СВЯЗЬ в общении; 5) умение УПРАВЛЯТЬ СОБОЙ, управлять своими психическими состояниями, своим телом, голосом, мимикой, умение управлять настроением, мыслями, чувствами, умение снимать мышечные зажимы; 6) способность к СПОНТАННОСТИ (неподготовленной) коммуникации; 7) умение ПРОГНОЗИРОВАТЬ возможные педагогические ситуации, последствия своих воздействий; 8) хорошие ВЕРБАЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ: культура, развитость речи, богатый лексический запас, правильный отбор языковых средств; 9) владение искусством ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ПЕРЕЖИВАНИЙ, которые представляют сплав жизненных, естественных переживаний педагога и педагогически целесообразных переживаний, способных повлиять на уч-ся в требуемом направлении; 10) способность к ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ИМПРОВИЗАЦИИ, умение применять все разнообразие средств воздействия (убеждение, внушение, заражение, применением различных приемов воздействия, "приспособлений" и "пристроек").

15

Последний слайд презентации: Педагогические стили общения

Таким образом, особую роль в наши дни в педагогическом общении, в том, обречено оно на неудачи или, наоборот, на успех, играет личность педагога…