Оксо управление и информатика в технических системах. Управление в технических системах: кем работать по окончании ВУЗа? Эксперименты и мечта детства

Научно-технический прогресс проник во все области человеческой деятельности и автоматизация, т.е. создание процессов и производств без участия или с частичным участием человека, стала привычной во всех сферах. Различают различные виды и сферы автоматизации - от автоматических бачков, позволяющих экономить воду в быту, до сложнейших автоматизированных систем управления технологическими процессами (АСУТП). Автоматизация неразрывна от управления, так как необходимость автоматизации диктует именно управление процессом или производством. Отсюда часто употребляемые термины «автоматическое», «автоматизированное» или «ручное» управление. Особенно важной автоматизация становится в энергетике, так как сложные системы вообще не могут работать без автоматизации управления, причем ее роль в будущем будет только возрастать.

Современное развитие энергетики и производства привело к преобладанию технологических процессов большой мощности со сложными комплексами энергетических и материальных потоков и с высокими требованиями к качеству продукции, безопасности персонала, сохранности оборудования и к воздействию на окружающую среду, что потребовало создания более совершенных систем управления. Внедрение информационных технологий, интеллектуальных распределенных систем управления и промышленных роботов позволяют создавать высокопроизводительные качественные установки, современные цеха и заводы, привлекательные для трудоустройства специалистов. Интеллек-туализация и автоматизация управления стала мощным технико-экономическим и социальным фактором и будет определять развитие техники и технологии.

Выпускник по направлению подготовки «Управление в технических системах» может занимать непосредственно после окончания вуза сле-дующие должности: инженер; инженер по автоматизации и механизации производственных процессов; инженер-программист (программист); инженер-электроник (электроник); инженер по наладке и испытаниям и прочие.

Область профессиональной деятельности включает в себя совокупность средств, способов и методов человеческой деятельности, направленных на создание и применение алгоритмического, аппаратного и программного обеспечения систем и средств контроля и управления объектами, системами, технологическими линиями и процессами, освобождающих человека от непосредственного участия в процессах получения, передачи, преобразования и использования энергии, материалов и информации.

Объектами профессиональной деятельности выпускников по направлению «Управление в технических системах» являются системы автоматизации, управления, контроля, технического диагностирования и информационного обеспечения, построенные на основе компьютерных, информационных и сетевых технологий; методы и средства их проектирования, моделирования, экспериментального исследования. Объектами автоматизации и управления являются: объекты тепло- и электроэнергетики, промышленности, сельского хозяйства, транспорта, торговли, медицины и т.д.; производственные процессы; техническое диагностирование, научные исследования и производственные испытания.

Выпускник по направлению подготовки «Управление в технических системах» может выполнять следующие виды профессиональной деятельности:

научно-исследовательская деятельность - построение математических моделей технических систем, разработка алгоритмического и программного обеспечения систем автоматизации и управления, создание современных аппаратно-программных средств с использованием современных компьютерных и информационных технологий;

проектно-конструкторская деятельность - проектирование архитектуры аппаратно-программных комплексов, разработка функциональной, логической и технической организации автоматизированных систем, разработка документации для обслуживания систем автоматизации и управления;

производственно-технологическая деятельность - производство технических средств и программных продуктов, создание систем автоматизации и управления, тестирование и отладка аппаратно-программных комплексов, подготовка, создание и сертификация аппаратно-программных комплексов систем автоматизации и управления, разработка программ и методик испытаний;

Студенты в представительстве компании «Иокогава»

организационно-управленческая деятельность - организация процесса разработки, производства и внедрения систем автоматизации и управления; организация работы коллектива разработчиков, принятие управленческих решений; планирование; выбор инструментальных, информационных и компьютерных средств при организации создания автоматизированных систем; обучение персонала;

монтажно-наладочная деятельность - поверка, наладка, регулировка, оценка состояния оборудования и настройка технических средств и программных комплексов автоматизации и управления на действующем объекте;

сервисно-эксплуатационная деятельность - настройка и регламентное эксплуатационное обслуживание на объектах программно-технических комплексов систем автоматизации и управления, их программного обеспечения; анализ характеристик средств и систем автоматизации и управления.

Основная образовательная программа бакалавриата предусматривает изучение следующих учебных циклов:

Гуманитарный, социальный и экономический циклы;

Математический и естественнонаучный цикл;

Профессиональный цикл;

и разделов:

Физическая культура;

Учебная и производственная практики и/или научно-исследовательская работа;

Итоговая государственная аттестация.

Основные изучаемые дисциплины по направлению:

МАТЕМАТИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ТЕОРИИ АВТОМАТИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ;

ТЕХНОЛОГИЯ ПРОГРАММИРОВАНИЯ СТРУКТУР И АЛГОРИТМОВ ОБРАБОТКИ ДАННЫХ

СИСТЕМНОЕ ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ;

ТЕОРИЯ АВТОМАТИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ;

ПРОГРАММИРОВАНИЕ И ОСНОВЫ АЛГОРИТМИЗАЦИИ;

МЕТРОЛОГИЯ, СТАНДАРТИЗАЦИЯ И СЕРТИФИКАЦИЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ И ТЕПЛОВОЙ ЭНЕРГИИ;

ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫЕ МАШИНЫ, СИСТЕМЫ И СЕТИ;

МОДЕЛИРОВАНИЕ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ;

МЕТРОЛОГИЯ И ИЗМЕРИТЕЛЬНАЯ ТЕХНИКА.

Специальные дисциплины по направлению 220400 «Управление в технических системах»:

ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА АВТОМАТИЗАЦИИ И УПРАВЛЕНИЯ;

ИНФОРМАЦИОННЫЕ СЕТИ И ТЕЛЕКОММУНИКАЦИИ;

АВТОМАТИЗИРОВАННЫЕ ИНФОРМАЦИОННО-УПРАВЛЯЮЩИЕ СИСТЕМЫ;

ПРОЕКТИРОВАНИЕ АВТОМАТИЗИРОВАННЫХ СИСТЕМ;

МИКРОКОНТРОЛЛЕРЫ И МИКРОПРОЦЕССОРЫ В СИСТЕМАХ УПРАВЛЕНИЯ;

ЭЛЕКТРОМЕХАНИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ.

Информация по профилю

Направления подготовки:

  • все стадии разработки систем управления различных типов и различных уровней;
  • информационное обеспечение систем управления;
  • технические средства автоматизации.

Основные виды деятельности выпускника:

  • научно-исследовательская;
  • проектно-конструкторская;
  • эксплуатационная;
  • производственная;
  • организационно-управленческая.

Основные специальные дисциплины

  • теория автоматического управления;
  • программные средства анализа и синтеза САУ;
  • схемотехника цифровых устройств;
  • элементы и устройства автоматики;
  • проектирование систем автоматического управления;
  • вычислительные машины, системы и сети;
  • программирование и основы алгоритмизации;
  • информационные сети и телекоммуникации;
  • телемеханика.

Возможные сферы деятельности выпускников

Выпускники специальности ориентированы на выполнение работ по созданию, монтажу, наладке, эксплуатации систем управления и их компонентов во всех отраслях промышленности в качестве исполнителей и руководителей различного уровня:

  • на предприятиях, в учреждениях, выполняющих научно-исследовательские, опытно- конструкторские, проектные работы по созданию средств или систем автоматизации;
  • на предприятиях, эксплуатирующих системы автоматики и телемеханики;
  • на предприятиях, в учреждениях, создающих или эксплуатирующих информационные сети и телекоммуникации;
  • на предприятиях, в учреждениях, создающих или эксплуатирующих программное обеспечение.

Примеры трудоустройства выпускников

За последние годы ряд выпускников специальности был трудоустроен на следующие предприятия, в организации и учреждения:
  1. ООО «Самаранефтеавтоматика», г. Самара
  2. ОАО «Магистральные электрические сети Волги», г. Самара
  3. ЗАО НПЦ «ИНФОТРАНС», г. Самара
  4. Самарский информационно-вычислительный центр - филиал ОАО «РЖД»,
  5. ОАО «Самарский металлургический завод», г. Самара
  6. Федеральное государственное унитарное предприятие государственный научно-производственный ракетно-космический центр «ЦСКБ-ПРОГРЕСС», г. Самара
  7. ЗАО «Современные методы автоматизации», г. Самара
  8. ОАО «Приволжскнефтепроводы», г. Самара
  9. ОАО «Самаранефтегеофизика», г. Самара
  10. ОАО «Самарские тепловые сети», г. Самара.

Компании с которыми сотрудничает кафедра, связь с предприятиями, где проходит практика

Кафедра «Автоматика и управление в технических системах» активно сотрудничает с фирмой «SCHNEIDER ELECTRIC» по применению программируемых логических контроллеров, созданных фирмой, в системах автоматического управления. Студенты специальности постоянно принимают участие в конкурсах, проводимых фирмой, и регулярно занимают призовые места.

Кафедра совместно с научным учреждением «Институт проблем управления сложными системами» РАН проводит исследования по созданию алгоритмов оптимального управления.

Кафедра силами преподавателей и студентов специальности участвует в создании новых систем управления совместно с организациями ООО «Сервис- Центр - Автоматика», г. Новокуйбышевск, ЗАО «АТМ - Сервис», г. Самара, с предприятием ЗАО «Самарская кабельная компания», г. Самара.

Студенты специальности проходят производственную практику на таких предприятиях, в учреждениях, организациях, как:

  1. ОАО «Самаранефтегаз», г. Самара
  2. ООО «Самарский подшипниковый завод № 9», г. Самара
  3. ООО «Управляющая компания «Электрощит-Самара», г. Самара
  4. Куйбышевское районное управление магистрального нефтепровода «Дружба», г. Самара
  5. ООО «Самаранефтеавтоматика», г. Отрадный, Самарской обл.
  6. Самарский филиал Физического института им. П. Н. Лебедева, г. Самара
  7. ООО «Научно-производственная фирма «Конструктор», г. Самара
  8. ОАО «Авиакор-авиационный завод», г. Самара

Закончив своё высшее учебное заведение по специальности, управление в технических системах, кем работать - понимают далеко не все. Ведь на протяжении 5 лет обучения студентам давалось огромное количество чисто теоретических знаний.

Но только по этой причине нельзя назвать нашу систему образования неэффективной, подобная информация закладывает серьёзную базу в плане дальнейшего развития своих практических навыков и решения нестандартных ситуаций.

7 возможных вариантов трудоустройства.

На какие должности может рассчитывать выпускник?

  1. Системный администратор.
  2. Программист.
  3. Инженер.
  4. Разработчик.
  5. Управленец.
  6. Эксперт.
  7. Научный сотрудник.

Как вы могли заметить, вариантов будущего трудоустройства много и это должно быть странно - техническая профессия всегда предусматривает довольно узкую специализацию. Но когда речь идёт о развивающихся и крайне перспективных направлениях, ситуация несколько меняется.

Отрасль модернизируется и развивается с каждым годом, возникают новые ответвления. В таких условиях очень сложно выбрать конкретную специальность, ведь разрекламированная профессия может оказаться абсолютно никому не нужной уже через 5-10 лет. Но мы попытаемся рассмотреть все возможные варианты.

Постоянство и карьерный рост.

Хотите стабильности? Тогда должность системного администратора подойдёт лучше всего. Нагрузки и занятость в течение рабочего дня сводятся к минимуму, если вы смогли нормально настроить сеть и работу компьютеров на рабочем месте. Когда речь идёт о крупных корпорациях, ваш диплом может стать «волшебным ключиком» к должности главного администратора на всём предприятии.

Несколько сотрудников в подчинении, солидная зарплата и собственный офис. Идеальный вариант, вот только в технической стороне вопроса надо действительно хорошо разбираться . Огромное значение имеет и оперативность устранения неполадок, упущенное время лишит фирму прибыли, а вас - повышения и премиальных.

Стоит ли идти работать программистом, получив высшее образование по такому профилю? Возможно имеет, но мы бы не советовали. На протяжении всего периода учёбы вы получали немного другие знания, которые практически никак не пригодятся штатному программисту. Разве что если речь идёт о разработке аппаратного обеспечения и тестировании нового оборудования .

А кто решится двигать прогресс вперёд?

Инженеров и разработчиков можно смело объединить в одну категорию. Ведь все они будут работать именно по основной своей специализации - им придётся разрабатывать, внедрять и поддерживать новое оборудование на производстве и в других отраслях.

Действительно толковых специалистов мало, ведь для такой работы необходим талант и поразительное упорство. Но должность в нефтедобывающей компании определённо того стоит. Металлургия не сильно отстаёт с регулярным поиском претендентов на вакантные места.

Идеальный вариант - зацепиться на предприятии во время прохождения производственной практики и в дальнейшем себя зарекомендовать как ответственный, развивающийся специалист. Наличие самостоятельных проектов будет огромным дополнительным плюсом в ваше резюме.

Руководящий пост для технического специалиста.

Альтернативный вариант есть и для тех, кто на протяжении всей своей жизни мечтал о власти. Молодого специалиста никто не поставит сразу же главой отдела. Но не надо забывать об этой возможности, которую даёт ваш диплом. Если вы не пропускали пары по экономике и финансам, общее представление о деятельности предприятия у вас имеется.

Как только будет создан новый отдел или подразделение для решения какой-либо проблемы, стоит предложить начальству возложить на вас ответственность за реализацию проекта. Но заранее убедитесь, что поставленная цель вам по силам, будет неприятно оказаться «козлом отпущения». Должность лишь на первый взгляд кажется чисто административной, на самом деле вы принимаете непосредственное участие в работе отдела и оказываете всю возможную помощь по созданию нового оборудования, составлению и отладки систем.

Эксперименты и мечта детства.

Любители лабораторий тоже не останутся без дела, робототехника сейчас переживет пик своего развития. А это значит, что вы можете рассчитывать на место в одном из исследовательских центров .

В нашей стране наблюдается небольшой спад в этом направлении, но после выхода из кризиса оно рассматривается как одно из самых перспективных. Короче говоря, перед вами возможность реализовать мечту детства половины мальчишек - строить роботов. Вот только на практике всё может оказаться не так романтично и восхитительно, но ведь пока не попробуешь - не узнаешь.
Практически в любой организации есть какая-либо техническая система. И, конечно же, её можно, и даже нужно подвергнуть тщательнейшему анализу.

Так и появилась профессия эксперта, пусть все действия специалиста жёстко регламентируются протоколами и нормативами, но даже эта специальность может быть очень интересной.

Получив диплом «управление в технических системах», кем работать выбрать сложно. Ведь перед выпускниками открывается действительно целый мир уникальных возможностей. Слишком уж прочно технические и автоматизированные системы вошли в повседневную жизнь.

Видео о специальности «Управление в технических системах»